Иегуда Лейб Алеви Ашлаг, более известный как Бааль-Сулам, считается одним из величайших просветителей каббалистических идей прошлого века. Свое второе и более известное миру имя, которое расшифровывается как «Хозяин лестницы» он получил после выхода в свет его комментария «Сулам» (Лестница) на книгу Зоар.
Начало пути великого философа
Родился он в Варшаве (Польша) в 1884 году. С самого начала им был избран путь религиозного просветительства: к своим 19 годам Бааль-Сулам стал раввином, то есть получил ученое звание, позволяющее ему толковать иудейский закон. Он присоединился к правозащитникам, проработав 16 лет судьей, параллельно обучая молодых раввинов своему ремеслу. Однако Бааль-Сулама влекла религиозно-этическая сторона иудаизма, скоро философ погрузился в трактовку и переосмысление учения каббала, которое и стало делом его жизни.
Просветительская деятельность в Иерусалиме
Его первым духовным учителем стал Меир Рабинович, позже Бааль-Сулам обучался у его сына, раввина Йошуа. Итогом его просвещения стал переезд в Старый город Иерусалима в 1921 году. Тогда раввин уже был достаточно известен своими трактовками каббалы, и в 1922 году вокруг философа образовался кружок учеников, с которым они вместе ее изучали. Не забросил Бааль-Сулам и свое академическое обучение, исследуя вопросы иудазма в иешиве (еврейский аналог духовной семинарии) «Хаей Олам».
Первые публикации
Несколько лет (1926–1928) он провел в Лондоне. Именно в тот период вышли в свет его комментарии «Паним Меирот» и «Паним Масбирот» на книгу «Древо жизни» («Эц Хаим») известного на то время каббалиста Ицхака Лурии. Во время отъезда философ поддерживал связь со своими учениками, ведя активную переписку, которая в 1985 году тоже будет опубликована под названием «Плоды мудрости. Письма».
Последние труды каббалиста
По возвращении в Палестину он активно занялся писательско-просветительской деятельностью. В 1933 году Сулам приступил к написанию своей главной работы «Учение о Десяти Сфирот», работа над которой продолжалась порядка двадцати лет. Вскоре после публикации своего труда, в 1954 году, философ ушел из жизни. Каббалист похоронен на Хар ха-Менухот (Гора Упокоения). Это кладбище, которое находится на въезде в Иерусалим.
Наследие
Всего в печать вышло 30 книг Бааль-Сулама. Благодаря своим трудам он получил статус основоположника современного учения о каббале. Иегуда описал практическое применение этого религиозного направления, в ходе которого человек сможет познать самого себя и глубину окружающего мира. Согласно его представлениям, каббала может стать основой этического и политического преобразования общества. Основную идею учения Бааль-Сулама можно описать так: Бог является абсолютным добром, который дает все и ничего не забирает взамен. Следуя Его воле, мы сможем преодолеть свое стремление получать что-то, научившись взамен привносить что-то в этот мир. Так мы сможем стать добрыми по своей натуре.
Философские и религиозные размышления о сущности человека
Эту идею философ постарался максимально донести до широкой публики. Большинство его статей («Мир», «Один закон», «Свобода воли») рассчитаны на читателей, только начинающих изучать каббалу. В них автор рассуждает о самопознании и о том, какую глубину в этот процесс может привнести его учение. Так, в «Свободе воли» Бааль-Сулам говорит о мере свободы, о том, насколько мы верно трактуем само понятие. Он полагает, что человек изначально свободен лишь до определенного предела, Бог управляет им. Лишь понимая, на что он может повлиять, а что изменить изначально не в силах, человек сможет обрести свободу. «Наша жизнь — между наслаждением и страданием», – говорит философ. Мы не можем избежать страданий, когда видим отдаленную цель и знаем, что это вынужденные меры. Еще сложнее нам отказаться от каких-либо удовольствий. Сулам приходит к выводу, что человек не может изменить свою суть, но ему подвластно изменение окружающей среды.
В своей статье «Тело и душа» Иегуда описывает отношение каббалистического учения к различным теориям о сущности человека. Учение исключает построение каких-либо теорий и утверждает, что все вокруг и сам человек – результат ощущения его пяти чувств. Все, что индивидуум пропускает через себя, называется термином «раскрытое», то есть нечто уже осознанное. Все, что человек еще может для себя открыть, каббалист называет «скрытым», потенциальным. Один из способов познания этого «скрытого» знания – открытие его посредством шестого чувства. Сулам подводит итог, что каббала – практическое пособие по воспитанию в себе шестого чувства.
Идеологическая основа каббалистического учения
Следующей ступенью его учения после достижения человеком нужного уровня самопознания считается непосредственное ознакомление с тем, что предлагает каббала. Идеологию и применение учения Сулам описал в таких своих работах: «Наука каббала и ее суть», «Сравнительный анализ каббалы и философии», «Наука каббала и современные науки» и других. В них он описывает пути достижения главной цели всего учения – олицетворения Высшей силы.
Иегуда полагал, что существует два способа достижения этого желания. Первый предполагает схождение сверху вниз до нашего мира, от познания Высшей силы до раскрытия ее вокруг нас. Такой путь получил название «нисхождение миров» или «сфирот». Другой вариант предполагает постепенный подъем по той же духовной лестнице от реалий нашего мира до высшей божественной благости, и каббалисты назвали его «постижением Высшей силы».
Все эти размышления более полно описаны в его фундаментальном учебнике «Учение Десяти Сфирот». В нем Сулам описывает весь процесс работы над своим духовным началом, изменения своей природы посредством приближения к Творцу. Некоторые цитаты Бааль-Сулама, в которых он говорит о том, как именно должны происходить внутренние изменения, звучат так:
Необходимо разрушить железную стену, существованием своим отделяющую нас от науки каббала.
Необходимо исправить свою природу с эгоистической на альтруистическую.
Бааль-Сулам и книга Зоар
Что же являлось наиболее важным? Основным трудом Бааль-Сулама считаются его комментарии к книге Сефер ха-Зоар («Книге сияния»). Эта работа почитается каббалистами как священная и берется за основу всего учения. Она представляет собой комментарий к Пятикнижию Моисея, в котором трое ученых мужей обсуждают между собой двусмысленные места в Священном Писании. В книге высказывается принцип единства бытия, слияния добра и зла в единые атрибуты Высшей Силы, утверждая, однако, что последнее абсолютно исчезнет, как только мир достигнет блаженного будущего.
Безусловно, сложный древний и полумистический религиозный текст не мог быть понят простой публикой и нуждался в трактовке. Комментарии Зоара Бааль-Сулама приобрели наибольшую популярность.
В первых частях своего пояснения автор говорит о предназначении «Книги сияния», рассуждая о том, что именно в ней раскрывается суть взаимоотношений человека и Вселенной. По мнению каббалистов, душа любого человека является частицей творца. Это значит, что в их основе нет никаких различий, кроме того, что Творец – это нечто целое, а человек – часть этого целого. Именно в Зоаре описывается, как перейти из состояния фрагментарности к духовной целостности. В рамках так называемых «исследований» в комментарии-предисловии каббалист кратко излагает суть каждой главы Зоар, описывая, какие же философские вопросы скрывает каждая из них. Так, в книге поднимаются следующие вопросы:
- связь зла и воли Творца;
- сущность воскрешения мертвых;
- взаимосвязь духовных миров;
- цель создания творений.
В своем предисловии автор последовательно поясняет каждый из этих аспектов, а в статье-заключении подводит итог, к которому должен прийти человек, совершив слияние с Творцом.
Последовательность, глубина и одновременно простота мыслей, которые излагает Иегуда, сделали его главным современным учителем древнего иудейского учения, увековечив его труды в истории. Однако он привлекает интерес не только последователей каббалы, но и людей, заинтересованных в поиске альтернативных путей духовного познания, многие из них не еврейского происхождения.Так, в свое время в паломничество к мавзолею известного философа отправилась певица Мадонна.