Фильм «Романс о влюбленных», актеры которого стали звездами огромной величины буквально на следующий день после выхода, снимали в далеком 74-ом. Тогда критики беспощадно ругали его, но зрителями он был оценен абсолютно искренне и с большой симпатией. До сих пор остается актуальной тема любви, затронутая в этой картине. По сей день не утихают споры о том, права ли была главная героиня, выйдя замуж за другого человека. Но обо всем постепенно.
Сюжетная линия. От любви до потери
Картина «Романс о влюбленных», актеры которой сыграли очень проникновенно, показывает простую, но в то же время драматическую историю о любви двух молодых людей, разлученных по воле случая. Как потом оказалось — это произошло навсегда.
А вначале - они буквально не чаяли души друг в друге. Их сердца каждый день летели одно к другому. Мир вокруг них был наполнен яркими красками и солнечным теплом.
Но все это завершилось, когда Сергею Никитину (его сыграл Евгений Киндинов) пришло время идти в армию. Он отправляется на Дальний Восток служить морским пехотинцем.
Таня (актриса Елена Коренева) остается его ждать. Она пишет ему и получает письма, которыми теперь живет, вспоминая их встречи. Сергей, со своей стороны, переносит все тяготы службы только благодаря мыслям о своей Танечке, ожидая их встречи.
Но однажды на учениях происходит ситуация, которую никто не ожидал. Сильный ветер, прибрежный небольшой городок, жители которого оказались в опасности, затоплен. Согласно приказу командования морпехи спешат на помощь пострадавшим. Через некоторое время ситуация пришла в норму, людей эвакуировали, но БТР, на котором находился Сергей, был унесен в открытое море. После того как утихла буря, нашли бронетранспортер, который лежал под толщей воды на дне.
Ожидание и неожиданное возвращение
Родные Сергея (мама и братья — их сыграли Елизавета Солодова, Владимир Конкин и Александр Самойлов) получили сообщение о том, что их сын и брат погиб во время спасательной операции.
Таня горюет долго, с трудом переживая это известие. Но все-таки, жизнь берет свое, и она выходит замуж за своего друга детства — хоккеиста Игоря (актер Александр Збруев).
Но вскоре после свадьбы выясняется, что Сережа жив. Тогда их выжило только двое — он и его товарищ прапорщик Соловьев (актер Роман Громадский). Им пришлось перенести месяцы жизни среди снежной пустыни, где их по следу однажды обнаружили совершенно случайно охотники.
Когда Сергей возвращается домой, он понимает, что его Таня теперь — жена другого мужчины.
Фильм «Романс о влюбленных», актеры которого сыграли настоящую жизненную трагедию, показал по-настоящему непростую ситуацию, произошедшую после возвращения главного героя. Как Сергей и Таня справятся с нахлынувшими на них воспоминаниями? Не пожалеет ли Таня о своем замужестве? Как переживет такое невольное предательство Сергей? Все эти вопросы каждый зритель может задать себе сам и сам же постараться найти на них ответ.
Киндинов: от Волгина до Сергея Никитина
В семидесятых слухи о том, что Андрей Кончаловский начинает работу над чем-то необыкновенным, распространились практически моментально. Все были убеждены в том, что фильм «Романс о влюбленных» 1974 года — это будет что-то типа «Ромео и Джульетты», но в современных условиях и на советский лад. Кончаловский долго искал исполнителей главных ролей.
В роли Сергея он хотел снимать Петра Алейникова, Майкла Йорка или Альберта Финни. Понятно, что они были недоступны. А потом на глаза режиссеру попался Владимир Конкин, показавшийся идеальным для цветной части картины, но совершенно не подходящий в качестве зрелого человека, умудренного горем из второй части.
Так уж случилось, что молодого актера утвердили на роль брата героя. А главную мужскую роль сыграл Евгений Киндинов. Да, он не был идеальным романтическим красавцем с профилем как на рублевских или рафаэлевских картинах. К тому же первоначально его пробовали на роль хоккеиста Волгина. Но в итоге он сыграл Сергея.
Киношная «химия»
Сценарист Евгений Григорьев был в ужасе от такого выбора. Но его можно было понять. На тот момент Киндинову было 28, да и выглядел он старше. Очень трудно было поверить, что он сумеет сыграть восемнадцатилетнего парня, которого через пару дней заберут в армию. Эта ситуация была словно отражением ситуации с Конкиным. Но главный вопрос, который задавал себе сценарист, был о том, случится ли у Киндинова на экране «химия» с его партнершей по фильму Еленой Кореневой?
До сих пор критики и зрители не могут прийти к единому мнению по этому поводу. Одни уверены, что у киношных влюбленных получился вполне интересный контраст. Другие убеждены, что из юных порывов Кореневой и взрослого, серьезного взгляда Киндинова получилось не очень удачное сочетание.
Смоктуновский: актер, который умел играть все
Фильм «Романс о влюбленных» теперь невозможно представить без великолепного Иннокентия Смоктуновского, который сыграл экзальтированного сверх всякой меры Трубача. Актер появился на съемочной площадке совершенно случайно. Ведь изначально на эту роль был утвержден Николай Олялин. Режиссеру в нем нравилось все — лицо, скулы, каждое движение. Когда актер выходил в кадр, держа в руках гитару, получалось очень красиво. Но только он открывал рот и говорил белым стихом, картинка рассыпалась на мелкие кусочки.
В полном отчаянии режиссер обратился к Смоктуновскому за помощью. А тот действительно был тем самым, одним из немногих актеров, которые могли сыграть все. Таким образом, в картине вместе интеллигентного красавчика появился непонятный тип, эдакий городской сумасшедший, похожий на стилягу. Как оказалось в дальнейшем, замена актеров оказалась огромной удачей для фильма.
Петь за главного героя
Невозможно представить теперь, чтобы не было в картине «Романс о влюбленных» песни. Хотя бы одной. Ведь так полагалось, исходя из происходящего на экране. В этом помог человек, так ни разу и не появившийся на экране, но во многом определивший интонацию фильма. Итак, "Романс о влюбленных". Александр Градский, который стал композитором фильма, в итоге не только писал музыку, но и спел все песни за Киндинова. Так уж случилось, потому что актер не попадал в ноты, и был придуман ход с его выразительной, буквально «говорящей» спиной. Его персонаж поет, а зрители видят актерскую спину. Пел Градский, который потом вспоминал, как трудно ему было попадать в мимику Киндинова, не умеющего петь вовсе.
В самом начале съемок все не должно было превращаться в некую рок-оперу. Но время показал, что музыка с легкостью отвоевала себе место под солнцем, то есть в рамках картины.
От пощечины до нормальных отношений
Так появился фильм «Романс о влюбленных». Актеры роли свои сыграли достойно. Но надо остановиться еще на одной известной актрисе. Мать Тани в этой истории играла Ия Саввина. У нее был довольно сложный характер, с которым не все окружающие ее люди могли мириться.
Так уж случилось, что на съемках у Кореневой и Кончаловского начался роман. Да, ни к чему это привести не могло, тем более что и разница в возрасте у них была значительная (16 лет), и у режиссера недавно родился ребенок. Но тогда все только разгоралось.
Кто-то даже шутил тогда, наблюдая за всеми перипетиями, что Андрей, исходя из собственных настроений, сочиняет настоящий романс о влюбленных. Актеры перешептывались в кулуарах, но вслух никто ничего не говорил. Кроме Саввиной. Именно из ее уст в адрес молодой актрисы звучали очень грубые слова. Именно она, произнося их, делала вид, что не замечает Кореневу, зашедшую в комнату.
А однажды она дала выход своим эмоциям на съемочной площадке. В сцене, где мать Тани хлестанула ее по щеке, Саввина сделала это всерьез, размахнувшись со всей силы. Может показаться странным, но девушка нисколько на нее не обиделась, подумав, что раз актриса высказала свое раздражение открыто, теперь такое отношение сменится симпатией. Коренева оказалась права: прошло время и отношения действительно нормализовались.
Ценность — в контрасте
Итак, фильм «Романс о влюбленных». Актеры сумели воплотить задумку сценариста и режиссера даже лучше, нежели предполагалось вначале.
А получилось это из-за контрастности истории. В армии главный герой показывает себя героем, спасая других людей. После того как ему довелось провести несколько месяцев в глухих снегах, он возвращается домой и получает орден. И все это время он жил с уверенностью в том, что вернется к Тане, они создадут семью.
Но выясняется, что его Таня — уже жена другого человека. Она уже как-то привыкла к печальной мысли, что ее жених мертв. Со временем она выходит замуж за друга детства. Теперь она уже не такая, как еще два-три года назад.
Для Андрея Кончаловского наиболее ценным в этой картине был контраст между первой частью, полной ликования Сергея, и второй, в которой он после разлуки с любимой девушкой переживает эмоциональную смерть и внезапно оказывается в черно-белом, заснеженном мире странного спального района. Именно там он и находит себе жену — неплохая, но немного грубоватая девушка. Ей он тоже, как и Тане, будет говорить о любви, но теперь — станет кривиться, словно испытывая боль.
В этих отношениях не будет ни песен, ни стихов. А совместный с детьми просмотр мультфильма «Ну, погоди!» подобно хождению босыми ногами по углям — ведь с Таней они дурачились, когда играли в Волка и Зайца.
Сергей был безумно влюблен и в одночасье потерял свою любовь. Но он продолжил жить, потому что именно такие трудные ситуации и есть один из элементов взросления.
От черно-белого до цветного...
Андрей Кончаловский во время работы над фильмом попросил Евгения Григорьева, автора пьесы, по которой снимали эту картину - «Романс о влюбленных», дописать всю черно-белую часть. Вдвоем они долго мучились, стараясь понять, как должна закончиться эта история.
Одним из вариантов была встреча Сергея с Людой (женой) и их детьми с Таней, ее мужем и их младенцем в колясочке. Это произошло совершенно случайно, и теперь все вместе они шли по улице, разговаривая о жизни. «Как дела?» - «Нормально».
Теперь уже все прошло, остыли все страсти. Жизнь у главных героев катится своим чередом, они смогли смириться со сложившейся ситуацией. И все-таки, обыденность такого вот конца кажется страшной и абсолютно безысходной. А Кончаловский изо всех сил искал какого-то очищения для окончания истории.
Евгений Григорьев и придумал, что в последних кадрах фильма герой видит свою дочку, отмечает ее день рождения. И именно эти кадры снова, как и в начале — светлые и цветные.