Слово «ритейл» появилось в русском языке совсем недавно, однако рынок продуктов существует давно, и у него есть своя специфика, свои технологии, своя история. Расскажем о том, что рынок продуктового ритейла, каковы его характерные признаки и отличия, каково его состояние и перспективы развития.
Понятие ритейл
Термин «ритейл» пришел в русский язык из английского и означает розничную торговлю. Хотя само слово «ритейл» буквально означает «пересказ». Но сегодня оно в основном употребляется именно в маркетинговом значении. Это понятие охватывает всю торговлю, поставляющую продукцию конечным потребителям, т.е. тем, кто покупает товары для удовлетворения собственных потребностей и для своего домохозяйства, а не для перепродажи или организации бизнеса. Большой рынок розничной торговли включает в себя несколько сегментов, в том числе и продуктовый ритейл. Розница существует по своим правилам, использует особые технологии и инструменты продвижения товаров.
Виды ритейла
Все виды розничной торговли можно классифицировать по продуктам, реализующимся на них. В этом случае выделяют продуктовый ритейл и торговлю непродовольственными товарами. Также можно розницу классифицировать по способу распространения товаров. В этом случае выделяют:
- Стрит-ритейл. Это привычные магазины, расположенные в нижних этажах жилых домов или отдельных зданиях на улицах города.
- Онлайн-ритейл. Это новый формат торговли через Интернет.
- Сетевой ритейл. В этом случае товары распространяются через сеть представителей, которые сами организуют торговлю, продвижение, хранение и доставку товара потребителю.
- Мобильный ритейл. Формирующийся рынок торговли через мобильные приложения в телефонах. Этот рынок имеет сходства с онлайн-торговлей и нередко пользуется одними и теми же каналами доставки товаров.
Цели и специфика ритейла
Рынок продуктового ритейла существует для достижения двух основных целей: удовлетворить потребности потребителей в продуктах питания и извлечь максимальную прибыль из торговли продуктами.
Главными особенностями розничного рынка являются:
- Доступность. Все товары в рознице могут купить любые потребители. Единственное ограничение – это требования закона в отношении определенных товаров, например табачных изделий или алкоголя.
- Большая нормативная и регулятивная база. Этот рынок попадает под действие законов «О торговле», «О защите прав потребителя», «О розничных рынках».
- Особое ценообразование. Розничные цены формируются в зависимости от спроса, и они всегда выше оптовых, так как включают торговую наценку за организацию торговли и доставку товара до потребителей.
- Большой ассортимент. Рынок наполнен большим количеством самых разных товаров.
- Наличие разных форматов торговли. До потребителя товар розница доставляет различными способами, и форматы постоянно совершенствуются, чтобы полнее удовлетворить потребности покупателей.
Понятие "продуктовый ритейл"
Один из самых древних видов торговли – это розничная продажа продовольственных товаров. Сегодня этот рынок принято называть продуктовым ритейлом. Особенности данного рынка - в том, что продавец предлагает потребителю продукты для удовлетворения его потребностей, а также сопутствующий сервис. Например, доставку продуктов на дом, заказ продуктов по списку. Отношения между потребителем и продавцом регулируются законом «О правах потребителей». Согласно данному закону, продавец должен предоставлять качественный товар и продавать его в условиях, соответствующих установленным требованиям. Также на рынке продовольствия предприятие торговли занимается рекламой товаров, их продвижением. Продавец получает основную прибыль из разницы между закупочной и розничной ценой. Он приобретает продукты большим оптом и продает потребителю в любом количестве, начиная от одной единицы товара. Продавец изучает потребности потребителей, формирует спрос на определенные продукты, стимулирует потребителя к покупкам. Таким образом, продуктовый ритейл – это сложная сфера деятельности, связанная с продажей конечному потребителю продовольственных товаров.
Эволюция розничной торговли продуктами
Торговля продовольствием – одна из древнейших форм этого вида деятельности. Первыми организованными формами торговли продуктами были лавки купцов. Изначально они открывали точки смешанной торговли, но постепенно начала формироваться специализация. Наравне с лавочной торговлей большой популярностью пользуется торговля на базарах и рынках. С появлением промышленного производства впервые открываются продуктовые магазины. Ритейл постоянно стремится развивать новые формы торговли, ищет дополнительные возможности для увеличения продаж. Это приводит к появлению новых форматов продажи продуктов. Как и на всех рынках торговли, в продуктовом ритейле происходит постоянный поиск новых возможностей увеличения продаж и повышения удовлетворенности покупателя, а также происходит укрупнение бизнеса.
Именно в продовольственном ритейле большую значимость приобретают сетевые компании. К концу 20 века продуктовые розничные сети захватывают большую часть рынка. Торговля становится все более цивилизованной. 21 век принес немало новых технологий, которые стали востребованными и в торговле продуктами. Сегодня уже никого не удивишь магазином самообслуживания, но постепенно ему на смену идут магазины без продавцов и онлайн-магазины. Особенностью данного рынка является то, что и древние формы продажи продуктов, претерпевая изменения, не уходят, а продолжают быть востребованными. Так и сегодня часть покупателей предпочитает приобретать продовольственные товары на рынках, хотя и новейшие форматы находят своего потребителя.
Особенности рынка продуктового ритейла
Торговля продовольствием считается самым стабильным видом коммерческой деятельности. Поэтому на этот рынок устремляется множество игроков. Повышение конкуренции ведет к поискам новых форм торговли, а также к снижению прибыли. Продуктовая розница – это низкомаржинальный рынок, поэтому все игроки стараются нарастить объемы продаж. Так как только большие объемы позволяют получить ощутимую прибыль. Сегодня доли рынка продуктового ритейла делятся между следующими группами:
- крупные сети;
- мелкие сети;
- рынки и базары;
- несетевая современная розница новых форматов;
- традиционные точки торговли.
На данном рынке ведется большая война между конкурентами. На нем представлены международные, национальные, региональные и локальные компании. Также этому рынку присуще наличие многих форматов торговли.
Основные игроки рынка России
Продовольственный розничный рынок характеризуется все большим укрупнением. Сетевые ритейлеры занимают все большие доли, выдавливая с рынка мелких торговцев. Сегодня самые крупные продуктовые ритейлы России занимают почти 30% всего рынка и продолжают прилагать гигантские усилия, чтобы увеличить этот показатель. К самым крупным игрокам российского рынка продуктовой розницы относятся:
- X5 Retail Group. Компания с магазинами «Пятерочка», «Карусель» и «Перекресток» уверенно удерживает лидерство на этом рынке, ее долю оценивают примерно в 9,5%.
- "Магнит". Сеть испытывает трудности в борьбе с конкурентами, но старается удержать свою долю. Под маркой «Магнит» по России работает около 16 тысяч магазинов.
- "Ашан". Французский ритейлер активно осваивает российский рынок, открывая магазины разных форматов. Всего по России сейчас работает около 300 магазинов этой сети.
- "Лента". Отечественная сеть, развивающая форматы гипермаркетов и супермаркетов. В последние годы сеть показывает существенный прирост, и на сегодняшний день у нее работает 328 магазинов по всей стране.
- "Дикси". Сеть представлена магазинами под марками «Дикси» и «Виктория». Она охватывает в основном европейскую часть страны. Сегодня у данного продавца открыто 2700 магазинов.
- Metro Cash&Carry. Еще одна зарубежная сеть, завоевывающая российский рынок. Показатели последнего года у компании были не блестящими, но продавец старается удержать свою долю, развивая формат мелкооптового и розничного гипермаркета и магазина «у дома» «Фасоль». Всего у сети в России сейчас работает чуть меньше 100 магазинов.
Также на этом рынке представлены такие сети, как «Окей групп», «Аникс», «Монетка», «Мария Ра», «Глобус», которые тоже заявляют о своем желании увеличить свою долю. В целом объем рынка продуктового ритейла составляет около 25 триллионов рублей.
Тенденции рынка продовольствия
В последние годы ситуация на рынке продуктовой розницы становится все более напряженной. Эксперты фиксируют снижение роста, который составляет не более 2-3% в год, и прогноз продуктового ритейла далеко не радужный – темпы роста замедлятся. Отмечается и снижение суммы среднего чека, что также является показателем замедления развития рынка. Основными тенденциями развития рынка продовольствия в России можно назвать:
- Дальнейшее укрупнение сетей. Каждая сеть проводит большую работу по освоению всех сегментов рынка, выдавливая при этом мелких торговцев.
- Освоение формата онлайн-торговли. Крупные и мелкие игроки понимают, что за торговлей через интернет кроются большие возможности, поэтому постепенно в этом сегменте происходит оживление и рост конкуренции.
- Ритейл-брендинг. Сегодня потребитель привык к тому, что продавцы устанавливают с ним постоянные коммуникации, он уже не хочет идти в неизвестный магазин с непонятным уровнем обслуживания. Основные игроки много внимания уделяют формированию бренда, работе над качеством сервиса, узнаваемости магазинов, их внутреннему оформлению.
- Новые услуги. Продуктовые магазины предлагают все новые и новые возможности для покупателя. Продажа горячего хлеба, готовых блюд, кофе на вынос уже стали привычными услугами магазина продуктов. Также сегодня покупатель может разогреть купленную еду, заказать доставку или подготовку продуктового набора.
- Акцент на здоровую пищу. Сегмент натуральной и полезной еды растет, и эта тенденция, по мнению экспертов, будет сохраняться в ближайшие годы.
Технологии рынка
Тренды продуктового ритейла идут в ногу с развитием технологий. Поэтому торговля сегодня претерпевает изменения, и они будут только нарастать. В ближайшее время в розничных магазинах все чаще потребителю придется общаться с роботами. В первую очередь это коснется кассиров: уже сейчас кассы самообслуживания становятся нормой, и дальше это станет повсеместной практикой. Выкладка товаров в магазинах будет производиться на основе анализа поведения потребителя. Сегодня специалисты говорят о формировании компьютерного зрения, и этот феномен будет использоваться в представлении товара покупателю. Из розницы постепенно будут уходить не только наличные деньги, но и банковские карты. Подключение карт и всех сервисов к телефону – это уже глобальный тренд. В ближайшем будущем с помощью телефона можно будет не только оплатить товар, но и получить по нему консультацию, оформить доставку, получить специальные предложения от продавца при входе в магазин. Глобальная тенденция рынка продуктового ритейла – это нарастание индивидуального подхода к каждому покупателю, и новые технологии способствуют этому.
Инновации на рынке продуктов
Торговля не оставляет без внимания достижения технического прогресса. Поэтому инновации в продуктовом ритейле – это еще один важнейший тренд. Основные новшества на этом рынке включают следующие тенденции:
- Развитие мобильного шопинга. По мере того как молодые поколения, выросшие «с мобильным телефоном в руках», становятся все более платежеспособными, растет и рынок мобильной торговли. Молодежь не готова тратить время для похода на рынок и выбор мяса или картофеля. Они спокойно закажут все это у проверенного продавца через мобильное приложение.
- Развитие доставки и других сопутствующих сервисов. Современный покупатель хочет, чтобы ему все быстро доставили на дом. Он не хочет тратить время на поход в магазин, поэтому услуги доставки продуктов – одни из самых быстро развивающихся на этом рынке.
- Индивидуальный подход к покупателю. Сегодня цифровые технологии позволяют собрать большое количество информации о покупателе и его поведении, это используется в установлении коммуникаций с ним. Уже сегодня интернет-магазин составляет индивидуальные предложения для покупателей на основе их запросов и потребительский истории, и этот тренд будет только нарастать.
Торговые форматы рынка продуктов
Сегодня на рынке сохраняются древние и современные формы торговли. Наиболее распространенными форматами розничной торговли являются:
- киоски и павильоны:
- несетевые магазины у дома;
- универсамы;
- гипермаркеты;
- рынки.
Торговые сети продуктового ритейла представлены в основном форматами магазина шаговой доступности, универсама и гипермаркета.