Спектакль "Бешеные деньги": отзывы, сюжет, жанр, актеры и роли

Одна из лучших пьес выдающегося русского драматурга Александра Николаевича Островского "Бешеные деньги" в настоящее время с успехом ставится сразу в нескольких столичных театрах. О чем эта пьеса, в чем сходство и различие спектаклей и как отзывается публика о каждом из них - все это и многое другое далее в этой статье.

Пьеса Островского

Комедия "Бешеные деньги" была закончена Александром Островским к концу осени 1869 года, первая публикация состоялась уже в начале 1870 года, на страницах журнала "Отечественные записки". В том же году, сразу в двух театрах, состоялись первые постановки пьесы. В первых редакциях пьеса носила название "Не все то золото, что блестит" и "Коса на камень".

Эскиз декораций к первой постановке

Сюжет пьесы "Бешеные деньги" повествует о судьбе и жизни совершенно разных героев, которых объединяет одно - жажда денег, богатства и праздной жизни. Три типа мнимых богачей - сорокалетний дворянин Телятев, живущий на широкую ногу, но только лишь в долг, шестидесятилетний родовитый барин Кучумов, жестокий и лживый, чье богатство заключается лишь в связях со стороны матери и жены, и, наконец, главный герой - провинциал Савва Васильков, которого, шутки ради, знакомые представляют как миллионера. На эту удочку ведутся не менее алчные героини - девица на выданье Лидия Юрьевна, мечтающая о красивой, безбедной жизни, и ее мамаша Надежда Антоновна, скрывающая мечту поживиться на удачном замужестве дочери за ангельским ликом благих намерений. В общем, все главные герои делают вид, что наивны и добры, а сами мечтают лишь о деньгах. Савва Васильков влюбляется в Лидию, а она отвечают ему взаимностью лишь узнав о его миллионах, которых на самом деле нет. В итоге они оказываются идеально подходящими друг другу людьми, так как для обоих единственной в жизни ценностью являются деньги - брак для них ни что иное, как сделка. Именно поэтому Лидия спокойно идет в экономки к Василькову, надеясь в последствии дослужиться до статуса - как бы это комично не звучало - статуса жены. Интересно, что среди героев вновь появляется Егор Глумов, уже известный читателям (и зрителям) по комедии "На всякого мудреца довольно простоты".

"Бешеные деньги" Островского можно назвать комедийной версией его же "Бесприданницы" - все те же социальные проблемы поднимет в следующей пьесе Александр Николаевич, только уже в драматическом ключе. Изюминку пьесе придает отсутствие в ней положительных персонажей - все главные герои, по задумке автора, не должны вызывать симпатию у читателя или зрителя.

Первые постановки

Александринский театр - место первой премьеры

В апреле 1870 года, спустя всего несколько месяцев после первой публикации пьесы, "Бешеные деньги" были поставлены на сцене Александринского театра в Петербурге. К сожалению, пьеса была встречена довольно холодно, как потом писали в газетах: "Петербургская публика не хочет историй о простой жизни". Московская премьера состоялась в октябре 1870 года, на сцене Малого театра. Здесь уж новую пьесу Островского встретили прекрасно, на спектаклях был большой аншлаг. Неудивительно, что в этом театре пьеса успешно ставится по сей день - пусть и разными режиссерами.

"Бешеные деньги" в Малом театре

Спектакль успешно шел в Малом театре с момента первой премьеры 1870 года много лет, но был снят с показа на рубеже веков - гражданская война и революция требовали совсем других постановок. Однако уже к 30-м годам на сцену стали возвращаться классические спектакли - тем более Островский, настолько совпадавший в своих идеях с идеями нового, советского государства. Первая советская постановка пьесы состоялась в 1933 году, именно на сцене Малого театра. Содержание спектакля "Бешеные деньги" 1933 года было максимально близко к первоисточнику - режиссер-постановщик Иван Степанович Платонов не терпел отсебятины по отношению к классике, а потому были соблюдены абсолютно все ремарки Александра Островского. Все тогдашние гении театральной сцены были задействованы в постановке. Роль Надежды Чебоксаровой исполнила величайшая русская актриса Александра Александровна Яблочкина. Ее работа была высоко оценена как зрителями и критиками, так и партнерами по сцене, хотя сама актриса говорила, что изначально не поняла Чебоксарову и в первых постановках играла ее неправильно:

Прежде Чебоксарова казалась мне положительным типом, я видела только ее огромную любовь к дочери, извиняющую все ее действия, оправдывающую ее поступки. Позднее я поняла свое заблуждение и стала играть Чебоксарову как отрицательный образ. Я верила раньше, что Чебоксарова не лжет внутренне, когда говорит: «Страшные слова говоришь ты, Лидия: страшней бедности ничего нет. Есть, Лидия: порок!» — и потому вкладывала в эти слова подлинную взволнованность благородной души. Но ведь это неверно: Чебоксарова скрывается за ширмой достоинства и честности. Она вся во власти расчета, ее «достоинства» хватает только на стремление «приличие соблюсти». На самом деле это циничное, эгоистическое существо, ее любовь к Лидии — это желание продать ее подороже, любыми средствами заполучить для нее богатого человека

Роль ее дочери Лидии исполнила не менее гениальная актриса Елена Николаевна Гоголева, которой на момент премьеры было 33 года. Благодаря прекрасным внешним данным, она продолжала играть 24-летнюю Лидию до 48 лет. Старшая и младшая Чебоксаровы в исполнении Яблочкиной и Гоголевой - на фото ниже.

Актрисы в постановке Малого театра 1933 года

Среди других знаменитых актеров спектакля "Бешеные деньги" 1933 года - Николай Капитонович Яковлев в роли Василькова, Константин Александрович Зубов в роли Телятева и Петр Иванович Старковский в роли Кучумова.

Следующая постановка спектакля на сцене Малого театра была не только осуществлена в 1978 году, но еще и экранизирована в виде телеспектакля. Режиссерами данной постановки выступили Николай Александрович, Владимир Бейлис и Леонид Варпаховский. В данной постановке тоже было задействовано немало звезд экрана и сцены СССР, но уже более известных современному зрителю. Так, роль Лидии досталась звезде своего времени Элине Быстрицкой - несмотря на то что на момент премьеры ей было ровно 40 лет. Роль ее будущего избранника Василькова досталась Юрию Каюрову, Надежду Антоновну сыграла Ирина Ликсо, а Телятева - Никита Подгорный.

Постановка Малого театра 1978 года

Ну а первая премьера спектакля "Бешеные деньги" в Малом театре, который успешно ставится и в настоящее время, состоялась спустя 20 лет - в 1998 году. Продолжительность этого спектакля 2 часа 45 минут и состоит он из двух действий с антрактом. Возрастное ограничение 12+. Стоимость билетов на спектакль от 200 до 3000 рублей. Постановка проходит на другой сцене Малого театра, которая находится по адресу Большая Ордынка, 69.

"Бешеные деньги" в Малом театре

Режиссером-постановщиком четвертой - для Малого театра - версии пьесы стал Виталий Николаевич Иванов, заслуженный деятель искусств РФ, а главным режиссером Виталий Анатольевич Коняев, народный артист РФ. В ролях:

  • Васильков - Виктор Низовой/Дмитрий Кознов.
  • Лидия - Полина Долинская/Дарья Новосельцева.
  • Чебоксарова - Алефтина Евдокимова/Людмила Полякова.
  • Телятев - Валерий Бабятинский.
  • Кучумов - Владимир Дубровский.
  • Глумов - Михаил Фоменко.

У Малого театра есть даже трейлер данного спектакля с одним из актерских составов. Его можно посмотреть в видеоролике, представленном ниже.

В театре Маяковского

На сцене московского театра Маяковского спектакль "Бешеные деньги" еще очень молодой. Его премьера состоялась в апреле 2017 года. Роль Надежды Антоновой в данной постановке исполнила известная советская и русская актриса Светлана Немоляева. Она родилась 18 апреля 1937 года, и авторы приурочили премьеру спектакля к ее 80-летнему юбилею. Но это не единственная причина, по которой для Немоляевой спектакль "Бешеные деньги" является особенным - дело в том, что в данной постановке, в роли Лидии на сцену с великой актрисой выходит ее родная внучка Полина Лазарева. Изюминку в данную информацию добавляет факт, что режиссер постановки Анатолий Шульев не знал о родстве актрис, когда распределял роли. Он просто решил, что Светлана Немоляева и Полина Лазарева похожи внешне, как родные - и попал в самую точку.

Чебоксарова и Лидия в театре Маяковского

Другими актерами в спектакле "Бешеные деньги" Анатолия Шульева стали:

  • Васильков - Алексей Дякин.
  • Телятин - Виталий Ленский.
  • Кучумов - Александр Андриенко.
  • Глумов - Константин Константинов.

Сам режиссер обозначил жанр постановки как "комедия одержимости" - ведь всех героев действительно можно назвать одержимыми, от чего они и оказываются в смешных для зрителя ситуациях. Спектакль идет 3 часа 20 минут, с одним антрактом и категорией 12+. Билет обойдется зрителю в сумму от 500 до 2700 рублей. Желающие приглашаются к основной сцене на Большой Никитской улице 19/13. Прежде чем решать, идти на этот спектакль или нет, можно посмотреть трейлер, представленный ниже.

В театре Сатиры

В 1981 году на сцене театра Сатиры известный актер Андрей Миронов поставил этот спектакль, да еще и сам сыграл в нем главную роль Саввы Василькова. Пьеса долгое время шла в театре Сатиры и после смерти актера, но, по неизвестным причинам, была снята в начале нулевых. Однако в 2013 году режиссер, актер и хороший друг Миронова Андрей Зенин восстановил спектакль, полностью повторив все идеи Андрея Александровича и приурочив премьеру к его дню рождения. В рецензиях о спектакле "Бешеные деньги" , поставленном в театре Сатиры, отписались те критики, которые знали и любили прежнюю постановку. Они сошлись во мнении, что Зенину удалось сохранить трагикомедийную нотку, вложенную в пьесу Островского самим Мироновым, и что всем любителям "старого" театра Сатиры стоит обратить внимание на эту постановку.

"Бешеные деньги" в театре Сатиры

По примеру Андрея Миронова Андрей Зенин сам исполнил роль Саввы Василькова. Другие актеры и роли данной постановки:

  • Лидия - Анастасия Микишова.
  • Чебоксарова-старшая - Валентина Шарыкина.
  • Телятев - Александр Чевычелов.
  • Кучумов - Сергей Чурбаков.
  • Глумов - Иван Михайловский.

Продолжительность спектакля "Бешеные деньги" в театре Сатиры 2 часа 30 минут, есть антракт. Зрители приглашаются к сцене "Чердак сатиры", адрес театра Триумфальная площадь, 2. Билеты обойдутся в сумму от 450 до 1500 рублей.

В театре на Таганке

Необычным в спектакле театра на Таганке является то, что весь сюжет перенесен из конца 19 века в начало 20-го. Режиссером "Бешеных денег" в стиле модерн выступила уже успешная актриса и начинающий режиссер Мария Федосова. Продолжительность этого спектакля 3 часа 20 минут, а вот маркировка выше, чем у предыдущих - 16+.

Версия театра на Таганке

Роли исполняют:

  • Савва Васильков - Владимир Завикторин.
  • Лидия - Ирина Усок.
  • Чебоксарова - Анна Мохова/Полина Фокина.
  • Кучумов - Михаил Басов.
  • Телятев - Данила Перов/Дмитрий Белоцерковский.
  • Глумов - Роман Серков.

Билеты на этот спектакль стоят от 400 до 1000 рублей. Адрес театра - улица Земляной Вал 76/21.

В театре имени Пушкина

Достаточно интересная версия спектакля показывалась в московском театре имени Пушкина с мая 2010 года по июнь 2013-го. Интересна она и с точки зрения режиссерских идей, и с точки зрения необычного актерского состава - в списке действующих лиц засветились Вера Алентова и Иван Ургант. Достаточно эксцентрично, символично, и даже с ноткой абсурда, подошел к созданию спектакля режиссер Роман Козак. Ему удалось сделать из комедии Островского очень злободневное, современное и невероятно остроумное шоу. Спектакль обладал трехчасовой продолжительностью, но, судя по отзывам, смотрелся на одном дыхании.

Постановка театра имени Пушкина

Актеры и роли спектакля "Бешеные деньги" в театре имени Пушкина:

  • Васильков - Иван Ургант.
  • Лидия - Александра Урсуляк.
  • Чебоксарова - Вера Алентова.
  • Телятев - Виктор Вержбицкий.
  • Кучумов - Владимир Николенко.
  • Глумов - Борис Дьяченко.

Этот спектакль закрыт более пять лет назад, и пока неизвестно - вернется ли он на сцену, и если да - то будет ли в таком же составе и виде? Но к счастью полную версию спектакля не трудно найти и посмотреть в сети. А ниже можно увидеть небольшой трейлер, который был приурочен к премьерному показу.

В Санкт-Петербургском театре Комедии

Премьера самой молодой версии спектакля состоялась в феврале 2018 года - эта версия "Бешеных денег" была поставлена на сцене Санкт-Петербургского театра комедии имени Акимова. Этот вариант получился не только очень близким к первоисточнику, даже несколько рафинированно, но и невероятно красивым - свежий взгляд на костюмы и внешность персонажей, непрерывно идущий снег, сочетание синего и черного в минималистических декорациях - все это привлекает даже тех, кто успел увидеть все существующие постановки "Бешеных денег" и не готов удивляться. Режиссером спектакля стала Татьяна Казакова, которая является художественным руководителем всего этого театра.

"Бешеные деньги" в театре Акимова

Возможно, сказался женский взгляд на пьесу, но в этой версии совсем не симпатизировать Савве и Лидии не получится: внутри Василькова зритель почувствует трагичную нотку самоотречения, а в Лидии - проблески нежной, хоть и глубоко затаенной души. Между героями, помимо практичного союза, можно будет почувствовать и зарождающуюся любовь. Таким образом, Казакова решила сделать из комедии в некотором роде мелодраму. В ролях появились начинающие актеры, выступившие наравне с заслуженными и даже народными артистами:

  • Васильков - Александр Матвеев.
  • Лидия - Дария Лятецкая.
  • Старшая Чебоксарова - Ирина Мазуркевич/Наталья Шостак.
  • Телятев - Николая Смирнов.
  • Кучумов - Сергей Русскин.
  • Глумов - Дмитрий Лебедев.

Спектакль идет ровно три часа, стоимость билетов от 500 до 2000 рублей. Адрес театра: Санкт-Петербург, Невский проспект 56.

Версия Петербургского театра Акимова

Экранизация

В 1981 году на экраны была выпущена первая и единственная на сегодняшний день художественная экранизация пьесы "Бешеные деньги" - если не учитывать версию 1978 года, так как она, все-таки, является спектаклем, хоть и показанным по телевизору. Режиссером фильма выступил Евгений Матвеев, актер Малого театра, которому не довелось принять участие в театральной постановке пьесы, хотя он об этом всегда мечтал. Фильм несколько искажает основной посыл первоисточника, делая Василькова и Лидию не плохими по природе, а как бы жертвами дурного влияния окружающих. Таким образом соглашение младшей Чебоксаровой стать экономкой в доме матери Саввы Генадьича (так по фильму) выглядит здесь не как ненормальная для здоровой семьи причуда, а как путь исправления, без которого ни Василькову, ни Лидии не обойтись. Фильм интересен участием в нем таких актеров, как Елена Соловей и Юрий Яковлев. По многочисленным отзывам в сети, многи кинозрители и любители творчества Островского сходятся во мнении, что уже ради одной только блестящей игры этих выдающихся артистов фильм достоин просмотра. Роли исполнили:

  • Васильков - Александр Михайлов.
  • Лидия - Людмила Нильская.
  • Чебоксарова - Елена Соловей.
  • Телятев - Юрий Яковлев.
  • Кучумов - Павел Кадочников.
  • Глумов - Вадим Спиридонов.
Кадр из фильма 1981 года

Сходство и различия в спектаклях

Несмотря на то, что у всех спектаклей "Бешеные деньги" сюжет общий, разница между ними огромная. Каждый режиссер все-равно прибавляет к первоисточнику Островского свои личные чувства и видения героев, так же как и каждый актер по иному представляет своего персонажа. Например, в современной постановке Малого театра, некоторая доля зрительских симпатий все-таки окажется на счету Лидии и Василькова. Не стал делать их режиссер совсем безнадежными, выведя из младшей Чебоксаровой в некотором роде героиню Достоевского - холодную, расчетливую, но все же не до конца потерянную. А Васильков и вовсе представляется не таким уж провинциальным дураком, есть будто бы и в нем искренние чувства. В этом постановка очень похожа на версию Петербургского театра Акимова - там тоже режиссер решила не делать из главных героев таких уж бессердечных чудовищ, но при этом соблюла все основные детали оригинального текста, приправив их толикой искренней и красивой романтики.

Совсем иная ситуация со спектаклем "Бешеные деньги" в театре Маяковского - тут постановщики создали не просто комедию, а эксцентрическую, и о положительных качествах или оправдании поступков героев зрителю можно и не мечтать. Может, данная постановка и не так точна, как в Малом театре, но зато сохранен основной посыл Островского, который своих героев, а тем более их бессердечную жажду наживы, оправдывать не собирался. Примерно с такой же позиции к спектаклю подошел и режиссер версии театра имени Пушкина - он довел до гротеска юмористическую составляющую пьесы, утрировав жадность и пороки всех героев.

Немоляева в роли Чебоксаровой

В театре на Таганке, как уже говорилось выше, самое кардинальное отличие - изменение времени, в котором существуют персонажи. В остальном режиссер придерживалась первоисточника, по мнению некоторых зрителей - более, чем все остальные.

Спектакль, который идет в театре Сатиры, был воспроизведен по более ранней постановке Андрея Миронова - именно поэтому данная комедия наполнена легкой грустью, свойственной каждой театральной работе этого актера и режиссера. Здесь тоже нет оправдания жадности героев, однако наблюдая за их жизнью хочется не наказывать их смехом, а тихо и сердечно пожалеть - за ущербность взглядов и жизненных устоев.

Отзывы зрителей

Отзывы о спектаклях "Бешеные деньги", поставленных в разных театрах, тоже, соответственно разные. Почти в один голос самой точной зрители называют постановку Малого театра, несмотря на то, что здесь из комедии пьеса превратилась в трагикомедию, если даже не в драму. Но все же, не изменяя традициям более ранних постановок, режиссеры Иванов и Коняев придерживались точной последовательности, а также сохранили все реплики и действия героев практически без изменений. Зрители пишут, что остались в невероятном восторге от просмотра данного спектакля на сцене Малого.

А вот отзывы о спектакле "Бешеные деньги" на сцене театра Маяковского разделились. Большинству зрителей очень понравилась свежесть подачи классической пьесы, блистательная подача и юмор. Те же, кто оставил отрицательную рецензию, сошлись во мнении, что спектакль получился слишком длинным и затянутым.

Постановка театра Сатиры

О спектакле, поставленном в театре Сатиры, самыми интересными являются отзывы от тех, кто успел посмотреть и оригинальную версию Миронова (и с Мироновым). Приятно осознавать, что этим зрителям пришлась по душе и новая версия "Бешеных денег" - они увидели здесь творческое присутствие самого Андрея Александровича.

Зрительские отзывы о спектакле "Бешеные деньги" театра на Таганке очень противоречивые - кто-то пришел в восторг от задумки режиссера изменить временной промежуток и называют постановку самым лучшим прочтением первоисточника. Других зрителей, напротив, возмутили такие большие перемены и спектаклем они остались категорически недовольны.

Самую молодую, петербургскую постановку спектакля "Бешеные деньги" отзывами тоже не обделили - зрители, в основном, очень тепло отзывались об этой версии классической пьесы. Ну а те, кто остались недовольны, написали, что им не понравилась излишняя романтизация персонажей и потеря глубины смысла за визуальными эффектами.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.