Многие специалисты отмечают, что те дети, которые не ходили в садик и проходили домашнюю подготовку к школе, не всегда гармонично вписываются в коллектив первоклассников. Проблема заключается в том, что родители не всегда обладают всеми необходимыми знаниями и навыками, чтобы помочь любимому чаду научиться общаться не только с ними, но и с окружающим миром. Поэтому важно уделять развитию ребенка всестороннее внимание. Помимо физического развития, нельзя забывать и об остальных аспектах.
В современном мире педагогика и методика дошкольного образования тесно связаны между собой. Поэтому родители должны быть не только верными друзьями своего малыша, но и его первыми учителями.
Дошкольный возраст
Эту тему многие ошибочно обходят стороной, из-за чего занятия с малышами начинаются несвоевременно. Поэтому прежде чем переходить к теории и методике дошкольного образования, стоит учесть несколько важных этапов формирования личности чада. Первые годы жизни малыш живет в своем собственном мире. Он только начинает узнавать новое окружение, которое вызывает у него неподдельное изумление и страх. Постепенно ребенок учится взаимодействовать с предметами и окружающими людьми. Он делает первый шаг и произносит заветные «мама» и «папа».
Сам дошкольный возраст специалисты обычно разделяют на три этапа:
- Младший. В этом случае речь идет о методике дошкольного образования, которая должна основываться на том, что в этот период чадо начинает идентифицировать себя, зарождается его «я». Малыш учится оценивать отношение окружающих и без проблем определяет, если родители довольны им или, наоборот, злятся. При этом важно уделять внимание занятиям, направленным на развитие мелкой моторики. Младший дошкольный возраст длится от 3 до 4 лет.
- Средний. Данный период длится от 4 до 5 лет. У ребенка начинают формироваться его собственные понятия и особенности мышления. Постепенно малыш приобретает особенности характера и более активно проявляет себя, как личность. В этот период методика дошкольного образования должна быть направлена не только на развитие логики, мышления, но и на разработку более сложных двигательных функций.
- Старший. В этом случае речь идет о детях в возрасте от 5 до 7 лет. Этот период характеризуется усиленным мышлением. Ребенок начинает понимать, что он должен выполнять некоторые обязанности по дому (например, убирать игрушки, помогать маме и т. д.). При этом он должен уметь контролировать свое эмоциональное состояние. К этому возрасту малыш уже довольно ловок, но он должен продолжать развиваться физически.
Программы и методики дошкольного образования
Общеобразовательный процесс в первую очередь означает определенные воспитательные действия, которые совмещаются с обучением и подготовкой к школе. Таким образом, это целый комплекс мероприятий. Некоторые родители отдают детей на занятия в учреждения дошкольного образования, где педагоги готовят их к последующему обучению.
Таким образом, воспитательная методика дошкольного образования является основополагающей. Она состоит из четырех этапов. В первую очередь важно уделить внимание формированию личности ребенка. Он должен научиться строить свои суждения и оценивать ситуацию. Вторым этапом является организация действий чада. Это означает, что ребенок должен уметь взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Еще до первого похода в школу у ребенка уже должен быть определенный опыт общения.
Кроме этого, важно сформировать у чада правильную самооценку и мотивацию. Для этого используются разные методики дошкольного образования и воспитания. Их можно успешно применять и в домашних условиях.
Поощрение
Подобная методика обучения, дошкольного образования и воспитания позволяет скорректировать манеру поведения чада. Малыш, который готовится пойти в школу, должен учиться отличать плохие поступки от хороших и правильно расставлять акценты. Он не должен вести себя неподобающе в обществе. Важно выработать у него уважение к родителям.
Благодаря поощрению укрепляется позитивное мышление чада. Если он испытывает положительные чувства, делая что-то хорошее, то это поможет ему стать хорошим человеком. Стоит учитывать, что до шестилетнего возраста дети очень нуждаются в похвале, поэтому этот метод является очень действенным. Однако важно не развить в чаде слишком потребительского отношения.
Поэтому использовать эту методику дошкольного образования нужно очень осторожно. Например, нельзя говорить: «Если ты почистишь сегодня зубы, я дам тебе новую игрушку». Лучше дождаться того момента, когда малыш выполнит требуемое действие и дать ему небольшой презент, как будто просто так. Его мозг автоматически сопоставить приятные эмоции с тем, что он почистил зубы.
Наказание
Современные методики воспитания в области дошкольного образования, как правило, исключают такие способы взаимодействия с детьми. Однако в некоторой ситуации по-другому просто не поступить. Например, если ребенок гиперактивный и не поддается контролю родителей. Тем не менее физическое наказание нужно исключить полностью.
Также важно учесть некоторые особенности подобного подхода. Прежде всего, нельзя ругать чадо за те поступки, которые он совершил очень давно. Также ни к чему хорошему не приведет профилактическое наказание. Иногда с целью предупредить плохое поведения малыша, родители начинают наказывать его за то, чего он еще вообще не совершал.
Специалисты не рекомендуют применять такие методы, так как родители часто переходят на унижения. Если они не наказывают, а оскорбляют ребенка, то это негативно скажется на его психике.
Убеждение
С развитием методики дошкольного образования специалисты все больше применяют именно такие методы взаимодействия с детьми. В этом случае речь идет о том, что родители разговаривают с малышом, как со взрослым человеком, объясняя ему правильные поступки и недопустимые.
При этом важно учитывать индивидуальные особенности поведения чада. Разговор должен вестись таким образом, чтобы беседа была максимально логичной для ребенка. Не нужно ударяться в сложную демагогию и перескакивать с одной темы на другую. Чадо должно сфокусироваться и понять, что от него требуется.
Это один из так называемых блоков методики обучения дошкольного образования. В первую очередь из ребенка нужно сформировать личность, которая будет готова к образовательной деятельности. Немалое значение должно также уделяться и умственной подготовке и развития моторики. Стоит рассмотреть эти особенности подробнее.
Умственное воспитание
Если родители не уделяют достаточного внимания этому аспекту, то ребенку будет намного сложнее влиться в учебный процесс в школе. Поэтому крайне важно, чтобы малыш с самого раннего возраста был любознательным и умел размышлять. При этом уделяется внимание развитию памяти, речи и внимания.
Согласно методике обучения в области дошкольного образования, к шести годам ребенок должен уметь рисовать. Это означает, что нужно научить чадо хотя бы повторять те или иные узоры. Если у него есть склонности к творчеству, то не стоит его ограничивать. Дети, которые рисуют, а не срисовывают обладают большим потенциалом, который рекомендуется развивать больше.
Также до похода в школу ребенок должен научиться разукрашивать картинки и уметь хотя бы частично повторять контуры. Это важно, так как в первые годы в школе он будет заниматься именно правописанием.
Кроме этого, родителям рекомендуется научить чадо учить небольшие стишки. Хорошо, если он будет знать, что такое пересказ. Поэтому можно читать ребенку короткие рассказы и потом просить описать, что он запомнил.
К шести годам дети уже часто считают хотя бы до 10. Они знают, где они живут, могут назвать фамилию и имя мамы и папы, разбираются во временах года. Стоит научить малыша месяцам. Некоторые родители еще до похода в школу объясняют, как правильно определять время на часах.
Нетрудно заметить, что от мамы и папы требуется многое. Родители должны научить ребенка азам, чтобы в первом классе не вся информация была для него открытием нового мира. Чтобы добиться наилучших результатов рекомендуется изучить основы методики дошкольного образования.
Как правило, умственное развитие подразумевает использование различных игр развивающего характера. Стоит как можно больше читать чаду книги, а не позволять ему все свободное время проводить перед компьютером или с мобильным телефоном в руках.
Физическое воспитание
Не стоит забывать, что в школе ребенок будет заниматься не только умственной деятельностью. Нужно понимать, что первые 6-7 лет жизни чадо отличается повышенной активностью и подвижностью. В этот период очень важно направить его в правильное русло. Как правило, эта ответственность ложится именно на родителей. Либо можно отдать чадо в спортивную секцию для самых маленьких, где эту миссию возьмет на себя специалист.
Если говорить о самостоятельной работе с ребенком, то в этом случае стоит обратить внимание на несколько важных этапов. В первую очередь чадо должно понимать, что собой представляет оздоровление. Специалисты рекомендуют практиковать процедуры закаливания, профилактику плоскостопия и т. д.
К 6 годам стоит научить чадо плавать, бегать, прыгать и простейшим играм на спортивной площадке. Это поможет сформировать у него выносливость, ловкость и быстроту реакции. Так как дети в этом возрасте и сами по себе довольно активны, привлечь их к такой деятельности не составит труда. Например, родители могут начать заниматься вместе с чадом спортом или оздоровительными процедурами на свежем воздухе. Это также поможет укрепить внутрисемейную связь.
Нелишним будет купить спортивное снаряжение. Если в комнате у ребенка будет турник, скакалка и мяч, то он сможет заниматься и самостоятельно, без участия взрослых. Однако площадь детской комнаты не всегда позволяет разместить там все необходимое. В этом случае можно записать чадо в спортивную секцию.
Физическое воспитание помогает дисциплинировать ребенка. Он привыкает к распорядку дня, начинает понимать, что такое здоровый образ жизни. При этом вырабатываются волевые качества. Чадо начинает понимать, что далеко не все достается так легко. Для того чтобы добиться поставленной цели, необходимо приложить немалые усилия. Все это положительно складывается также и на формировании личности будущего школьника.
Также стоит учитывать, что сегодня могут встретиться устаревшие методики дошкольного образования. Переподготовка специалистов стала очень актуальной, так как то, что работало 50 лет назад, не так действенно в век компьютерных технологий. Поэтому стоит рассмотреть несколько методик, которые успешно применяются сегодня.
Система Марии Монтессори
Данная программа разработана для дошкольников от 3 лет, однако современные специалисты говорят о том, что она допустима и в более раннем возрасте. Главный принцип системы базируется на том, что чаду предоставляется полная свобода. Ребенок волен сам выбирать то, что ему интересно и проводить свободное время так, как сам того желает.
Но это не означает вседозволенность. Речь идет о том, что ребенок только думает, что его не заставляют, а он сам занимается чем-то. Это означает, что от родителей требуется незаметно подтолкнуть его к той или иной деятельности. В этом случае у него не будет создаваться впечатления, что ему что-то навязывается.
Вальдорфская система
Хоть данная методика и появилась век назад, она успешно применяется и сегодня. Согласно данной системе, дети до 7 лет не нагружаются обучающими занятиями. Упор делается на творчество. Это означает, что ребенок учится рисовать, петь и играть на музыкальных инструментах в большей степени, чем изучать письмо и чтение. Считается, что это позволяет добиться нужных результатов, но без физического или морального перенапряжения для чада.
Кубики Зайцева
Эта методика направлена на обучение чтению и письму. Благодаря этому малыши показывают первые успешные результаты уже в возрасте 2-3 лет. Система предельно простая. Родители приобретают 52 кубика, на каждом из которых написаны буквы, цифры и т. д. Благодаря этому малыш очень быстро и незаметно для себя начинает складывать слова. Если дополнительно повесить на стену склады, то ребенок будет повторять увиденное. Кроме того, это положительно складывается на развитие моторики рук. Если регулярно заниматься с кубиками, то результат не заставит себя долго ждать.
Таким образом, родители самостоятельно могут подготовить ребенка к школе. Если мама и папа будут уделять достаточно времени воспитанию малыша, то за школьную парту он сядет уже подготовленным. Если же оба родителя работают, то рекомендуется рассмотреть возможность занятий со специалистами. В дошкольных учреждениях дети получают все необходимые начальные знания. При этом чадо будет общаться со сверстниками и учиться налаживать дружеские связи.