Оперативно-розыскная деятельность (далее – ОРД) является функционированием уполномоченных государственных органов (как разглашаемых, так и неразглашаемых), направленным на предотвращение, прекращение или выявление обстоятельств преступления, розыск людей, получение значимой для безопасного существования государства информации и тому подобное.
Рассматриваемая деятельность не включается в уголовное делопроизводство, а выделяется в отдельную категорию. В ее рамках могут быть проведены следующие операции:
- расспросы граждан;
- получение информации;
- получение образцов (используются в сравнительном исследовании);
- оперативная закупка;
- изучение материально-вещественных составляющих и документации;
- установление наблюдения;
- распознавание личности;
- изучение зданий, сооружений, открытой местности и так далее;
- контроль корреспонденции;
- прослушивание телефонов;
- внедрение обученного сотрудника;
- поставка под контролем;
- эксперимент;
- использование информации из компьютеров.
В данной статье будут предоставлены не только общие сведения о такой деятельности, но и подробно описана инструкция, с помощью которой предоставляются результаты ОРД.
Нормативно-правовая база
ОРД регламентируется целым набором законодательных и правовых актов различных уровней. К ним относятся нормативные документы различных ведомств, например, Инструкция ο предоставлении результатов ОРД следователю.
Такие документы находятся на нижнем уровне законодательной базы, их называют подзаконные акты. Именно нормативы, находящиеся на нижнем уровне иерархической структуры законодательной базы, создают детализированное представление οб ОРД. На уровне ведомств таких документов создается большое количество, однако многие из них имеют ограниченный доступ.
Ранее все нормативно-правовые документы были закрыты и относились к секретным материалам. На данный момент некоторые ведомственные и межведомственные нормативы открыты для прочтения и размещаются в свободном доступе.
Интересно, что часть информации, находящейся под грифом «секретно», через некоторое время государством все равно разглашается, потому что и у секретности есть свой срок.
Главный документ, регламентирующий передачу сведений следователю
Им является Инструкция ο порядке предоставления результатов ОРД следователю, которая содержится в приложении к совместному приказу следующих министерств:
- внутренних дел (№ 368);
- обороны (№ 147).
А также федеральных служб:
- безопасности (№ 185);
- охраны (№ 164);
- таможенной службы (№ 481);
- исполнения наказаний (№ 184);
- контролирующей оборот наркотиков (№ 97)
К ним же стоит отнести Службу внешней разведки (№ 32). Документ датирован 17 апреля 2007 года.
Инструкция ο предоставлении результатов ОРД распространяется на порядок передачи материалов не только следователю, но и:
- органам дознания;
- прокуратуре;
- суду.
Понятие результатов данной деятельности раскрывается в Уголовно-процессуальном Кодексе РФ (далее – УПК), а именно в статье под номером 5 (пункт 36.1). Под ними понимаются сведения о сигналах готовившегося, происходящего или произошедшего правонарушения, лицах, готовивших или проводящих такие правонарушениях и скрывающихся от органов правосудия и других уполномоченных лиц.
Порядок предоставления результатов ОРД, обозначенный в нормативно-правовом акте, может быть использован при обработке письменного истребования их госорганами в случае, если отсутствуют противоречия с другими законодательными актами Российского государства. Причем это касается и госорганов других стран.
Причины создания нового норматива
Рассматриваемая инструкция ο предоставлении результатов ОРД была издана в 2007 году и заменила одноименную инструкцию от 1998 года. Необходимость такой замены обусловлена рядом обстоятельств.
В 2002 году был принят УПК России, который отменил действие аналогичного документа, действовавшего на территории федерации. Соответственно, старая инструкция ο предоставлении результатов ОРД опиралась на утративший силу норматив, некоторые ее положения имели противоречия с новым кодексом.
Кроме этого, в суде стали рассматриваться документы по полному циклу расследования, то есть не только их результаты, но и документы, на основе которых они были получены. Предоставление результатов ОРД в связи с судебной практикой требовалось пересмотреть.
В результате проведения административной реформы были пересмотрены полномочия и направления деятельности органов исполнительной власти федерального уровня, что отразилось и на ОРД.
К примеру, в 2004 году появилась Федеральная служба, контролирующая оборот наркотиков. Ее структурным подразделениям позволено проводить ОРД в своей сфере. Таким образом, у них тоже может возникнуть обязанность предоставления результатов ОРД. Правила при этом устанавливал нормативный документ 1998 года.
Межведомственная инструкция ο порядке предоставления результатов ОРД была создана без службы по борьбе с наркотиками. Ее применение было единственным доступным решением. В 2006 году Федеральная служба, контролирующая оборот наркотиков, издала свой приказ под номером 147, который утвердил временную инструкцию ο предоставлении результатов ОРД для ведомства. Даже этот нормативный акт полностью не закрыл потребность регламентирования ОРД для указанной службы.
Процедура передачи материалов следователю
Предоставление результатов ОРД следователю необходимо с целью использования им для построения доказательной базы и возбуждения уголовного делопроизводства. Важно, чтобы материалы следствия были получены в полной совместимости с действительным российским законодательством. В противном случае они не учитываются при рассмотрении дела.
Например, существуют доказательства, которые, хотя и очевидно компрометируют правонарушителя (или доказывают невиновность гражданина), не могут быть предъявлены в суде, потому что последний не имеет права их учитывать.
Инструкция ο предоставлении результатов ОРД следователю подразумевает две формы сопровождения материалов:
- рапорт;
- сообщение ο результатах ОРД.
Важно заметить, что рапорт содержит признаки преступления, подготавливается на основании статьи 143 УПК Российской Федерации и подлежит регистрации в установленном порядке.
Передача материалов органу дознания
Результаты ОРД могут передаваться не только следователю, но может происходить предоставление результатов ОРД органу дознания и дознавателю, прокурору или в суд. Про это уже было сказано выше.
Это позволяет применить инструкцию № 776 ο порядке предоставления результатов ОРД. Дознание является одним из видов досудебного расследования преступления. Распространяется чаще всего на деяния небольшой и средней тяжести.
Комплектация документов
Приказ № 776 ο предоставлении результатов ОРД подразумевает передачу документации и материальных вещей со следующими сопроводительными документами:
- Постановление. Форма его установлена приложением № 2. Его можно найти в Инструкции ο порядке предоставления результатов ОРД. Подготавливается документация в двух экземплярах: первый включается в состав сопроводительной документации к результатам ОРД, второй остается в организации, его составившей, и приобщается к делу. Он подлежит утверждению руководством передающей организации. Согласно постановлению, проводится передача материалов, их проверка, включение в состав уголовного делопроизводства и принимается процессуальное решение (статьи под номерами 144 и 145 УПК РФ). Документ начинается с вводной части, где раскрываются его реквизиты, данные ο руководителе органа, который проводило ОРД, основания для составления постановления. Далее описываются сами мероприятия, в ходе которых были получены материалы, для чего они передаются, сведения ο разрешении действия. В заключительной части содержится решение ο передаче результатов ОРД и список направляемой документации. Перед передачей материалов необходимо проанализировать их на предмет полноты, достаточности для положительного завершения расследования преступления, возможности придания их огласке.
- Рапорт по вопросу обнаружения признаков преступления или сообщение ο результатах ОРД. Бланк сообщения установлен приложением № 1 к инструкции ο предоставлении результатов ОРД. К нему могут быть приложены признанные в соответствии с действительным законодательством государства вещественные доказательства. К ним относят фотоматериалы, носители цифровой информации, схемы, акты, документы и тому подобное. Рапорт подлежит составлению и регистрации рядовым сотрудником. Порядок предоставления результатов ОРД следователю в форме сообщения содержит изучение обязанности рассекречивания передаваемых данных, которые составляют тайну государства, а также последующее документальное оформление и передача материалов.
- Постановление ο рассекречивании сведений, которые составляют государственную тайну, и их носителей. Внешний вид документа представлен в приложении № 3 приказа ο предоставлении результатов ОРД. Статья под номером 27 законодательного акта от 21 июля 1993 г. № 5485-I «О государственной тайне» гласит, что для работы с рассматриваемыми сведениями необходимо получить лицензию, разрешающую такой вид деятельности, с разграничением по степени секретности.
В случае выполнения мероприятий оперативно-розыскного характера в форме проверочной закупки либо контролируемой поставки в отношении веществ, находящихся в ограниченном обороте, составляется и передается с остальными результатами постановление ο проведении самого мероприятия.
Оно подписывается руководством и издается в двух экземплярах, первый из которых остается в составившем его органе. Тот же порядок распространяется в случаях ограничения прав граждан, предусмотренных Конституцией. Например:
- на неприкосновенность жилища;
- на разговоров по телефоны и тому подобное.
Требования к передаваемым материалам
Внутренними правилами делопроизводства установлены нюансы, касающиеся фактической передачи материалов. Точно определено, каким способом направлять документы (почтой, курьером, лично в руки и тому подобное), с какими сопроводительными бумагами и так далее.
При этом важно передать документацию, а также материально-вещественные доказательства в целостности и сохранности, чтобы они были доступны к прочтению и использованию. Так, носители электронной информации должны быть защищены от размагничивания, фотоматериалы – от потери цвета и так далее.
В документации должны обязательно содержаться сведения ο применяемом оборудовании, которое было использовано при получении результатов ОРД. При повторном проведении таких мероприятий и использовании средств с иными характеристиками может получиться расхождение данных.
Каждый материал должен однозначно идентифицироваться, признаки предметов подробно описываются. Разрешается передавать некоторые данные в скопированном варианте, например, записи телефонных разговоров. Они могут быть помещены на один носитель, вид которого устанавливается органом, выступившим с инициативой проведения мероприятий оперативно-розыскного направления. Оригиналы при этом остаются в указанной организации-инициаторе, где хранятся до судебных заседаний и вступления в силу решения суда.
Проверка документов
С момента попадания результатов ОРД в соответствующий орган отводится десять дней для их изучения и анализа. В некоторых случаях данные действия проводятся безотлагательно. Должностное лицо устанавливает достаточность сведений, которые говорят ο признаках преступления, в частности времени, ущербе, способе совершения, обстоятельствах, лицах, имеющих причастность к преступлению.
Использоваться могут материалы, удовлетворяющие следующим требованиям:
- представляют собой данные об источнике документа, сопроводительной бумаге;
- наличие необходимых реквизитов и подписей лиц, уполномоченных соответствующим образом;
- наличие основания для возбуждения дела, полное описание обстоятельств преступления;
- достаточность сведений для дальнейших действий.
Если у проверяющего документы лица возникли замечания, он их излагает в форме справки и возвращает на доработку. В указанной бумаге должны содержаться конкретные рекомендации по доработке. Например, какие обстоятельства преступления стоит рассмотреть подробнее, какими документами подкрепить те или иные сведения.
Руководитель оперативного подразделения, при несогласии с итогами рассмотрения материалов, вправе возразить, обратившись к вышестоящему органу следствия.
Передачей результатов ОРД работа оперативного сотрудника над делом не прекращается, он взаимодействует со следователем или иным лицом в соответствии с нормативными актами ведомства.
Если материалы, необходимые для делопроизводства, удовлетворяют требованиям, принимается решение ο неразглашении сведений ο времени и месте проведения мероприятий оперативно-розыскного характера, ресурсах, примененных при этом.
С некоторой информацией в ряде случаев вправе ознакомиться руководители подразделений и следователи, непосредственно участвующие в деле.
Последовательность предварительного расследования регламентирована статьей 151 УПК РФ. В соответствии с указанной нормой выбирается адресат получения результатов оперативно-розыскной деятельности.
Действия органов следствия
На основании пункта 11 части 2 статьи 37 Уголовно-процессуального кодекса в полномочия прокурора входит истребование материалов уголовного дела у органов дознания и передача их следователю, если имеются на то основания.
Следователь вправе в письменном виде поручить органу дознания провести розыскные мероприятия оперативным путем и другие процессуальные действия, получить содействие в их выполнении. Данное положение закреплено в пункте 4 части 2 статьи 38 УПК РФ.
После передачи итогов ОРД надлежащему органу составляется совместный план действий, который подлежит утверждению со стороны руководства органа дознания. Материалы изучаются со всех сторон, и разрабатывается порядок их дальнейшего применения.
Следственный комитет российского государства занимает особенное место в органах, проводящих предварительное следствие. В уже упомянутой последовательности передачи дел он стоит на первом месте.
Безопасность лиц, ответственных за передачу документов
Лицо, уполномоченное на составление и передачу результатов ОРД, должно не только вовремя и правильно осуществить все действия по оформлению. Очень важно, чтобы данные материалы стали основой для дальнейшего расследования, могли быть использованы при доказательстве вины правонарушителя.
В некоторых случаях участники мероприятий оперативно-розыскного характера могут оказаться в опасности, потому разрабатываются меры по их защите. Руководствуются при этом законодательным актом № 45-ФЗ от 20.054.1995 года, который содержит меры по защите должностных лиц правоохранительных, контролирующих органов, а также судей.
Советы и наблюдения юристов
Для проведения розыскных мероприятий привлекают негласных сотрудников, некоторых внедряют в преступные группировки, используют лиц, которые действуют конфиденциально. Афиширование сведений ο них допускается только с письменного разрешения субъектов и в случаях, описанных в федеральных законах. Если описанные здесь условия выполнить невозможно, то результаты ОРД не передаются.
Процессуальные моменты часто становятся существенным препятствием в доведении уголовного дела до закрытия. Поэтому соблюдение порядка действий, установленных законодательством государства, а также требований оформления документации становятся чрезвычайно важными процедурами.
Промахи оперативных сотрудников в подготовке документации, материальных доказательств по итогам ОРД часто используют адвокаты со стороны защиты. По требованию суда такие сведения должны быть переданы в дело, отказ на основании сохранения государственной тайны считается неправомерным.