Спрос – это тот объем товаров или услуг, который покупатели готовы купить при текущих ценах на протяжении определенного времени. Между спросом на товар и его ценой существует следующая зависимость: чем больше цена, тем меньшее число потребителей желает его купить - и наоборот. Данная зависимость носит название «закон спроса».
Впрочем, для экономистов и аналитиков недостаточно просто предвидеть, как повлияет на величину спроса изменение текущих цен. Большую значимость имеет степень такого изменения. Сила, с которой происходит изменение спроса в зависимости от различных факторов, носит название «эластичность спроса». Выделяют несколько типов такой эластичности: ценовая, перекрестная и эластичность по доходу. У каждого типа свои особенности.
Ценовая эластичность показывает, как меняется спрос в зависимости от ценовых колебаний, и выражается через коэффициент эластичности:
Ed = (ΔQ/Q) : (ΔP/P), где
ΔQ/Q – изменение количества покупаемых товаров,
ΔP/P – изменение стоимости данного товара.
Также показатель эластичности спроса может рассчитываться в процентном выражении:
Ed = %Q/%P, где
%Q – процентное увеличение или уменьшение спроса,
%Р – процентное увеличение или уменьшение цены.
Данный коэффициент показывает, как изменится спрос, если цена товара увеличится или уменьшится на 1%.
Перекрестная эластичность, в свою очередь, характеризует уровень зависимости спроса на первый товар в зависимости от колебаний стоимости другого. Формула этого показателя следующая:
Eab= (ΔQa/Qa) : (ΔPb/Pb), где
ΔQa/Qa – изменение спроса на первый товар а, %;
ΔPb/Pb – изменение цены второго товара b, %.
Эластичность по доходу похожа на показатель эластичности по цене, однако в роли фактора, влияющего на уровень спроса, теперь выступает величина дохода.
Ei = (ΔQ/Q) : (ΔI/I), где
ΔQ/Q – изменение количества проданных товаров,
ΔI/I – относительное изменение уровня дохода.
В зависимости от полученного коэффициента выделяют такие виды эластичности:
1. Ed = 0.
В этом случае у нас абсолютно неэластичный спрос. Нулевое значение коэффициента означает, что колебания цены никак не влияют на количество покупаемых товаров. Как правило, это незаменимые медицинские препараты, например, инсулин.
2. Ed < 1.
Если полученное значение находится в интервале от 0 до 1, то это означает неэластичный спрос. Следовательно, повышение цен слабо отразится на объемах продаж. Если фирма решит уменьшить наценку на товары с неэластичным спросом, то вместо ожидаемого увеличения объема продаж она получит снижение выручки. Примером товаров, имеющих неэластичный спрос, являются продукты питания, а также товары первой необходимости.
3. Ed = 1.
При единичной эластичности изменение цен никак не отразится на сумме выручки. Она в данном случае имеет максимальный размер. Примером является спрос на различные транспортные услуги, который имеет свойство изменяться в равной степени с колебанием стоимости проезда.
4. Ed > 1.
Эластичный спрос, который существенно зависит от ценовых колебаний. Фирмам, которые продают такие товары, рекомендуется снижать цены на свою продукцию, поскольку это увеличит доход от продажи.
5. Ed = ∞.
Это означает, что спрос на данный товар характеризуется абсолютной эластичностью. При стабильных ценах происходит периодическое изменение спроса на данную продукцию. Примером таких товаров могут служить предметы роскоши.
На эластичный и неэластичный спрос оказывают влияние различные факторы. Наиболее важными из них являются следующие:
• число заменителей такого товара. Если у товара есть много хороших заменителей, то и эластичность будет высокой;
• удельный вес такого продукта в доходе покупателя. Зависимость прямо пропорциональна: чем выше удельный вес, тем выше эластичность;
• значимость товара для потребителя – является ли товар предметом роскоши или это повседневный продукт. Безусловно, спрос на предметы роскоши более эластичен;
• фактор времени. Чем большим временем обладает покупатель, тем эластичность выше.