В статье рассмотрим, что понимают под двигательной активностью.
Движение является естественной человеческой потребностью, значимым фактором для поддержания жизнедеятельности в норме. Именно оно запускает механизмы компенсации и приспособления, улучшает самочувствие, расширяет для организма функциональные возможности, придает уверенность и выступает важным профилактическим фактором против многих патологий.
Основные понятия
Под двигательной активностью понимают специально организованную и естественную двигательную деятельность, которая обеспечивает эффективное психическое и физическое развитие человека. Также это совокупность движений, которые выполняются в процессе ежедневной жизнедеятельности. Человеческая двигательная активность проявляется в деятельности опорно-двигательного аппарата во время ходьбы, прыжков, бега, игры, плавания, метания и т. д.
Двигательную активность человека организуют занятия физическим воспитанием, удовлетворяется его потребность в тех или иных типах активности, к которой есть склонность у определенного человека.
Классификация движений
Физические упражнения хорошо воздействуют на развитие и становление всех функций центральной нервной системы: подвижность, силу, уравновешенность ее процессов.
С физиологической позиции движения могут быть нерегламентированными и организованными. К ним относят физические упражнения на занятиях в спортивных секциях, уроках физкультуры и т. д. А также выделяют нерегламентированные движения. Это самообслуживание, прогулки, игры со сверстниками и др.
Что понимают под двигательной активностью нерегламентированной? Она включает количество выполняемых спонтанно двигательных действий (например, в бытовой сфере).
Двигательная активность и физическое здоровье человека
Деятельность мышц, которая обеспечивает взаимодействие человека с внешней средой, дает возможность контактировать в процессе повседневной жизни с природными факторами, а также производить материальные ценности, требуемые для эффективного приспособления к изменяющимся жизненным условиям.
Во время развития и роста активная деятельность мускулатуры скелета является одним из главных факторов, которые вызывают преобразование функционирования дыхательной и сердечно-сосудистой систем во время онтогенеза, усиление адаптивных и рабочих возможностей при развитии организма человека.
Устойчивость организма к неблагоприятным факторам
Двигательная активность также вызывает психофизиологические неспецифические реакции, обеспечивающие устойчивость организма к влиянию неблагоприятных факторов. В оптимальном объеме она позволяет человеческому организму адаптироваться к изменениям внешней среды, улучшает здоровье, способствует долголетию и повышает трудовую и учебную активность. Если же двигательная активность ограничивается, адаптационные возможности резко уменьшаются, жизнь укорачивается.
Двигательная активность в разном возрасте
Развертывание человеческой генетической программы во времени обусловлено адекватной степенью его двигательной активности. Такое условие проявляется уже со времени зачатия ребенка.
Двигательная активность детей и взрослых является биологической потребностью, от ее удовлетворения зависит здоровье. Она не одинакова в разных возрастах, ведь каждый период имеет свои индивидуальные свойства.
Двигательная активность малышей и дошкольников
Двигательная активность новорожденного (до одного месяца после рождения) является обязательным условием правильного развития и роста. Но она должна проявляться в рамках физиологического стресса – реагирования на биологические раздражители. Такие факторы для малыша – голод и холод.
Грудной возраст человеческой жизни (до года) характеризуется очень активным развитием всех структурно-функциональных систем. У малыша первого года жизни в становлении функционирования организма движение имеет очень большое значение. Активность ребенка, будучи признаком избыточного восстановления, определяет после рождения процессы его развития и роста.
В раннем детстве у ребенка основным фактором физического воспитания является двигательная самопроизвольная активность, однако наблюдения показывают, что у каждого малыша достаточно однообразные движения, и не все группы мышц вовлекаются в работу. Именно поэтому нужно контролировать детскую двигательную активность и помогать ребенку, подбирать новые упражнения, позволяющие возместить нагрузку на мышечные группы, которые слабо работают.
Для детей до шести-семи лет значение двигательной активности по-прежнему остается большим. К этому возрасту формирование головного мозга завершается, а поскольку двигательная активность определяет во многом такой процесс, роль физической культуры для такой категории является особенно значимой.
Как происходит формирование двигательной активности?
Основными способами физического развития дошкольников выступает гигиеническая утренняя гимнастика, прогулки, подвижные игры и закаливание. Такие средства должны обеспечить подготовку растущего организма к жизни в дальнейшем.
Двигательная активность на прогулке должна быть организована правильно. В процессе ежедневного проведения подвижных игр и физических упражнений расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются имеющиеся у них навыки в основных движениях; развиваются ловкость, быстрота, выносливость; формируются самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками.
Утренняя прогулка — наиболее благоприятное время для проведения подвижных игр и физических упражнений. Они подбираются в зависимости от предшествующей работы в группе, их количество и продолжительность различны в течение недели. Так, в дни проведения организованной двигательной деятельности на прогулке организуется одна подвижная игра и какое-либо физическое упражнение.
Двигательная активность школьников
Переход ребенка к школьной жизни (от 7 до 9 лет) меняет весь его образ жизни, что сказывается в первую очередь на его двигательной активности. Пребывая в малоподвижных условиях несколько часов, он вынужден и дома проводить значительное время за уроками, а также посвящает несколько часов просмотру телевизора. Вместе с тем обусловленная генетически необходимость в движении продолжает себя проявлять.
Важнейшая роль в структуре двигательной активности отводится организованным движениям, запланированным так, чтобы было обеспечено развитие различных двигательных навыков и умений, двигательных свойств, повышение адаптационных возможностей детского организма.
Во втором детстве (с 10 до 12 лет) школьникам рекомендуются любые физические упражнения. Делается исключение только для видов со статическим длительным удержанием грузов и с длительным натуживанием. В этом возрасте дети не любят заниматься монотонными продолжительными упражнениями, и потому лучшим методом физического воспитания являются игры, посещение спортивных секций.
У подростков изменяется функционирование организма в целом из-за бурно протекающих процессов полового созревания. Значение физической культуры и потребность в движении в этих условиях очень высоки.
Старение и двигательная активность
Люди старшего и пожилого возраста, которые ведут активный образ жизни, гораздо дольше сохраняют жизнеспособность и высокий уровень здоровья по сравнению с теми, кто не делает этого.
Старение является постепенным процессом, который отличается по глубине изменений и времени в зависимости от состояния здоровья, возраста, индивидуальных наследственных признаков, условий образа жизни и труда, характера, физической подготовки.
Уменьшение интенсивности деятельности мышц, ограниченность двигательной активности очень быстро провоцируют значительную дезинтеграцию большого количества функций в стареющем организме.
Активный режим движения, который включает в себя групповые занятия, является основным решающим обстоятельством, способствующим сохранению здоровья, долголетия и работоспособности.
Мы рассмотрели, что понимают под двигательной активностью.