Вездеход "Харьковчанка": устройство, технические характеристики, особенности эксплуатации и отзывы с фото

В 50-х годах минувшего столетия советскими полярниками началось активное исследование Антарктики. Для этих целей требовался специальный надежный транспорт, поскольку имеющаяся техника не выдерживала суровых условий эксплуатации. Первой машиной, которая отвечала данным требованиям, могла работать при крайне низких температурах, стал вездеход «Харьковчанка». Рассмотрим особенности и характеристики данной техники.

Схема вездехода "Харьковчанка"

История создания

Отдельно стоит отметить предшественника рассматриваемой машины. В 1957 году был разработан и в кратчайшие сроки создан болотоход «Пингвин», основой для которого стала база танка ПТ-76. Этот представитель внедорожной техники оказал большую помощь в освоении антарктических просторов. Агрегат показал себя как надежная машина с приличным ходовым ресурсом. Но было в его конструкции два существенных недостатка: он не предназначался для перемещения на большие дистанции и был тесен внутри.

Вездеход «Харьковчанка» лишился указанных минусов. Машина стала комфортабельнее и обширнее, что позволяло отправлять в трансатлантические экспедиции большие группы людей, которые проводили длительное время в пути. Некоторые специалисты сравнивают машину со снежным крейсером, ориентированным на полярные климатические условия.

Описание

Новая машина возводилась в рамках проекта «Изделие № 404-С». Создание техники происходило на комбинате транспортного строительства в Харькове. Базой для конструкции взяли тяжелый тягач АТ-Т, предназначаемый для нужд артиллерии. Его основу увеличили на пару катков, рама получилась полой и полностью герметичной. В ее фронтальной части расположили дизельный силовой агрегат с 12 цилиндрами. Там же поместили коробку передач на пять режимов, масляные резервуары, органы управления и основной бак для горючего.

Устройство вездехода "Харьковчанка"

Другие восемь топливные емкостей вездехода «Харьковчанка» установили в среднем рамном отсеке. Их суммарная вместимость составила 2,5 тысячи литров. Сзади смонтировали обогреватели производительностью 200 кубических метров горячего воздуха в час, а также мощную стометровую лебедку. В итоге общая компоновка крупных деталей под полом дала возможность освободить больше места под пассажирские модули и значительно уменьшить центр тяжести техники, общая высота которой достигала почти четырех метров.

Устройство и оснащение

Размеры арктического вездехода «Харьковчанка» впечатляют. Длина транспортного средства составила 8500 миллиметров, а ширина — 3500 мм. Прямоугольный однообъемный кузов внутри оборудовался помещением общей площадью 28 «квадратов» с высотой до потолка 2,1 м. Такие габариты давали возможность команде свободно передвигаться по салону. Указанная площадь тщательно изолировалась от ходового блока, имела серьезное утепление и делилась на специальные отсеки.

Внутри вездехода «Харьковчанка», во фронтальной части над мотором, предусмотрели рубку управления, где работали штурман и механик-водитель. В правой стороне (по ходу движения) оборудовали радиоштаб, который оснащался самым современным по тем временам оборудованием. За перегородкой слева имелось спальное помещение на восемь персон, а за ним — кают-компания. В компоновке даже предусмотрели обустройство кухни (камбуза). Однако для полноценной готовки пищи он мало подходил, чаще использовался для разогрева консервов. За этим отсеком обустроили туалет с подогревом. Конструкционные особенности машины предусматривали наличие небольшой вещевой сушилки, а также тамбура, который позволял не выхолаживать воздух при посадке и выходе.

Вездеход "Харьковчанка 2"

Эксплуатация

Так как антарктический вездеход «Харьковчанка» предназначался для эксплуатации в условиях сыпучих снегов, причем состав его по твердости не уступает песку, образовывая «плывуны», конструкторы произвели серьезную доработку гусениц. Чтобы элементы не тонули от малейшего соприкосновения со снежными пластами, ширина их стала 1000 миллиметров, при этом на каждом траке оборудовали снеговой зацеп.

Такое решение дало возможность увеличить тяговое усилие, позволяя машине буквально вгрызаться в наст. У зацепов появился дополнительный функционал. Они помогали технике преодолевать водные препятствия при необходимости. Невзирая на то, что вездеход «Харьковчанка» не относился к классу амфибий, он легко мог проплыть определенное расстояние по воде. Здесь нужно было проявить особую внимательность водителю и штурману, наблюдая за тем, чтобы машина не погружалась ниже уровня пола. Параметр плавучести обеспечивался за счет полой и герметичной рамы.

Эксплуатация вездехода "Харьковчанка"

О двигателе

Ниже указаны основные параметры силового агрегата, приводившего указанную технику в движение:

  • показатель мощности по номиналу — 520 «лошадок»;
  • наличие турбинных нагнетателей, позволяющих увеличить мощность вдвое;
  • тип горючего — дизельное топливо;
  • рабочая/максимальная скорость — 15/30 км/ч.

Мотор антарктического вездехода «Харьковчанка» (фото см. ниже) без труда обеспечивал транспортировку собственной массы машины (около 35 тонн), а также позволял буксировать прицепное устройство весом до 70 тонн. Чаще всего это были емкости с горючим, поскольку в подобных экспедициях оно является самым основным грузом. Его часть среди общего объема составляла порядка 70 %. Стоит отметить, что в составе санного поезда скорость перемещения была около 12-15 км/ч.

Арктический вездеход "Харьковчанка"

Конструкционные особенности

Из нюансов конструкции следует подчеркнуть наличие поглотителей влаги с постоянным притоком горячих воздушных масс. Это позволило избежать возможного обмерзания иллюминаторов. На ветровых стеклах предусмотрели электрический подогрев по типу современных автомобильных аналогов. Генератор рассматриваемой машины способен был выработать порядка 13 киловатт электроэнергии в час. Этого вполне хватало для нужд членов экспедиции.

Судя по отзывам, благодаря уникальной компоновке вездеход «Харьковчанка» в первом поколении эксплуатировался довольно долго (до 2008 года), а некоторые модели служат и до сих пор. Вторая генерация данной техники появилась уже в 1975 году и оснащалась отдельным жилым модулем. Особенности этой машины рассмотрим ниже.

Что касается «Харьковчанки-1», то эксплуатация указанных модификаций свидетельствует о том, что удобно обслуживать двигатель, не выходя из салона. Тем не менее полностью нивелировать выхлопные газы, прорывающиеся вовнутрь, не удавалось. А это существенно снижало комфорт пребывания в жилом отсеке. Теплоизоляция первых версий также оказалась не на высшем уровне.

Вездеход "Харьковчанка"

Второе поколение

Первая генерация рассматриваемого вездехода была достаточно надежна, однако не удовлетворяла современным требованиям. В связи с этим на Харьковский завод в 1974 году поступил новый заказ на пять усовершенствованных машин. Учитывая опыт эксплуатации и рекомендации полярников, конструкторы внесли определенные коррективы в конструкцию и систему жизнеобеспечения техники. Обновленный агрегат назвали «Харьковчанка-2». Особую сложность для инженеров представила модернизация жилой части. Также нужно было оснастить комплекс радионавигационным обеспечением.

В итоге они добились комфортного микроклимата внутри, невзирая на силу мороза снаружи. Даже при сбое системы температура снижалась в салоне не более чем на 3 градуса в сутки. Реализация этого решения стала возможной благодаря применению современных материалов тепловой изоляции. Капот мотора и водительская кабина остались традиционной конфигурации. При этом жилая часть перенеслась на удлиненную грузовую платформу. С учетом рекомендаций полярников разработчики в последний момент сделали форточку для проветривания. Это новшество обустраивали буквально перед отправкой обновленных машин в Антарктиду. Вездеход «Харьковчанка» в конце 80-х получил еще один рестайлинг с базой в виде тягача МТ-Т, но после распада СССР проект так и не был реализован.

Фото вездехода "Харьковчанка"

Итог

Судя по отзывам, указанная техника функционирует до сих пор. Причем некоторые специалисты убеждены, что в своем сегменте лучшей машины не найти. Этот факт подтверждается тем, что в 1967 году экспедиция добралась на самую удаленную точку Южного полюса и без проблем вернулась обратно. В этой части Земли после «Харьковчанок» не побывал больше никто.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.