Корабль "Мария Селеста". Неразгаданная тайна корабля-призрака

В нашей серьезной цифровой реальности все-таки осталось место для мифов и легенд. Одна из самых известных – о корабле-призраке, уже IV века бороздящем морские просторы. Вы ведь знаете легенду о «Летуче Голландце»? Верно? Однако эта история больше похожа на фантастику, чем на реальность.

А вот ситуация, которая произошла с бригантиной «Мария Селеста», заставляет насторожиться. В один момент, или день, с бригантины бесследно пропал весь экипаж. Почему это произошло? Вопрос, на который до сих пор не найден ответ.

С чего все начиналось

Бригантина Mary Celeste, «в девичестве» — Amazon, была спущена на воду в конце 1860 года. Ее отчим домом стала верфь Джошуа Дэвиса в Новой Шотландии. Официальными владельцами бригантины числился консорциум из 9 человек, возглавляемый Дэвисом. Среди совладельцев был Роберт Маклеллан, ставший впоследствии первым капитаном корабля.

корабль мария селеста

Как уже было сказано, корабль «Мария Селеста» изначально звали «Амазонкой». Женские имена наградили бригантину весьма скверным характером. Почему? Сейчас поймете.

Первое плавание

Первый рейс «Амазонки» состоялся в июне 1861 года. Бригантина прибыла на Файв Айлендс, чтобы взять груз древесины для прохождения через Атлантику в Лондон. В дороге капитан Маклеллан неожиданно заболел. «Амазонка» была вынуждена вернуться на Спенсерские острова. Болезнь оказалась сильнее капитана, и 19 июня 1861 года Роберт Маклеллан скончался. Однако по одной из версий он упал за борт и пропал без вести. А точнее, первый капитан «Амазонки» исчез, и ходят легенды, что он навсегда остался во власти морской пучины.

Но недолго красавица «Амазонка» вела спокойную причальную жизнь. Следующим капитаном бригантины стал Джон Несон Паркер. Буквально через год, в 1863-м, Паркера сменил Уильям Томпсон. Можно смело сказать, что он «долгожитель», так как оставался в команде вплоть до 1867.

В октябре этого же года возле острова Кейп-Бретон «Амазонка» попала в шторм и была выброшена на берег. Бригантина получила тяжелые повреждения. Капитан Уильям Томпсон оказался неверен 30-метровой красавице и бросил ее на произвол судьбы. А точнее – владельцы продали корабль всего лишь за 1750 долларов.

Новая жизнь

Новыми владельцами «Амазонки» решили стать ее земляки — предприниматели из Новой Шотландии во главе с Александром Максбином. Однако повреждения бригантины были настолько серьезными, что ремонт и эксплуатацию признали нерентабельными. Уже через месяц корабль был вновь выставлен на продажу.

В ноябре 1868 года новым владельцем «Амазонки» стал Ричард Хайнес. Это была настоящая любовь — на восстановление бригантины он потратил сумму, в 5 раз превышающую ее стоимость! Ремонт обошелся в 8825 долларов.

После восстановления бригантины Ричард Хайнес стал ее капитаном, а сама «Амазонка» получила прописку в Нью-Йорке, но уже под другим именем — «Мария Селеста», что переводится как «Святая Мария». Говорят, тем самым капитан пытался исправить трагическую судьбу бригантины.

судьба корабля мария селеста

Однако у «Марии» и Хайнеса также не срослось. Виной тому — кредиты. Бригантина стала расплатой за долги своего капитана.

В 1869 года корабль выкупает Джеймс Винчестер. На тот момент «Марии» было около 10 лет. Да и вложено в ее ремонт, как мы помним, было немало. Однако, потрепанная штормами, владельцами и кораблекрушениями, она нуждалась в капитальном ремонте. В начале 1872 года он и произошел, увеличив стоимость бригантины еще на 10 тыс. долларов. У «Марии» увеличилась длина, ширина, осадка и водоизмещение, а еще – появилась вторая палуба. С этого начинается новая глава в истории корабля «Мария Селеста».

Последний маршрут команды

29 октября 1872 года был составлен новый консорциум во главе с Джеймсом Винчестером. Капитаном корабля стал 37-летний Бенджамин Бриггс. Потомственный моряк, рожденный в семье капитана дальнего плавания Натана Бриггса.

5 ноября 1872 года «Мария Селеста» вышла в плавание с грузом спирта-ректификата. В маршрутном листе значился путь из Нью-Йорка в порт Генуи. На корабле «Мария Селеста», кроме капитана и команды в 7 человек, находились жена Бриггса, Сара Элизабет Кобб Бриггс, и их 2-летняя дочь Софья Матильда. У Бенджамина и его супруги был еще один ребенок — сын Артур. Однако родители решили на время похода оставить его с бабушкой.

капитан корабля мария селеста

По стопам «Летучего Голландца» – корабль-призрак «Мария Селеста»

Как известно, Александр Степанович Попов презентовал свой первый радиоприемник только в 1895 году. Поэтому на момент выхода бригантины в море какой-либо связи с землей у нее не было.

Спустя 4 недели после начала похода «Мария Селеста» была обнаружена бригом «Деи Грация» под командованием капитана Дэвида Рида Морхауза. Это произошло 5 декабря 1872 года около часу дня. Кстати, Морхауз был неплохим знакомым Бенджамина Бриггса. Позже, этот факт будет положен в основу одной из легенд исчезновения экипажа корабля «Мария Селеста».

мария селеста загадка корабля

Судна встретились неподалеку от Азорских островов. Команду брига «Деи Грация» смутила манера хода бригантины – она была беспорядочной. Подойдя поближе и выяснив по надписи, что это корабль «Мария Селеста», капитан приказал нескольким матросам следовать к судну.

Когда они поднялись на бригантину, то обнаружили, что на ней нет ни единого человека — ни живого, ни мертвого. Между переборками и палубами плескалась морская вода. В трюме ее уровень достигал метра. На палубе валялось самодельное устройство для измерения уровня – футшток. Крышки люков были сняты, а створки носового сорваны с петель и разбросаны по палубе.

В остальном, корабль казался не поврежденным, за исключением окон кормовой надстройки, где находилась каюта капитана. Они были закрыты брезентом и заколочены досками. В часах закончился завод. Компас был разбит. И также на корабле не были обнаружены секстант и хронометр.

В некоторых источниках указано, что бортовые журналы также отсутствовали. В других, что последняя запись в документах была сделана 25 ноября. Координаты, указанные в них, отличались от места обнаружения на 400 морских миль. Получается, что за эти 10 дней бригантина преодолела 720 километров.

судно мария селеста

А может шторм или пираты?

В каюте капитана осталась нетронутой шкатулка с драгоценностями и деньги. По полу были раскиданы игрушки. Швейная машинка жены капитана корабля «Мария Селеста» Джеймса Бриггса стояла с заправленными шелковыми нитками и неоконченным изделием. Груз был не тронут. Также остался целым полугодовой продовольственный запас.

Расположение вещей свидетельствовало, что корабль не попадал в сильный шторм. В частности, на швейной машинке стояла масленка, которая при качке обязательно бы упала. В каютах было достаточно сыро, однако этот факт можно было объяснить повсеместно открытыми люками.

Что касается парусов – они все были расправлены. Правда, нескольких не хватало. С борта бригантины свисали веревки.

мария селеста загадка корабля

По стопам «Титаника»

Как показывает практика, люди, ответственные за оборудование корабля спасательными шлюпками, не всегда обязательны при выполнении своей работы.

Вспомним печальный опыт Титаника... На судне «Мария Селеста», безусловно, уходили в море не пара тысяч человек. Однако бригантина отправилась в плавание с 1 шлюпкой, вместо двух - одна была сдана в ремонт. Обстоятельства сложились так, что люди воспользовались имеющимся на корабле спасательным средством – шлюпка была спущена на воду… До сих пор остается загадкой при каких обстоятельствах это произошло.

Обстоятельства пропажи экипажа и пассажиров судна были более чем странными и мистическими. Несмотря на это капитан брига «Деи Грация» все-таки принимает решение отбуксировать корабль в порт до выяснения обстоятельств. Команда провела бригантину через Гибралтар и пришвартовала в одном из Английских портов.

Британским Адмиралтейством был сделан тщательный осмотр судна, опрошены свидетели и проведено расследование. Однако лучшие умы того времени так и не смогли определить причины исчезновения экипажа судна «Марии Селесты». За них массу теорий выдвинуло общество.

Всему виной спирт

Однако из них, самая реалистичная, связана с воспламенением паров спирта. Ее автором является Оливер Кобб. Он считает, что бочки были негерметично закрыты и пары спирта, смешиваясь с воздухом, образовали взрывоопасную смесь. Из-за этого в кормовом трюме произошла серия взрывов. Капитан принял решение эвакуировать команду корабля «Мария Селеста».

Данная версия была основана на реальных событиях, которые произошли в 1886 и 1913 годах. Но вернемся к 25 ноября 1872 года. Ожидая новые взрывы, команда корабля вышла в море. Однако их не последовало — герметичность была нарушена, и весь спертый воздух вышел наружу.

Шлюпка, на которой находились люди, предусмотрительно была привязана к кораблю с помощью деррик-фала – снасти для подъема паруса. Кобб считает, что это не спасло команду. Сильный ветер дал быстрый ход бригантине и деррик-фал не выдержал. Нагнать быстро мчащийся корабль команда не смогла. Скорее всего, шлюпка затонула, настигнутая штормом.

Всему виной преступный сговор

Еще одну версию пропажи экипажа корабля выдвинул Лоуренс Киттинг. Он считал, что капитаны, и по совместительству друзья, — Морхаузен и Бриггс были в сговоре. Дело в том, что «Мария Селеста» была недоукомплектована при выходе из порта. Капитаны договорились, что 3 матроса «Деи Грации» помогут преодолеть бригантине наиболее трудную часть маршрута. После чего корабли встретятся у Азорских островов, и команда вновь воссоединится на бриге.

Однако в плавании случилось страшное – смерть настигла жену капитана. После чего, он стал вести себя неадекватно, а команда начала пьянствовать. Не оправившись от потери Бриггс погиб, а матросы продолжили вести разгульную жизнь. Однажды, под хмелем выпитого алкоголя, случилась поножовщина. Один матрос погиб. Офицер, не желая брать вину на себя, решил оставить корабль и предложил эту авантюру команде. Матросы, побоявшиеся суда и следствия, прислушались к предприимчивому офицеру и отправились на шлюпках к Азорским островам. Однако не все решили так поступить. На «Марии Селесте» остались те самые 3 матроса с «Деи Грация» и кок. Они и были впоследствии обнаружены бригом.

Капитан корабля предложил морякам следовать своей версии – сказать, что они являются членами команды брига «Деи Грация», а «Мария» была обнаружена уже без людей.

Всему виной деньги…

Дэвид Виг Морхауз получил за безлюдную находку неплохое вознаграждение, которым поделился с «молчаливыми» моряками. На этом факте строится версия Лоуренса Киттинга – план обогащения был разработан лично капитаном.

Стоит отметить, что в отличие от других теорий, версия Киттинга щеголяет свидетельскими показаниями. Однако историки считают этот факт недостатком, а не преимуществом. Тот самый свидетель - 80-летний кок с «Марии Селесты» Джон Пэмбертон. Ввиду возраста он мог что-то забыть или, наоборот, вспомнить несуществующее, а также быть подставным лицом. В документах стюардом и коком значится Эдвард Хэд.

корабль призрак

Также выдвигались версии про пиратов и инопланетян, но как все было на самом деле – мистическая загадка корабля «Мария Селеста».

Жизнь после

Несмотря на мифичность произошедшего, «Марию Селесту» не отправили на заслуженный отдых. В нее поверил Эдгар Тузилл и с 1874 года использовал для плавания по бассейну Вест-Индии. Однако в 1879 году он скончался, что стало еще одним гвоздем, забитым в репутацию «Марии».

Может быть, на этом ветреная жизнь парусной бригантины и закончилась, если бы не Гилман Паркер. Именно он в августе 1884 становится новым капитаном корабля «Мария Селеста».

Продолжилось это недолго. Вновь судьбоносный ноябрь, 5 число. Корабль налетает на рифы у берегов Гаити. Как выяснилось позже, это было чистой воды мошенничество. Цель – получение страховки. Однако Паркеру не удалось забрать свои деньги, так как его раскусили и даже судили. Все обошлось, но не для бригантины. Этот день стал последним в судьбе корабля «Мария Селеста».

А дальше?

Легендарная «Мария» до сих пор не найдена. Однако, в отличие от «Летучего Голландца», она мирно покоится где-то на дне Мирового океана. В 2001 году исследователь Джон Касслер с командой объявил о находке, очень напоминающей бригантину. Но это была не она. Как показали исследования образцов дерева, такие материалы начали использовать для строительства кораблей только 1894 году…

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.