Почему человек всегда, если только не спит, находится в движении, чем-то занят? И что будет, если он впадет в состояние покоя и делать ничего не будет? Да он просто умрет — от голода, жажды, холода, скуки. Жизнь — это постоянная деятельность, определение в обществознании звучит как череда необходимых действий ради самой жизни.
Сущность человеческой активности
То, что обществу нужны энергичные, предприимчивые, деловитые граждане — аксиома. Иначе оно превратится в стоячее болото или в тот пресловутый лежачий камень, под который и вода не течет. Именно активность людей на всех уровнях общественного бытия гарантирует всестороннее развитие как всего государства, так и его отдельных индивидов.
У слова «активность» много синонимов и одно из них - «деятельность». Они взаимопоясняют друг друга и дополняют. Что служит причиной человеческой активной деятельности:
- Способность осознавать недостатки и достоинства мира, которые можно использовать в своих целях.
- Потребность в приспособлении окружающей среды к своим нуждам и, наоборот, в приспосабливании к ее условиям, которые не поддаются изменениям. Например, невозможно исключить зиму из природного сезонного цикла и заменить ее вечной весной.
- Любопытство, потребность в познании причинно-следственных связей, существующих в природе, и в использовании их в собственных целях.
Таким образом, человеческая деятельность в обществознании — это осмысленная практическая и познавательная активность индивида, направленная на освоение и изменения среды обитания с целью удовлетворения его собственных нужд и потребностей.
Схема действия
Осмысленная деятельность в обществознании — это последовательное выполнение конкретных операций, гарантирующих получение задуманного результата.
В первую очередь следует определить, кто будет субъектом, то есть, исполнителем задуманного действия в зависимости от его масштаба и содержания:
- один человек, обладающий необходимыми знаниями и навыками;
- группа людей (члены избирательной, приемной, проверяющей комиссии);
- общество.
Далее надо решить, на какой объект направляется деятельность субъекта. Это может быть предмет (например, из чего соорудить памятник или построить дом), один человек, коллектив, семья или даже невидимый глазу, нематериальный процесс (эстетическое восприятие молодежью предметов искусства). Объектом аналитической деятельности могут быть собственные черты характера, взгляды, вкусы человека. В таком случае он выступает и как ее объект, и как субъект.
Мотивы и цель субъекта деятельности должны быть им предельно обдуманными и понятными. В противном случае она становится хаотичной, затратной по времени и средствам и может оказаться безрезультатной.
Методы и способы, средства продвижения к цели должны быть обоснованными, реальными и доступными.
Процесс осуществления деятельности в обществознании — это планомерное, поэтапное продвижение к задуманному результату с рациональным разрешением возникающих новых задач и проблем.
Результат труда — материальный или нематериальный. Он подвергается анализу, сравниванию с задуманным и в случае необходимости корректируется, дорабатывается.
Этическая сторона деятельности
Не всякое дело — благо для самого человека и общества. С этой точки зрения виды деятельности обществознание делит на созидательную, полезную, и деструктивную, разрушительную.
Многочисленны примеры общественно одобряемых действий отдельных лиц и групп энтузиастов. Они направлены на улучшение условий жизни, материального положения одиноких, пожилых, малообеспеченных граждан: волонтерство, шефство, опека, сбор средств. Нередки различные акции по наведению порядка в городе или поселке — субботники, воскресники, месячники.
Деструктивная, вредная и опасная деятельность в обществознании — это противоречащая законодательству, нормам социального сосуществования: грабежи и воровство, умышленные убийства по разным мотивам, шпионаж, дезертирство, оставление в опасности человека, клевета и др.
Ситуации, когда человек испытывает искушение преступить моральные правила и нормы, возникают часто. Какое решение он примет — зависит от его характера, нравственной стойкости, воспитания.
Виды деятельности
Многочисленные виды действий человек осваивает постепенно, от самых простых до самых сложных, по мере формирования его сознания и потребностей:
- Общение. С первых дней жизни ребенок получает множество сигналов из окружающей среды и с помощью взрослых учится реагировать и осознанно взаимодействовать с ней. То есть общаться. Формы и навыки этой деятельности усложняются по мере появления собственных ее целей и приобретения коммуникативного опыта.
- Игра. Вначале она служит средством развлечения, примитивна по содержанию. Но постепенно именно в игре ребенок копирует, моделирует и разрешает различные жизненные ситуации, то есть опосредованно учится искусству социального взаимодействия.
- Учение. Организуется взрослыми как способ формирования у детей необходимых в жизни знаний, умений и навыков. Без него невозможно развитие психики. В сознательном возрасте человек может по разным мотивам заниматься самообразованием в избранной области знания.
- Труд. Это деятельность человека, группы людей для достижения желаемого результата. Его цель — достижение собственного или общественного благосостояния.
- Творчество. Это деятельность людей, у которых велика потребность реализовать новые и необычные идеи и образы в материальных предметах (картины, скульптура, постройки, кино, спектакли). Ее основа - развитое воображение и фантазия.
В течение жизни человек в большей или меньшей степени овладевает разными видами деятельности. Это зависит как от природных задатков, воспитания, так и от индивидуальных целей и потребностей.
Формы деятельности
Труд бывает физическим и умственным. Эти формы деятельности в обществознании характеризуются так:
- Физический труд требует больших энергетических затрат, поскольку человек испытывает значительные мышечные нагрузки. Все системы организма — дыхательная, сердечная, нервная — интенсивно активизируются.
- Умственный или интеллектуальный труд обеспечивается напряжением мозговой деятельности, мышления: поступающая информация анализируется в мозгу, что требует концентрации внимания, запоминания. Затем создается новый план действий с обдумыванием места, времени, способов, средств его реализации.
Эти формы деятельности, определяемые в обществознании — это не строго изолированные друг от друга формы. Физический труд работника (строителя, грузчика, спасателя) не исключает, а стимулирует его мыслительную работу. Сознательное отношение к ней требует обдумывания последовательности (планирования) и характера действий, концентрации внимания, анализа результатов, поиска методов оптимизации и исправления допущенных ошибок.
Умственный труд зачастую сочетается с физическим, когда, например, изобретатель сам занимается изготовлением деталей, сборкой, испытаниями придуманного агрегата.