Успешным называют человека активного, деятеля, творца. При этом он может заниматься одним видом деятельности или несколькими, основной из которых — труд. Это он организовал первобытных людей в общество и с тех пор обеспечивает их всем необходимым. Но чтобы трудиться, нужно действовать много и разнообразно.
Действие как элемент деятельности
Слово «элемент» часто ассоциируется с чем-то мелким, незначительным. Но если учесть, что все состоит из взаимосвязанных частиц, то очевидной становится значимость каждой из них в общей структуре объекта. Неравноценная замена, перестановка, выпадение одного элемента может привести к изменению свойств и качеств предмета в целом (не всегда в лучшую сторону).
Любая работа — продуктивная или непродуктивная — состоит из ряда единичных действий, выстроенных в определенной последовательности. Для получения задуманного результата человек должен поступать планомерно, рационально, используя необходимый инструмент, приспособления, материалы и пр. То есть, такие элементарные части деятельности, как действия, определяют ее успех, если их подбор правильный и последовательность логична. Хаотичность, избыточность или их недостаточность — причина бесполезной работы, в чем бы она ни заключалась.
Что такое человеческая деятельность
Как и многие представители животного мира, человек является деятелем. Он способен изменять, совершенствовать собственную среду обитания и условия своей жизни в результате труда, присущего ему преобразовательного отношения к окружающему.
В природе нет такого объекта (живого или не живого) как «деятельность»: ее нельзя нарисовать или сфотографировать. Тем не менее деятельность и человек не существуют по отдельности.
Видимые сознательные изменения условий жизни — один из ее результатов, она продуктивна. Другой — это изменения внутренние, самосовершенствование. Человек, трудясь, открыл, познал и изобрел новые способы развития собственных мыслительных, физиологических, психических процессов. То есть, являясь активным субъектом, он имеет объектом своих преобразований не только весь мир, но и себя, свой социум.
Мотивы и виды деятельности
Что толкает людей действовать? Это мотив, причина, необходимость удовлетворить какую-то собственную потребность (физиологическую, духовную, общественную), толкающая человека к активным поступкам. Они формируются под влиянием воспитания, социальных отношений, культуры, обычаев.
Чем занимается индивид в течение жизни? Игрой, учебой, трудом — это и есть основные виды его деятельности. Они осваиваются постепенно, по мере его психофизиологического развития. Один из видов становится преобладающим, который удовлетворяет основные потребности человека и соответствует его возможностям. Так игра, будучи основным видом активности для ребенка, сменяется учебной (школа, профобразование), а затем трудовой.
Своеобразными видами человеческой деятельности являются творчество и общение.
Результат творчества — новое в науке, искусстве, производстве материальных ценностей. Стремление к общению объясняется потребностью человека в удовлетворении как материальных, так и духовных запросов.
Классификация действий (психология)
Любой вид деятельности возможен при последовательном выполнении конкретных действий. Психология называет четыре их вида:
Виды действий | Описание, примеры |
Инстинктивные | То есть, генетические, бессознательные. Например, во время пожара мать бросается на спасение ребенка, несмотря на смертельную угрозу ей самой (материнский инстинкт). Инстинкт может вызвать действия осознанного характера — та же мать ищет оптимальные средства и пути спасения из пожара |
Рефлекторные | Не осознаваемые человеком реакции на раздражители: потирание больного места, кашель в задымленном помещении |
Импульсивные | а) Неосознанная реакция на неожиданности любого характера: восклицание «Ух ты!» характерно для испугавшегося человека и для неожиданно обрадовавшегося. б) Частично осознанные импульсивные действия: испуганный при нападении человек предпринимает оборонительные меры |
Волевые | Основные, осознанные действия. Например, обученный работе с книгой, ученик правильно выстраивает цепочку своих действий: внимательно прочитать текст несколько раз, выделить главную тему, действующих героев, дать им характеристику и т. д |
Для человека основные виды действий — волевые. Воспитанный человек умеет подчинять своей воле инстинкты и достаточно обдуманно действовать в критических ситуациях, когда избыток эмоций способен частично или полностью отключить рациональное мышление.
Социология: классификация действий по М. Веберу
Человек ежедневно производит так называемые социальные действия, которые имеют цель так или иначе повлиять на других людей.
По классификации М. Вебера (социолог, 1865-1920 гг., Германия), существуют такие виды действий:
- Целерациональные, то есть, имеющие практичную цель и продуманные средства ее достижения. Такие действия организует, например, врач при лечении больного, предусматривая, какие осложнения могут возникнуть, какие средства лечения и профилактики следует использовать.
- Ценностно-рациональные действия вызываются морально-нравственными установками личности. Действия многих героев ВОВ продиктованы чувствами патриотизма, долга по защите Отечества.
- Аффективные — вызываются сильными чувствами (страх, любовь). Например, молодой человек, чтобы доказать свои чувства девушке, прыгает с обрыва.
- Традиционные действия повторяются в похожих ситуациях, когда следует соблюдать обычаи (похороны, свадьба, чествование героев, организация и проведение праздников).
По Веберу, действия человека диктуются его личными мотивами и его ожиданием реакции окружающих (одобрение, осуждение).
Поступок как форма действия
В поступках, как в зеркале, отражается нравственная сущность человека, поскольку они диктуются сознательным выбором между «хорошо» и «плохо». Эта форма действия — компонент поведения, соответствующего или не соответствующего принятым в обществе правилам и нормам.
Любой поступок имеет свою цель и план реализации, диктуется намерениями человека. Не всегда его последствия совпадают с ожидаемыми, и он характеризуется как необдуманный, легкомысленный.
Поступок может быть выражен:
- непосредственно в действии физическом (поднять упавший предмет и отдать уронившему его человеку);
- словесном (поддержать словом, одобрить или осудить кого-то);
- в демонстрации отношения к событиям, к другим лицам, к их поступкам, словам (ирония, жест, телодвижения, взгляд);
- бездействием (невыполнение распоряжения начальника, неоказание помощи терпящему бедствие).
Поступок неизбежно оценивается со стороны в соответствии с принятыми в обществе (или группе) моральными нормами. Даже воровство, например, может быть одобрено в асоциальной среде, как признак ловкости и бесстрашия.
За любую деятельность, за свои поступки человек непременно несет ответственность, даже если ее перспектива кажется неясной или отдаленной.
Виды действий в учебной деятельности
Каждое поколение вынуждено овладевать опытом, знаниями, умениями, навыками, которые ушли с предыдущим, то есть оно должно учиться. С развитием науки и техники, с обновлением социальных процессов видоизменяются содержание, формы, методы обучения, появляются новые виды учебных действий.
В современном обществе очень ценится добротное общее и специальное образование. Для человека оно является открытой дверью в интереснейший мир профессионалов, а обществу гарантирует появление высококвалифицированных и творческих кадров, способных вести его по дороге к прогрессу.
Учебная деятельность и виды действий преподавателей и обучающихся различаются, поскольку разнятся их функции: первые дают знания, а вторые - получают. Воспитатель, учитель, родители, лектор преподают, то есть являются активными субъектами этого процесса. Объекты обучения - ученики, студенты, слушатели различных курсов - усваивают данные им понятия и виды действий (умственных, практических).
Образование — сложный, долговременный процесс, требующий не только качественного обучения, но и постепенного и сознательного овладения учебными действиями, навыками работы с информацией.
Решению познавательных задач непременно сопутствует развитие личностных качеств обучающихся. То есть к концу обучения они должны в достаточном объеме овладеть действиями, направленными на самовоспитание, саморазвитие, установление коммуникативных связей и определение своего места в обществе. Подробный их перечень представлен в ФГОСе.
Правовые и неправовые действия
Деятельность правоохранительных органов направлена на защиту прав граждан в соответствии с принятым в стране законодательством.
Виды правовых действий определяются по разным основаниям. Например, по соответствию законодательству их можно разделить на такие группы:
- правомерные, то есть, соответствующие нормам права: купля или продажа недвижимости, обращение в суд за защитой своих интересов и пр.;
- неправомерные, противоречащие закону: различные преступления, умышленные и неумышленные проступки.
Правовыми действиями занимаются не только юристы, но и работники других областей деятельности. Например, чтобы заверить факт прибытия командированного лица на предприятие, не обязательно идти в органы юстиции: это сделают в отделе кадров. Или: выдачу свидетельства о заключении брака выдают по месту его регистрации в ЗАГСе.