Урок является основной формой организации обучения в школе. Существует несколько типов уроков, отличающихся своими целями и, соответственно, структурой.
Структура урока – это совокупность вариантов взаимодействия между отдельными элементами урока, которая возникает во время обучения и обеспечивает для него целенаправленную действенность.
Различают следующие типы уроков:
1) уроки, на которых ученики овладевают новыми знаниями, накапливают фактический материал;
2) уроки, на которых проходит формирование и совершенствование навыков и умений;
3) уроки систематизации и обобщения изученного материала;
4) уроки, на которых ученики повторяют и закрепляют полученные знания;
5) контрольно-проверочные;
6) комбинированные.
Структура урока напрямую зависит от цели его проведения, содержания материала, который планируется изучить, средств, методов и приемов обучения, использование которых запланировано, от подготовки учащихся и от творческого потенциала самого учителя.
Стандартная структура урока выглядит следующим образом:
2. Проверка домашнего задания.
3. Опрос учеников по пройденному материалу.
4. Изложение нового материала.
5. Закрепление полученной информации.
6. Запись домашнего задания.
7. Подведение итогов урока.
Типы и структура уроков планируются лично учителями, которые будут их проводить. Учитель является самостоятельной творческой и интеллектуальной личностью. Одно из главных требований, которому он должен соответствовать – любовь и уважение к ученикам, вера в уникальность каждого из них. Ну и, естественно, каждый учитель обязан знать предмет, который он преподает, интересоваться им и любить его, стараться узнать о нем больше.
Все типы уроков и их структура должны предусматривать организационный момент, который характеризуется как внешней, так и внутренней готовностью детей к проведению урока: к проверке домашнего задания, умений и знаний учеников для подготовки к рассмотрению новой темы. Нужно суметь правильно поставить цель урока перед детьми, организовать его таким образом, чтобы у учеников было достаточно времени не только на восприятие, но и на осмысление полученной информации, провести первичную проверку понимания изложенных новых знаний.
Например, урок изучения нового материала имеет такую структуру:
1. Организационный момент.
2. Проведение первичного ознакомления с новым материалом, учитывая закономерности этого процесса и уровень мыслительной активности учеников.
2. Четкая установка на то, что именно требуется запомнить.
3. Мотивация необходимости запоминания и дальнейшего сохранения материала в памяти на продолжительное время.
4. Актуализация техник, облегчающих запоминание (смысловая группировка, применение опорных материалов).
5. Первоначальное закрепление знаний путем прямых повторений и частичных выводов под руководством преподавателя.
6. Проверка качества первичного запоминания.
7. Проведение регулярных систематизирующих повторений как через короткие, так и через длинные временные промежутки с разными требованиями к их воспроизведению, включая решение дифференцированных заданий.
8. Постоянное использование полученных навыков и знаний для получения новых, а также их внутреннее повторение.
9. Как можно более частое применение опорных материалов для запоминания, контроля и регулярных оценок результатов запоминания.
10. Запись домашнего задания.
11. Подведение итогов урока.
Структура урока, ее правильное построение – это один из главных инструментов, от которого зависит объем и качество знаний, с которыми ребенок покинет учебное заведение. Все ее элементы выступают как практические задачи, требующие их решения учителем в той или иной степени при подготовке и проведении урока.