Работая в школе, учителя постоянно сталкиваются с проблемой разработки плана урока и составления его конспекта. План урока требуется не только для того, чтобы администрация школы могла проверить готовность педагога к занятию, но и для того, чтобы учитель мог основательно разобраться в нем, не терялся в ходе работы и не переживал о том, чем занять детей в ближайшие сорок пять минут.
Далее мы с вами рассмотрим основные составляющие конспекта и требования к нему. Кроме того, мы дадим вам практические советы по написанию плана и примерный шаблон конспекта урока.
Основные требования к конспекту
Конспект урока разрабатывается в соответствии с требованиями учебной программы, утвержденной Министерством образования. Любой урок должен соответствовать определенной теме и выполнять прописанные в учебной программе задачи, соответствовать утвержденным образовательным и воспитательным целям, иметь четкую структуру.
План урока по ФГОС разрабатывается в зависимости от типа урока. На сегодняшний день выделяют следующие виды уроков:
- Усвоение новых знаний.
- Закрепление изученного материала.
- Повторение.
- Систематизация и обобщение знаний и умений.
- Контроль знаний и умений.
- Коррекция знаний, умений и навыков.
- Комбинированный урок.
Кроме того, выделяют интегрированные и нетрадиционные уроки, которые имеют сложную и специфическую структуру. Вне зависимости от типа урока, неизменными в структуре плана остаются:
- Шапка плана-конспекта.
- Организационный этап.
- Постановка целей и задач урока.
- Мотивация учебной деятельности.
- Рефлексия и подведение итогов занятия.
Составляющие плана
Любой план урока состоит из следующих разделов:
- Шапка конспекта, в которой прописываются основная информация об уроке, его типе и виде, целях, задачах.
- Ход урока – основная часть конспекта, в которой поэтапно прописывается каждое действие учителя, начиная с организационного момента и заканчивая подведением итогов или рефлексией.
- Домашнее задание. Оно может отсутствовать в том случае, если это был контрольный урок.
Далее мы рассмотрим каждый из этих пунктов подробнее.
Шапка конспекта
План урока всегда начинается с шапки. В ней прописывается:
- Тема урока. Зачастую она записана в поурочном плане учителя.
- Цель. Каждый урок имеет свою триединую цель. В нее входит: обучение (например, дать представление о предмете, обобщить и систематизировать знания, отработать навыки); развитие (развивать память, мышление, коммуникабельность, умение самостоятельно работать); воспитание (воспитать или привить чувство патриотизма, трудолюбие, дисциплинированность и т. д.).
- Задачи, в которых прописывается минимум знаний и умений, который ученики должны приобрести в ходе урока. Обязаны соответствовать требованиям к знаниям, которые выдвигает к учащимся Министерство образования.
- Тип урока.
- Методы и приемы, используемые на уроке: метод упражнений, лекция, беседа, микрофон, диктант и прочие.
- Оборудование, используемое на уроке: видео и аудио материалы, картины, презентации, карточки.
- Литература. Желательно также указать источники, которые были использованы при составлении урока – статьи, учебники.
Ход урока
Основная часть конспекта – подборный план урока, его ход. Стандартно можно выделить следующие составляющие:
- Организационный момент. Любой урок начинается именно с него. В организационный момент входит занятие учениками своих мест, приветствие, выявление отсутствующих, запись даты.
- Проверка домашнего задания. Данная часть урока не всегда актуальна. К примеру, на уроках усвоения новых знаний и умений, контрольных занятиях домашняя работа не проверяется. К основным вариантам проверки относится: устный опрос, работа у доски, с карточками или тестами.
- Актуализация полученных ранее знаний проводится в виде беседы.
- Подготовить учеников к новому материалу следует объявлением цели и задачи урока, а также его темы. Сделать это можно с помощью загадок и ребусов, кроссвордов, задать проблемный вопрос.
- Основная часть урока.
- Подведение итогов или рефлексия. Итоги работы подразумевают наличие выводов, вопросов по материалу, оценивание учеников.
Основная часть урока делится на несколько пунктов:
- Сообщение нового материала. Предполагает подачу материала с помощью рассказа или беседы, работы с учебником, просмотра фильма.
- Закрепление знаний проходит с помощью беседы, работы с учебником и тетрадью, выполнения практической работы, решения задач, выполнения тестов, самостоятельных работ, игр.
Домашнее задание
В конце конспекта записывается домашнее задание. Зачастую оно подразумевает работу с учебником и выполнение определенных упражнений.
Если у вас уже есть план урока на тему следующего занятия, вы можете предложить ученикам обработать подготовленный вами для изучения материал и затем рассказать его одноклассникам.
Как вариант, учитель может предложить дифференцированное домашнее задание на выбор учеников. К примеру, выполнить упражнения из учебника или же создать проект по теме – опорные таблицы, тесты, стенгазеты, подобрать упражнения для закрепления. Естественно, творческие задания оцениваются отдельно. Выполнить их могут ученики, претендующие на высокие оценки.
Конспект открытого занятия
План открытого урока мало чем отличается от обычного конспекта. Основным отличием является более тщательный подбор материала, методов и приемов для его проведения.
Желательно, чтобы открытое занятие имело свой эпиграф, наглядные материалы, а в работе с учениками использовались инновационные методы и приемы обучения. Задания и материал к уроку также следует тщательно выбирать, анализировать его на соответствие существующим образовательным нормам и стандартам. Важно максимально точно рассчитать время, необходимое для выполнения всех запланированных работ, чтобы ученики успели все сделать, но при этом урок не должен окончиться рано.
Шаблон конспекта
Если вы не знаете, как составить план урока, воспользуйтесь готовым шаблоном. Для составления конспекта вам необходимо заполнить уже готовую шапку, а также подобрать материал для каждого из расписанных пунктов.
План урока:
- Номер урока.
- Тема.
- Тип урока.
- Вид урока.
- Цель: научить, развить, воспитать.
- Задачи.
- Методы и приемы.
- Оборудование.
- Литература.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
- Актуализация знаний и умений по теме.
- Объявление темы и цели.
- Сообщение нового материала.
- Закрепление.
- Подведение итогов.
- Оценивание .
- Домашнее задание.
Советы по составлению
Предлагаем вашему вниманию несколько практических советов по составлению конспекта.
- Составление плана урока всегда начинается с формулировки темы, целей и задач.
- Обязательно определите основные понятия и определения, на которые вы будете опираться на уроке. Полезно составить для себя мини-словарь терминов и понятий, используемых при изучении темы.
- Определите, какую часть учебного материала вы дадите на данном уроке, а какую разберете на следующих занятиях.
- Определите тип (изучение нового материала, закрепление, комбинированный урок) и вид урока (лекция, киноурок, практическая или лабораторная работа).
- Подберите материал и литературу по теме, учебные материалы и оборудование, наглядные пособия.
- Придумайте «изюминку»: эпиграф, интересный факт, опыт.
- Обдумайте, как вы проведете контроль знаний в конце занятия – с помощью беседы или тестов.
- Обдумайте объем домашнего задания, подберите соответствующие материалы.
- Обязательно подготовьте карточки по теме. В случае если класс быстро справится с поставленными вами задачами, вы всегда сможете дать дополнительное задание.
- После составления плана обязательно просмотрите его, подпишите карандашом, сколько примерно времени понадобится на каждый этап. Если вам покажется, что заданий слишком много, определите для себя те, которые вы можете выбросить. В случае если заданий мало, подберите дополнительные.
- После проведения обязательно проанализируйте свой конспект, отметьте, какие задания прошли «на ура», а какие оказались лишними. Учтите полученные результаты при составлении следующего конспекта. Особенно если вы собираетесь презентовать план открытого урока по данной теме.
Выводы
План урока – это один из основных документов, который обязательно должен быть у учителя. В конспекте указывается тема, цель, задачи, а также подробно расписывается ход занятия. С помощью него учитель не только может доказать администрации свою готовность к учебному процессу, но и без проблем проведет любой урок.