Школьный урок – это основная и самая главная форма обучения и воспитательного процесса для овладения ребятами разного рода знаний. В современных изданиях по таким предметам как дидактика, методика обучения, педагогическое мастерство урок определяется термином временного отрезка с дидактическими целями для передачи знаний от учителя к ученику, а также контроль качества усваивания и подготовки учеников.
Признаки урока
Каждый учитель должен понимать, что проведение урока в школе предусматривает определенные цели. Естественно, необходимо ориентироваться на специфику дисциплины, которая преподается школьникам. В начальной школе нужно ориентироваться на:
- образовательные, воспитательные, развивающие цели;
- полное соответствие излагаемого материала поставленным целям;
- правильно подобранные формы обучения;
- непосредственный процесс обучения с учетом всех норм и правил проведения уроков.
Различные формы уроков
Уроки можно проводить в различных формах, например, это может быть беседа, экскурсия. Во время урока желательно использовать инновационные технологии. Это позволит представить новый материал интересно и познавательно. Довольно часто дети самостоятельно выполняют работу, которая должна быть в виде закрепления материала.
Также в начальной школе выделяются уроки по основным этапам обучения:- урок-введение;
- первичная подача незнакомого материала;
- четкое изъяснение законов и предмета;
- практическая реализация знаний;
- урок-повторение.
Виды изложения информации совпадают для всех предметов, то есть типы уроков математики и русского языка одинаковы. Однако во время преподавания учитель может творчески подходить к реализации поставленных целей.
Типы уроков по ФГОС
ФГОС – это федеральные государственные образовательные стандарты. Иными словами, это четко установленные требования по реализации всех уровней обучения. Эти стандарты дают систему правил, начиная от младшей школы до полного высшего образования. Такие уроки – это основная зафиксированная информативная и образовательная программа для всего процесса обучения в РФ. Они в обязательном порядке включают:
- непосредственную подачу незнакомого материала;
- рефлексивные уроки;
- уроки с общим методологическим направлением;
- непосредственно контролирующие уроки.
Типы уроков по ФГОС в начальной школе
Главной целью урока в начальной школе считается предоставление комфортных условий для активной познавательности учеников. Эта цель достигается такими приемами:
- Учитель должен согласовать с учениками план урока для интереса прежде всего учеников. Это делается для четкого понимания формы подачи урока и его типа.
- Учитель на основе наблюдения, сравнивания и оценивания составляет план урока.
- Учитель должен давать не только основные задания, предлагаемые программным планом, но и включать свое творчество при составлении заданий для учеников.
- Коллективные или командные задания всегда пробуждают интерес учеников начальной школы к нестандартному мышлению, креативности.
- Не стоит пренебрегать правилом инициативности. Нужно давать ученику возможность высказать свою точку зрения по тому или иному вопросу.
На втором этапе, когда все правила ясны, а информация усвоена, ученику нужно дать простые задания для проверки качества понимания и запоминания материала. Если ребенок показывает хорошие результаты и четко справляется с заданием, необходимо постепенно повышать уровень сложности заданий. Если ориентироваться на типы уроков по ФГОС, то можно существенно улучшить знания учеников.
Правильное распределение нагрузки на школьника
На уроке закрепления знаний необходимо так распределить нагрузку на ученика, чтобы постепенное выполнение даваемых заданий в конечном результате приводило к полному повторению полученных знаний на первом уроке. Учителю стоит проявить высокий потенциал обучения, чтобы добиться желаемого результата. Работу учителя можно назвать специфической. В обязанности этой профессии входит не только передача знаний и их контроль, но и помощь, сотрудничество, поддержка учащихся.
Как правильно разработать урок?
Абсолютно каждый новый урок должен быть интересным для ученика. Каждый, без исключений. Только так можно добиться хорошей результативности от ученика. В противном случае знания не усвоятся, и рассказывать материал придется повторно.
Различные типы уроков в школе основываются на профессионализме преподавательского состава. Ориентируясь на основные типы уроков, не стоит забывать о креативном подходе к проблемному вопросу.
Разработка урока начинается с организационного момента – построения плана работы. Самое важное – постановка цели и задач. Эти аспекты нужно продумывать заранее. Затем следует повторить изученное на предыдущем уроке и провести контроль домашнего задания учеников. Это даст понять, как хорошо усвоился материал. Затем ученики получают новые знания в различных формах, закрепляют их и получают домашнее задание. Используя различные типы уроков, учитель может заинтересовать маленьких воспитанников, тем самым дав им новые знания.Главное для учителя начальных классов – это правильная подача информации. Дети из начальных классов зрительно усваивают намного больше информации, чем на слух. Соответственно, весь новый материал должен быть наглядным. Современная разработка урока может включать в себя не только конспект учителя, но и различные презентации
Роль учителя
Всем взрослым людям давно известно, что ребенок с первой минуты после знакомства с учителем начинает осматривать его с ног до головы, оценивает, и для себя самого в голове составляет характеристику. Если педагог – это добрая, милая и с улыбкой на лице женщина с хорошим вкусом стиля, правильным тоном и манерой общения, то она сразу же станет ярким примером для учеников. Очень важно не только понравиться ребятам, но и стать наставником, заслужить доверие. Если учитель нравится детям, то любой тип урока будет воспринят им положительно.
Если же учитель мужчина, то он должен быть сдержанным и лаконичным, но при этом все та же улыбчивость может быть главным достоинством. Мужчина должен быть не только тем лицом, которое учит и устанавливает правила, но и стать вторым отцом.Необходимые факторы
Все домашние проблемы, неполадки, расстройства и переживания лучше оставлять дома. Переступив порог школы, учителю необходимо думать только о работе и сотрудничестве со школьниками. Непосредственная открытость в общении и хорошее настроенное непременно позволят расположить учеников, установить доверительные отношения. Современные школьники младших классов высоко ценят безобидные шутки учителя, который может вовремя задать нотку юмора для снятия напряжения как у себя, так и у детей. Нестандартность мышления в поведении учителя и ломание всех стереотипов помогут выйти за рамки привычного скучного урока.
Как лучше проводить урок?
Проводить урок желательно в спокойной атмосфере и уравновешенной манере. Многие учителя выкладывают новый материал, постоянно стоя у доски или же сидя. Младшие школьники могут попросту перестать реагировать на него. Лучше двигаться, чтобы посмотреть, есть ли реакция учеников, следят ли они за поведением учителя. Не нужно много жестов и эмоциональности, достаточно лишь маленьких шагов по классу. Тогда учитель точно всегда будет оставаться в центре внимания.
Всегда нужно помнить о примерах при подаче ученикам новых знаний. Если эти примеры из жизни, то учителю не составит труда их привести, а дети будут уверены, что факты, приведенные учителем, реалистичны.
Мотивация учеников
Очень важно понимать, что младшие школьники – это еще маленькие дети, которые не знают многих вещей в жизни и требуют объяснений на задаваемый вопрос. Они почемучки. Учитель должен уделять особое внимание ответу на заданный учеником вопрос. Не стоит игнорировать школьника и оставлять его вопрос без ответа, даже если на уроке катастрофически мало времени на основной материал. Отвечая на вопрос, учитель формирует представления о тех или иных вещах, которые запомнятся ученику на всю жизнь. Вот почему так важен четкий, понятный и доступный ответ. В данном вопросе не нужно ориентироваться на тип урока. Важно понимать, что школьники должны впитывать знания, которые даются в стенах школы.
Учителю всегда стоит индивидуально подходить к каждому уроку и следить за интересами учеников. Обычно у детей сразу же появляются любимые предметы. Главное –это заметить и помочь ребенку развиваться. Не стоит забывать о конкурентоспособности учеников. Чтобы привлечь внимание детей к учебе, можно в игровой манере построить незабываемый урок. Разделив детей на две команды, они начнут соперничать.Одно из главных заданий для нормального развития младшего школьника – научиться быть победителем. Проигравшие в этом состязании умов дети начнут тянуться к победителям, тем самым повышая свой уровень знаний, стоит лишь подобрать командные задания с учетом возрастных особенностей детей и качественно провести занятие. Однако такой тип урока не стоит практиковать часто, поскольку дети могут расстраиваться, постоянно проигрывая. В школьный урок надо привносить разнообразие, с помощью которого школьники будут понимать их роль и место в классе.
Окружающая атмосфера всегда влияет на работоспособность. Учитель должен следить за порядком в классе и отношением детей между собой, поддерживать гармонию. Маленьких детей всегда нужно хвалить. Поощрение и одобрение хорошо выполненной работы в классе или на дому – всегда лучший стимулятор для продвижения в любом деле. Во время проведения любого типа урока школьника надо заинтересовать. Только в таком случае он будет тянуться к знаниям.
Важно помнить
Эти простые напутствия помогают педагогам помнить об индивидуальности каждой личности и проводить занимательные информативные уроки. Учение – это жизнь. Хороший педагог всегда развивается, а проведенные им уроки самые интересные и познавательные. Педагог, любящий детей и профессию – учитель не только младших классов, но и всей жизни.