Каждому руководителю при выполнении должностных обязанностей приходится постоянно сталкиваться с необходимостью оценивания подчиненных. Критерии оценки персонала необходимы для принятия решений о продвижении по служебной лестнице, об увеличении заработной платы или необходимости повышения квалификации работника.
Применение современных методик объективной оценки деятельности сотрудников и руководителей в условиях демократизации управления и рыночной экономики приобретает особенное значение.
Система оценки персонала является важным и даже неотъемлемым элементом в управленческой деятельности персонала. Она представляет собой систему с довольно сложной структурой, которая позволяет осуществлять регулировочную функцию в отношении деятельности работников и руководителей.
Оценка деятельности персонала накануне плановой аттестации, в процессе выборов руководящего состава, при формировании кадрового резерва, а также при вероятных перестановках в кадрах – таковы на практике ключевые направления оценки функционирования организаций.
Сегодня на всех предприятиях самым важным принципом работы с кадрами является умение объективно оценивать сотрудника по его личностным и деловым качествам. Для этого сформированы соответствующие критерии оценки персонала.
Перечень деловых качеств управленческих работников
- знание производственных процессов, их технологических и технических особенностей, современных тенденций развития;
- знание методов экономического планирования и анализа;
- умение выбирать средства и методики достижения оптимальных результатов хозяйственной и производственной деятельности при наименьших трудовых, энергетических и финансовых затратах;
- наличие специальных умений и знаний в области управления и организации производством (теоретических баз, передовых форм и методов, рекомендаций современной зарубежной и отечественной науки), а также способность их применять в практической деятельности на производстве;
- способность рационально подбирать и правильно организовывать работу кадров;
- умение направить рабочий коллектив на решение поставленных вопросов и задач;
- способность поддерживать дисциплину и защищать интересы коллектива;
- умение целесообразно спланировать работу управленческого аппарата;
- правильно распределять полномочия, ответственность и права между подчиненным персоналом;
- координировать деятельность всех подразделений и служб в единой системе управления предприятием;
- умение точно спланировать и организовывать собственную деятельность, сочетая в ней основные позиции управления, использовать в зависимости от возникшей ситуации наиболее эффективные и целесообразные методы и стили работы;
- умение проявлять требовательность и строгость к подчиненному персоналу и к себе лично;
- способность конкретно и четко решать оперативные вопросы и повседневные дела;
- контролировать и учитывать собственные результаты и работу всего коллектива;
- стимулировать персонал, принимать ответственность на себя в реализации собственных решений;
- не допускать и своевременно устранять любые проявления бюрократии в работе подчиненных.
Личностные критерии оценки персонала также имеют огромное значение, особенно в условиях рыночной экономики.
Перечень личностных качеств управленческих работников
- справедливость и честность;
- умение наладить доброжелательные взаимоотношения с подчиненным персоналом;
- тактичность и выдержанность в любой ситуации;
- принципиальность и целеустремленность;
- решительность и настойчивость в принятии решений и инициативность в их реализации;
- умение отстоять собственное мнение и интересы персонала;
- самокритичность в оценке собственных поступков и действий;
- умение выслушать советы и рекомендации подчиненных;
- восприятие критики и умение делать должные выводы;
- умение держать свое слово и не давать обещания, которые невозможно выполнить;
- умение правильно пользоваться должностными полномочиями и правами в случаях применения организационных и административных воздействий;
- способность персональным поведением и собственным примером оказывать положительное влияние на подчиненных в повседневной жизни.
Критерии оценки персонала управленческих работников имеют как положительные, так и отрицательные стороны. Аргументом в их пользу является то, что они помогают решить ряд управленческих вопросов и задач.
Оценка (особенно объективная), побуждает к более результативной работе. Наличие программы оценки и гласность итогов ее выполнения формирует у работников инициативу, ответственность и стимулируют стремление к более эффективной деятельности.
Система оценки персонала служит правовой основой для переводов, продвижений, награждений и увольнений, дает информацию по вопросам найма сотрудников, а также позволяет определить размер зарплаты и вознаграждения персонала.