Легендарной рок-опере в этом году исполнится 37 лет, за это время было дано более 1500 тысяч спектаклей. Практически всегда при полном аншлаге. Несмотря на то что сменилось несколько поколений исполнителей, представление по прежнему волнует зрителей. Отзывы о "Юноне и Авось" были всегда только восторженные, начиная с эпохи застоя, продолжившись в перестройку и сохранившись до настоящего времени.
Первоисточник
В основу сюжета поэмы и рок-оперы положена реальная история, произошедшая с русским государственным деятелем и путешественником Николаем Петровичем Резановым (1764-1807). 43-летний русский дворянин влюбился в шестнадцатилетнюю Кончиту Аргуэльо, дочь испанского коменданта Сан-Франциско.
По воспоминаниям автора поэмы Андрея Вознесенского, "Авось" он начал писать в канадском Ванкувере, когда прочитал произведение Дж. Ленсена о Резанове. Автор очень лестно писал об отважном путешественнике. Также для написания использовался путевой дневник Николая Петровича, который частично сохранился и был опубликован.
Но ни поэма, ни музыкальный спектакль - это совсем не документальные хроники, как сказал в одном из своих интервью знаменитый поэт. В отзывах о "Юноне и Авось" зрители писали, что из небольшой пьесы смогли сделать большое представление.
История русского путешественника
Николай Резанов был одним из начальников русской экспедиции, которая приплыла в Калифорнию, чтобы закупить продовольствие для русской колонии на Аляске. Немолодой вельможа полюбил шестнадцатилетнюю Кончиту Аргуэльо и они обручились. Как русскому дворянину, ему было необходимо вернуться к императорскому двору, чтобы получить разрешение на брак с католичкой, но перед этим посетить Аляску. Во время возвращения домой жених серьезно заболел и умер в Красноярске. Невеста долгое время не хотела верить в смерть возлюбленного, сведения о которой иногда до нее доходили. По отзывам о "Юноне и Авось", зрителям очень нравилась эта романтическая история, которую увековечили в поэме и рок-опере.
Кончита поверила в смерть Резанова только в 1842 году, когда Джордж Симпсон, английский путешественник, рассказал историю его смерти. Она тридцать пять лет ждала жениха. Через несколько лет после этого испанка постриглась в монахини и скончалась в 1857 году.
Создание рок-оперы
В 1978 году молодой композитор Алексей Рыбников представил Марку Захарову музыкальные импровизации на темы православных песнопений. Режиссеру очень понравилась музыка, он решил создать спектакль на ее основе по сюжету "Слова о полку Игореве" и предложил написать либретто популярному поэту Андрею Вознесенскому. Однако тот не поддержал идею, предложив свою поэму "Авось". Захаров согласился, поставив условие, что композитора определит сам. Поэт позже писал в отзывах к "Юноне и Авось", Рыбников - это был счастливый выбор.
Для либретто спектакля пришлось дописывать многие сцены и арии. Поэтому в отзывах к "Юноне и Авось", зрители, которые прочитали сначала поэму, отмечали, что рок-опера на них произвела более сильное впечатление. Хореографом стал Владимир Васильев, который попал в спектакль почти случайно. К нему однажды пришел Караченцев, пожаловавшийся, что у них все зациклилось и они не знают, что делать дальше. Балетмейстер предложить вплести танцы в канву всего спектакля.
Первое исполнение
Премьера рок-оперы состоялась 9 июля 1981 на сцене знаменитого Московского театра имени Ленинского комсомола. В главных мужских ролях задействовали знаменитых советских актеров Николая Караченцова (граф Резанов), Александра Абдулова (Фернандо). В главной женской роли, возлюбленной Резанова - Елена Шанина (Кончита). Караченцев играл русского вельможу вплоть до несчастного случая (автомобильной катастрофы). Актеру пришлось брать уроки вокального мастерства у музыканта Павла Смеяна, игравшего Главного сочинителя. Он же вытягивал высокие ноты, когда Резанов не справлялся с ними.
По воспоминаниям автора музыки Рыбникова, отзывы к "Юноне и Авось" театра Ленком буквально через несколько дней были опубликованы в западной прессе. Где журналисты оценивали спектакль как антисоветский. Из-за этого постановку долгое время не выпускали за рубеж, задержали выпуск пластинки с рок-оперой и выплату гонорара. В 1983 году вышла телевизионная версия. В этом же году состоялись триумфальные гастроли, организованные знаменитым французским дизайнером Пьером Карденом. Рок-оперу показали в Париже на Елисейских полях, в Нью-Йорке на Бродвее. В последующие годы - в Германии, Нидерладах и многих других странах.
Современное исполнение
Спектаклю в этом году исполнилось 37 лет, все эти годы он идет с неизменным аншлагом в Ленкоме. Мечта каждого начинающего актера театра получить роль одного из тринадцати матросов. Популярный актер Дмитрий Певцов почти десять лет играл матроса на корабле в "Авось". С 2005 года "стал капитаном". Его любимую играет Алла Юганова, а вечного соперника Фернандо - Виктор Раков.
На афише к спектаклю в подзаголовке написано: "Современная опера в двух частях". Поскольку в отзывах к "Юноне и Авось" Ленкома зрители отмечают, что история не потеряла актуальности. Хотя многие из них пишут, что для них нет Резанова, кроме как в исполнении Караченцева, а Фернандо - это только Абдулов. Спектакль фактически объездил весь мир, костюмы уже давно для удобства не вынимают из ящиков.
Что говорят авторы и зрители о спектакле сейчас?
Марк Захаров говорит, что спектакль доставил много радостных эмоций, которые помогали жить труппе. Вознесенскому удалось написать отличную поэму, а Рыбникову - замечательную музыку, ставшую сплавом русского романса, православных песнопений и рок-культуры. Хореограф спектакля Владимир Васильев уверен, что история Резанова и Кончиты будет нова до тех пор, пока следующие поколения будут вносить свою эстетику и черты нового времени. И уже давно никто не удивляется, когда в финале зрители начинают подпевать своим любимым персонажам.
В отзывах к опере "Юнона и Авось" можно встретить самые различные мнения: одним нравится в роли Резанова Караченцев в молодые годы, другие считают, что в зрелом возрасте он стал лучше понимать своего персонажа. Некоторых вообще больше привлекает игра Певцова.