Критерии оценки персонала, основные требования к деловым и личностным качествам управленческих работников

 

Каждому руководителю при выполнении должностных обязанностей приходится постоянно сталкиваться с необходимостью оценивания подчиненных. Критерии оценки персонала необходимы для принятия решений о продвижении по служебной лестнице, об увеличении заработной платы или необходимости повышения квалификации работника.

Применение современных методик объективной оценки деятельности сотрудников и руководителей в условиях демократизации управления и рыночной экономики приобретает особенное значение.

Система оценки персонала является важным и даже неотъемлемым элементом в управленческой деятельности персонала. Она представляет собой систему с довольно сложной структурой, которая позволяет осуществлять регулировочную функцию в отношении деятельности работников и руководителей.

Оценка деятельности персонала накануне плановой аттестации, в процессе выборов руководящего состава, при формировании кадрового резерва, а также при вероятных перестановках в кадрах – таковы на практике ключевые направления оценки функционирования организаций.

Сегодня на всех предприятиях самым важным принципом работы с кадрами является умение объективно оценивать сотрудника по его личностным и деловым качествам. Для этого сформированы соответствующие критерии оценки персонала.

Перечень деловых качеств управленческих работников

- знание производственных процессов, их технологических и технических особенностей, современных тенденций развития;

- знание методов экономического планирования и анализа;

- умение выбирать средства и методики достижения оптимальных результатов хозяйственной и производственной деятельности при наименьших трудовых, энергетических и финансовых затратах;

- наличие специальных умений и знаний в области управления и организации производством (теоретических баз, передовых форм и методов, рекомендаций современной зарубежной и отечественной науки), а также способность их применять в практической деятельности на производстве;

- способность рационально подбирать и правильно организовывать работу кадров;

- умение направить рабочий коллектив на решение поставленных вопросов и задач;

- способность поддерживать дисциплину и защищать интересы коллектива;

- умение целесообразно спланировать работу управленческого аппарата;

- правильно распределять полномочия, ответственность и права между подчиненным персоналом;

- координировать деятельность всех подразделений и служб в единой системе управления предприятием;

- умение точно спланировать и организовывать собственную деятельность, сочетая в ней основные позиции управления, использовать в зависимости от возникшей ситуации наиболее эффективные и целесообразные методы и стили работы;

- умение проявлять требовательность и строгость к подчиненному персоналу и к себе лично;

- способность конкретно и четко решать оперативные вопросы и повседневные дела;

- контролировать и учитывать собственные результаты и работу всего коллектива;

- стимулировать персонал, принимать ответственность на себя в реализации собственных решений;

- не допускать и своевременно устранять любые проявления бюрократии в работе подчиненных.

Личностные критерии оценки персонала также имеют огромное значение, особенно в условиях рыночной экономики.

Перечень личностных качеств управленческих работников

- справедливость и честность;

- умение наладить доброжелательные взаимоотношения с подчиненным персоналом;

- тактичность и выдержанность в любой ситуации;

- принципиальность и целеустремленность;

- решительность и настойчивость в принятии решений и инициативность в их реализации;

- умение отстоять собственное мнение и интересы персонала;

- самокритичность в оценке собственных поступков и действий;

- умение выслушать советы и рекомендации подчиненных;

- восприятие критики и умение делать должные выводы;

- умение держать свое слово и не давать обещания, которые невозможно выполнить;

- умение правильно пользоваться должностными полномочиями и правами в случаях применения организационных и административных воздействий;

- способность персональным поведением и собственным примером оказывать положительное влияние на подчиненных в повседневной жизни.

Критерии оценки персонала управленческих работников имеют как положительные, так и отрицательные стороны. Аргументом в их пользу является то, что они помогают решить ряд управленческих вопросов и задач.

Оценка (особенно объективная), побуждает к более результативной работе. Наличие программы оценки и гласность итогов ее выполнения формирует у работников инициативу, ответственность и стимулируют стремление к более эффективной деятельности.

Система оценки персонала служит правовой основой для переводов, продвижений, награждений и увольнений, дает информацию по вопросам найма сотрудников, а также позволяет определить размер зарплаты и вознаграждения персонала.

 

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.