Информационные системы – формальные социотехнические организационные системы, предназначенные для сбора, обработки, хранения и распределения информации. В социотехническом аспекте они содержат четыре основных компонента: технологии, процессы, людей и организационную структуру.
Структура информационной системы на базе компьютеров
Компьютерная информационная система – это система, в которой компьютер играет основную роль. Такая система содержит следующие элементы:
- Аппаратные средства – в первую очередь, сам компьютер, содержащий центральный процессор, устройства ввода, устройства вывода, память, устройства связи.
- Программное обеспечение информационных систем – компьютерные программы и руководства к ним. Компьютерные программы – машинно-читаемые инструкции, управляющие аппаратными средствами для создания полезной информации из данных. Программы обычно хранятся на компьютерных дисках.
- Данные – сведения, используемые программой для создания полезной информации. Как и программы, данные хранятся в машинно-читаемом виде на дисках.
- Процедуры – политики, управляющие функционированием компьютерной системы.
- Люди – основной компонент, влияющий на успех или неудачу всей информационной системы. Каждая компьютерная информационная система, чтобы быть полезной, должна иметь в своем составе людей.
Программное обеспечение систем обработки информации
Системы ПО – программы для обработки информации в соответствии с некоторыми правилами. Они являются важнейшей составной частью современных систем передачи информации. Существует большое количество самых разных компьютерных программ, предназначенных для решения практически любых задач.
По назначению системы программного обеспечения делятся на:
- системные (операционные системы и различные служебные программы);
- прикладные (программы для выполнения узкоспециализированных задач);
- инструментальные – специальные программы, предназначенные для разработки и сопровождения других программ.
Структурная схема информационной системы
Информационную систему можно представить в виде структуры, содержащей входную информацию, выходную информацию и информационную среду. Для преобразования информации с входной в выходную применяются средства обработки информации. Выходная информация направляется непосредственно получателю или другой системе обработки информации.
Информационные потоки и каналы
В основе управления любой системой лежит обработка циркулирующей в ней информации. Поэтому особое внимание уделяется понятиям «информационные потоки» и «информационные каналы».
Информационный поток – совокупность сообщений, циркулирующих между внешней средой и системой и предназначенных для выполнения функций управления.
Канал – совокупность звеньев системы, предназначенных для передачи информации.
Виды компьютерных систем
Классификация компьютерных информационных систем может осуществляться:
По архитектуре:
- настольные;
- локальные;
- распределенные:
- файл-серверные;
- клиент-серверные.
По способу обработки данных:
- информационно-справочные;
- решающие.
По области использования:
- экономические;
- медицинские;
- географические.
По степени охвата задач:
- индивидуальные;
- групповые;
- корпоративные.
Виды компьютерных информационных систем по типу решаемых задач
Классификация компьютерных информационных систем по уровню решения задач в бизнес-среде следующая:
1. Системы обработки транзакций – наиболее фундаментальные компьютерные системы, предназначенные для захвата, определения вида, хранения, обслуживания, обновления и извлечения данных транзакций. Эти данные могут использоваться для ввода в другие информационные системы. Основная цель любой системы обработки транзакций – оптимизация ежедневных операций в любой организации. Транзакция – любое событие, влияющее на деятельность организации. Одними из самых распространенных транзакций являются: издание приказов, выписка счетов, заключение контрактов с работниками. Для нормального функционирования организации работу по обработке транзакций необходимо выполнять систематично.
2. Системы обработки информации управления. Обработка данных с помощью компьютеров имеет чрезвычайную эффективность по нескольких причинам. Во-первых, существует огромное количество данных, которые должны обрабатываться с большой скоростью.
Прежде всего это касается компьютерных приложений, занятых в процессе автоматизации ежедневных канцелярских задач. Однако в последние годы основное внимание начинает уделяться приложениям, предоставляющим информацию с целью управления, планирования и определения политик.
Требования, предъявляемые к информации в системах обработки информации управления
- релевантность;
- своевременность;
- точность;
- полнота;
- краткость.
3. Системы поддержки решений – тип современных информационных систем, предоставляющих информацию, которая не может прогнозироваться. Как правило, такая информация бывает нужна профессионалам только один раз. Эти системы не предназначены для создания регулярных отчетов. Вместо этого они выполняют функцию формирования ответов на широкий диапазон запросов.
Системы поддержки решений помогают менеджерам принимать решения, которые не являются высоко структурированными. Решение считается неструктурированным, если не существует четких процедур для его принятия.
4. Системы автоматизации офиса – современные информационные системы, быстро развивающиеся в последнее время. Предназначены для увеличения эффективности и производительности офисных работников: машинисток, секретарей, работников отдела кадров, менеджеров. Многие организации в первую очередь автоматизируют работу своих офисов.
Системы обработки информации используются для облегчения набора, хранения, проверки и печати текстовых материалов. Другая область применения этих систем – организация электронной почты, позволяющая людям обмениваться информацией в электронном виде через компьютерные терминалы.
Таким образом, современные информационные системы организационного управления выполняют самые важные функции и поддерживают наиболее существенные бизнес-процессы организаций.
Требования к информационным системам
Они следующие:
- обработка информации в реальном масштабе времени с целью своевременного прогнозирования ситуации;
- универсальность – возможность работы с разнородной информацией, поступающей из разных источников;
- наличие современных средств анализа и графического отображения информации;
- возможность оперативного отображения бизнес-процессов в динамике их возникновения;
- возможность всестороннего анализа бизнес-процессов: количественного, качественного, временного.
Развитие информационных систем
Отделы информационных технологий в организациях предназначены для управления развитием и применением информационных технологий. Для развития современных информационных систем могут использоваться различные методики. Многие разработчики используют подход системного проектирования для систематического развития информационной системы по этапам.
Информационная система может развиваться непосредственно в организации или за ее пределами. При этом на аутсорсинг может быть передана вся система или только какая-то ее часть.
Факторы, влияющие на развитие современной системы:
- совершенствование методики управления организацией;
- повышение эффективности компьютерных систем;
- развитие методики программной реализации информационных систем.
Этапы жизненного цикла информационной системы:
- планирование;
- анализ системы и формирование требований к ней;
- проектирование;
- развитие;
- объединение и тестирование;
- реализация;
- обслуживание.
Обеспечение информационных систем
Выделяют следующие его виды:
- техническое – технические средства (компьютеры, различные периферийные устройства) для сбора, обработки и представления информации;
- информационное – способы преобразования данных в машинную форму;
- лингвистическое – языки программирования и языки систем поиска информации;
- правовое – нормы и правила, содержащиеся в нормативных документах;
- математическое – способы и средства построения алгоритмов и математических моделей;
- организационно-методическое;
- программное.
Тенденции развития информационных систем
Они следующие:
- формирование баз данных практически по всем областям деятельности общества;
- совершенствование технологий доступа рядового члена общества к этим базам;
- использование мощных компьютеров и разветвленных сетей для увеличения функциональности информационных систем;
- повышение сложности информационных продуктов и применение при этом интерфейсов, облегчающих взаимодействие с ними обычных людей;
- устранение промежуточных звеньев при доставке информации конечному пользователю;
- глобализация, заключающаяся в расширении географических границ рынка информационных услуг даже для небольших компаний.