Нет нужды объяснять, что каждый из живущих ныне людей так или иначе сталкивался и продолжает сталкиваться с различными формами политического управления. Особенно это актуально для тех, кто в силу своей профессиональной деятельности должен либо работать с политиками, либо сам является политиком. Но иногда людям свойственно не понимать суть того явления, с которым они сталкиваются каждый день. Именно это и происходит с феноменом политического управления. Все знают, что оно есть, но не многие знают, как именно оно осуществляется.
Определение и разбор понятий
Начать стоит с самого очевидного, а именно со значения и смысла слов, из которых состоит термин "политическое управление". Так что же такое политика и что есть управление? Это очевидно? Вполне возможно, что и не очень.
Политика - что же это такое?
Политикой называют совокупность понятий, которые включают в себя работу организаций, определяющих основные направления деятельности правительства, и труд организаций, осуществляющих непосредственное проведение в жизнь разработанного плана. Также политика уделяет время всем явлениям и происшествиям жизни социума, которые так или иначе связаны с работой государственных управляющих. Не лишним также будет отметить, что изучением политики занимается наука политология.
Управление: кто, зачем и как
А что насчет управления? Сам термин связан с политикой, иногда они даже могут считаться взаимозаменяемыми. Но не всегда, ведь политическое управление является всего лишь одной из разновидностей управления. В более широком смысле управлением можно считать все, что связано с осознанным воздействием субъекта на объект со стремлением добиться вполне определенной цели. Управление есть буквально везде. Например, управление политической организацией. Но в экономике, праве и даже культуре тоже есть управление . Так чем же так отличается политическое управления ото всех остальных?
Ну, для начала, у государственного института имеется монополия на применение силы. Это в наше время действительно важно, потому что большинство правонарушений заключаются как раз таки в попытках индивидуумов использовать это право, которое им никак не принадлежит.
Также нет и не может быть никакого сомнения в том, что этот вид управления полностью завязан на отношениях народа с властями. Они могут возникнуть исключительно в условиях существования какого-либо политического института и управляемых им людей. Существует и еще одна точка зрения. Ее последователи утверждают, что задача политического управления состоит в создании организации со своими целями и планами. Их взгляды на политику были бы относительно одинаковы, что позволило бы им достигнуть каких-либо видимых результатов на международной политической арене.
Так вот. Политическое управление в более широком смысле - это просто вид контролирования социума в условии существования общественно-политических отношений.
Во многом эти допущения позволяют в полной мере осознать такой важный аспект, как то, что управление иногда включает в себя и другие сферы общественной жизни, например, экономики, права и культуры.
Составляющие
Нетрудно предположить, что одним из основных составляющих политического управления является наличие какого-либо политического института, политической партии или лидера. Но также нельзя обойтись и без какого-либо объекта, над которым и будет проводить различные манипуляции субъект.
Но как именно они взаимодействуют между собой? Каким образом происходит контакт?
Вот тут-то в дело и вступают разнообразнейшие каналы управления. К таковым относят издания законов, выступления министров и президентов на телевидении и так далее. Именно благодаря такой публичности власти и сохраняется контакт между государством и управляемым им народом.
Но каким именно образом регламентируются эти каналы связи? Ведь в таком вопросе просто нельзя оставить все без строжайшего надзора. И с пониманием этого и были введены средства управления. В них входят различные способы обмена и передачи информации, а также способы их усвоения и понимания.
Из всего этого можно сделать вывод, что в политическом управлении люди относятся без всякого предубеждения к замене субъекта управления объектом, и наоборот. Это обычная практика, и никого она больше не удивляет. В условиях демократического государства ее можно даже засчитать за одно из проявлений системы сдерживаний и противовесов. Самым очевидным примером можно назвать взаимоотношения между гражданами и государством в стране, где преобладает демократия. Люди, являясь источником власти, избирают парламент и президента, а те уже управляют людьми по своему усмотрению и в соответствии с действующими законами. Еще одним примером можно назвать взаимозависимые отношения между различными органами государственной власти.
Но при этом нельзя упускать тот факт, что в условиях политического управления обществом нельзя обойтись без политической борьбы, которая в большинстве случаев характеризуется необъяснимой жестокостью. Очевидно, что простым гражданам пользы от нее мало, разве что проигравшей стороной окажется человек, который эксплуатировал предоставленную ему власть, но это бывает лишь в пятидесяти процентах случаев. Или даже меньше.
Однако, как уже было сказано ранее, на политику могут влиять не только представители публичной власти, но и сам народ. Существует несколько способов. Они подразделяются на непосредственное и опосредованное воздействия. В первом случае человек участвует в разнообразных митингах и демонстрациях, бурно реагирует на различные общественные происшествия, принимает участие в деятельности политических партий, пишет письма и обращения к политическим деятелям, встречается с ними и сам таким же и становится. А во втором случае люди просто ходят на выборы и перекладывают ответственность на избираемых.
Различия
Пожалуй, первым и самым главным отличием государственного политического управления от просто политического можно назвать тот факт, что первое из понятий куда шире второго по своему значению. Можно даже представить их соотношение так, что само по себе государственное управление является частным случаем политического.
Вторым из отличий выступает то, что государственное управление идет от государства к народу. А с политическим управлением ситуация совершенно иная. Оно идет от народа к гражданскому обществу, а от него уже к государству.
Самый очевидный факт из существующих
В редких случаях вопрос политической власти и управления можно назвать легким. В странах, где сильно развито гражданское общество, у государственной власти нет и не может быть монополии на управление. Это происходит по той причине, что гражданское общество создает различные политические партии и движения, кружки, группы и структуры, а они, в свою очередь, влияют на государственных управляющих. Соответственно, в государствах, где гражданское общество не развито, не существует только один вид управления - государственный.
Система
Характерно, что система политического управления подразделяется на несколько категорий. В общем и целом их все можно обозначить как политические режимы, но между собой они тоже делятся на отдельные элементы. И принципы, по которым совершается раздел, довольно разнообразны. Например, политологи обычно обращаются в первую очередь к делению на основании способа, с помощью которого принимаются решения государственного масштаба. В этом случае выделяют авторитарный и демократический режимы.
Если же людей интересуют границы, в которых государство имеет право вмешиваться в жизнь общества, одними из таких режимов можно назвать либеральный и тоталитарный.
Как именно государство заботится о своих гражданах и заботится ли вообще? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо выяснить, каких социально-экономических законов придерживается названное государство в своих отношениях с гражданами. То есть выяснить, осуществляется в этой стране социально-политическое управление или нет.
Если экономика полностью контролируется государством, а единственный существующий вид собственности - государственный, то смело можно сказать, что в стране тоталитарно-распределительный режим. Для него характерна плановая командная экономика и отрицание частного предпринимательства и собственности в целом.
В том случае, если государственное политическое управление осуществляет контроль над государством только в исключительных и строго обозначенных ситуациях, то режим можно смело обозначить как либерально-демократический. Он характеризуется в первую очередь свободной торговлей, преобладанием частной собственности, развитием предпринимательства и конкуренцией.
Если же встает вопрос того, как правительство относится к происходящему в стране в определенный момент времени, то можно без всяких сомнений выделять консервативный, реформаторский, прогрессивный и реакционный режимы. Консерваторские страны обожествляют традиции и стремятся ни в чем не отступать от устоявшихся законов. Реформаторские, напротив, хотят изменить существующий режим. Для такого режима характерны нововведения. Прогрессивный режим характеризуется многосторонним развитием всей жизни общества. А реакционный режим стремится, так сказать, "вернуться в прошлое". В том случае, если в стране проводится реакционная политика, правительство направляет все усилия на то, чтобы отменить какие-то нововведения и сделать все так, как было раньше.
Органы власти
Органы политического управления - это легализированные организации, которые наделены властью и всеми связанными с этим правами и обязанностями. Они разделяются на федеральные, региональные, местные, центральные, а также высшие и низшие. Количество органов политического управления регламентируется исключительно высшими нормативными правовыми актами. В разных странах может быть разное количество органов управления, и в этом нет ничего удивительного, потому как ни в коем случае их количество не влияет на качество.
Военное управление Вооруженных сил Российской Федерации
Важно также не забывать, что государством контролируется не только жизнь социума. Они обязаны защищать интересы граждан. И внутри, и за пределами государства. Что позволяет им это сделать? Разумеется, наличие армии. И ею тоже необходимо управлять, потому что без контроля такая сила может очень легко стать проблемой.
Говоря о Российской Федерации, нельзя не отметить роль, которую играют в ней Вооруженные силы. Но, как выяснилось, граждане перестали воспринимать армию и флот как нечто, не стоит бояться этого слова, великое. Именно поэтому Владимиром Владимировичем Путиным было создано Главное военно-политическое управление. Это произошло в конце июля 2018 года, хотя разговоры о необходимости подобного ведомства велись еще с февраля того же года. Если свериться с тем, что сказано в Указе Президента Российской Федерации, то Военно-политическое управление Вооруженных сил Российской Федерации должно заниматься организацией работы в Вооруженных силах. Это чрезвычайно ответственное задание. Также именно они должны информировать граждан о том, чем занимаются Вооруженные силы, усиливать уважение в обществе к Вооруженным силам. Патриотические настроения также должны контролироваться именно ими. На одном из последних заседаний нынешний начальник военного управления заявил, что одним из главных приоритетов их организации является прекращение фальсификации истории.
Главное военное управление Вооруженных сил унаследовало опыт советской организации похожего типа, но при этом ряд преобразований все же был совершен. Например, раньше данная организация и руководящая партия были практически не отделимы друг от друга. Теперь этого, разумеется, нет и не может быть. Также начальники Главного военно-политического управления Вооруженных сил стремятся к тому, чтобы их сотрудники не посвящали себя целиком и полностью только военному делу. Учитывая, что все мы живем в современном мире, важно, чтобы они имели навыки контакта с представителями различных институтов общества.
Одной из основных особенностей этой организации считается также и тот факт, что сотрудники Главного военно-политического управления Вооруженных сил не могут участвовать ни в каких политических движениях.
Заключение
Политическое управление - это одна из наиболее важных составляющих жизни общества. Именно поэтому каждому человеку и гражданину необходимо знать и понимать, как оно устроено и кто всем управляет. Да, политика может быть жестокой, непонятной и в определенных случаях несправедливой, но без управления политической сферой наступил бы неминуемый хаос. Ни политологи, ни экономисты, ни философы никогда не поддавали и не поддают это сомнению.