Методика "4 лишний" - как проводить, оценка результатов

Психологическая методика "4 лишний" используется в работе с детьми старшего дошкольного или младшего школьного возраста. Она направлена на изучение особенностей мышления ребенка, помогает установить уровень развития логики, умение анализировать и обобщать, классифицировать предметы по общим признакам. Также ребенку придется объяснить психологу, тестирующему его, почему он так решил.

Методика "4 лишний" включает несколько этапов. Первый имеет наглядную форму и представляет собой ряд картинок с изображением четырех предметов. Три из них связаны между собой, например, относятся к одному виду или имеют общие признаки. Ребенок должен выявить один лишний предмет, который не вписывается в группу. Следующий этап исследования проходит в виде словесной игры. В этом варианте только называются предметы, без наглядности. Однако кроме того, что ребенку необходимо правильно определить лишний предмет, он еще должен объяснить, почему он так думает.

игра "Найди лишнее"

В статье подробно расскажем, как проводится методика "4 лишний" с детьми старшего дошкольного возраста при определении готовности к обучению в школе, как последовательно выполняется работа, какой материал используется. Вы узнаете, как записывают и расшифровывают результаты детских ответов.

Исторические сведения

Методика исключения 4 лишнего предмета применялась еще в 50-х годах. В лаборатории института психиатрии разрабатывались карточки, копировались и рассылались клиническим работникам. Советский психолог Сусанна Яковлевна Рубинштейн посвятила книгу экспериментальным методикам патопсихологии. Стимульный материал, напечатанный в ней, состоит из 17 карточек, однако в наше время их уже не используют.

Время неумолимо идет вперед, а на картинках были изображены старинные предметы, безвозвратно ушедшие в прошлое. Многие дети просто не могли узнать, что за предмет нарисован. Например, керосиновая лампа или телега, радио или старый приемник. Даже старшие дошкольники не узнавали старинные предметы, естественно, что они не могли пояснить их назначение.

Поэтому стимульный материал Рубинштейн в методике "4 лишний" устарел и его решено было заменить на новые таблицы, более современные. Применяют их и в работе с глухими и немыми детьми. Рассмотрим подробнее, в чем заключается тест, разработанный Белопольской Натальей Львовной.

Инструктаж перед тестированием

Ребенку дают ряд картинок и просят внимательно рассмотреть все предметы, которые нарисованы на них. Из четырех изображений нужно найти то, которое не вписывается (по мнению ребенка) в группу.

карточка для тестирования

Если ребенок затрудняется, то психолог или другой исследователь может задать наводящие вопросы. Это касается только первой карточки, над остальными ребенок работает самостоятельно.

Тестовый материал

Карточки в методике "4 лишний" расположены сериями, каждая из которых способна раскрыть понятийные особенности мышления ребенка. Разложены они по группам в порядке усложнения задания. Так, если в первой серии на картинке ребенок должен из трех геометрических фигур одного размера отделить четвертую, большего размера, то дальше приходится классифицировать предметы по их принадлежности к одной общности или имеющие одинаковые признаки.

стимульный материал

На рисунке выше на первой таблице расположены растения, а лишним нужно назвать кошку. На втором рисунке - нужно назвать яблоко, так как это единственный съедобный предмет на карточке.

Словесный тест

Для младших школьников методика "4 лишний" проводится в словесной форме. Ребенку зачитывают вслух 5 слов, например, диван, шкаф, кровать, потолок, кресло. Он должен внимательно выслушать и определить, что 4 слова можно отнести к предметам мебели, а потолок - лишний, так как это часть комнаты.

Усложнение задания производится также постепенно. Например, из следующих слов - глубокий, высокий, низкий, маленький, светлый, только последнее означает цвет предмета, остальные - это признаки размера.

Результаты тестирования

Ребенку предлагают 17 заданий. Все ответы записываются, причем фиксируется не только правильность определения лишнего предмета, но и то, как ребенок объяснил свой выбор. Иногда школьник может выбрать вроде и неправильный вариант ответа, но его объяснение приводит к положительному выводу, что мышление у него хорошо развито. А нестандартный ответ дает повод исследователю провести более глубокое тестирование.

ребенка тестирует психолог

Некоторые дети, наоборот, упрощают свой выбор, называя предметы, начинающиеся на одну букву или по признаку однообразной формы. Такие ответы строятся на слабых, латентных признаках.

Результаты делят на следующие типы, начиная с хороших ответов:

  • правильно определил лишний предмет и объяснил его принадлежность;
  • сначала ошибся, а потом - исправился;
  • придумал свое объяснение;
  • объясняет по-своему, но с помощью исследований;
  • не может увидеть разницу, даже пользуясь помощью взрослого.

Плохие ответы говорят о том, что у ребенка конкретное мышление, он не умеет выстраивать обобщения по определенным признакам.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.