Государство, социум, человек всегда находятся под явным или скрытым воздействием внешних, сторонних сил. Люди могут соглашаться с тем, что преподносят им политики, экономисты или социум и поддаваться их влиянию, но могут и отвергать это. Все зависит от того, насколько предлагаемые внешним окружением новые идеи и перспективы совпадают с их собственными интересами и целями.
Что такое зона влияния?
Влияние — процесс изменения состояния, поведения, качества объекта с помощью открытого или скрытого на него воздействия. Субъект влияния (тот, кто его организует и осуществляет), как правило, делает это в своих интересах, но иногда - в интересах объекта, на которого направлены его действия. То есть они могут быть корыстными или бескорыстными.
Зона, или сфера влияния, — это та область, где человек может самостоятельно проводить преобразования. Например, он не может вмешиваться в дела чужой семьи, но вполне способен что-то изменить в собственной.
Сфера влияния человека (как и социума, государства) имеет свойство расширяться или сужаться. Это зависит как от собственных возможностей и желаний субъекта, так и от того, насколько приемлемыми, полезными, выгодными оказываются они для другой стороны, то есть объекта воздействия. Агрессивное навязывание идей и решений, как правило, не способствует росту авторитета их автора и, как следствие, сужает его сферу влияния на объект.
Виды влияния в психологии и педагогике
В психологии сфера влияния — это внутренний мир человека: эмоции, нравственные установки и интеллектуальные возможности. Педагогика оказывает воздействие на его поведение и разрабатывает методы формирования, развития его внутренних качеств.
Осуществляя функции влияния на человека и социум, психолого-педагогические науки используют такие его виды:
- Функционально-ролевое. Содержание общения диктуется не личностными качествами и отношениями участников, а их ролевыми позициями: педагог — воспитанник, психолог — клиент.
- Индивидуальное, специфическое воспитание. Развитие у объекта воздействия тех качеств, которые у него еще не сформированы, например, трудолюбия, открытости.
- Социальное. Привлечение к воздействию на объект воспитания других лиц, групп, общественных образований с целью изменения его поведения, состояния, представлений.
В целом же, учитывая, что эти науки готовят человека завтрашнего дня — созидателя, мыслителя, преобразователя, наставника следующих поколений, — без преувеличения можно сказать, что их сферы влияния — это еще и сегодняшний день общества, и его будущее.
Еще о влиянии
Оно бывает прямым и косвенным, направленным и ненаправленным. Эти виды широко используются в работе с людьми, требующими психолого-педагогической помощи и поддержки.
- Прямое влияние. Специалист, работая с клиентом, предлагает ему в качестве образца для действий или подражания собственный пример или опыт.
- Косвенное влияние. Воздействие на окружающих воспитанника людей, среду его обитания. Иногда приходится работать с членами семьи ребенка, сверстниками, оказывающими негативное влияние на его поведение и личность. Для этого по необходимости привлекаются специалисты других служб — правоохранительных, социальных.
- Направленное. Влияние на конкретного человека или группу людей, на определенные качества личности с целью их формирования или коррекции.
- Ненаправленное. Взаимное влияние людей друг на друга через подражание, убеждения, внушение, в результате чего изменяются их установки и поведение.
Организация влияния на объект достаточно сложная, требует хорошего знания всех тонкостей его внутреннего состояния, условий существования, видов и причин неблагополучия, воспитательных возможностей среды.
Влияние среды на развитие личности
Человек как член общества не может не испытывать на себе его воздействия. Вся сумма предприятий, организаций, учреждений, от содержания и качества деятельности которых зависит качество жизни людей — это сферы социального влияния. Государство, общество, церковь, политические партии, разнообразные общественные объединения воздействуют на личность с помощью определенных требований, норм, контролируют ее развитие и поведение, обеспечивают материальные и иные условия развития и жизни. Их называют институтами социализации.
Ближайшая к человеку и очень важная в становлении его личности сфера влияния — это семья.
Именно она обеспечивает не только физическое выживание, но и, в сотрудничестве со средовыми институтами, моральное, духовное, культурное, социальное становление.
Целенаправленное воспитание человека, отвечающего требованиям среды, не исключает развития его индивидуальности. Испытывая влияние сфер общества, следуя общественным правилам (профессиональным, этническим и пр.), он стремится к личной свободе и независимости. Действует по правилу: «Все можно, что не угрожает жизни и здоровью других людей». Он занимает собственную позицию во многих общественных сферах, оказывая существенное влияние на содержание и характер их деятельности.
Экономика — это важно
Существование современной цивилизации невозможно без экономики. Она обеспечивает средства и услуги, необходимые для жизнедеятельности человечества.
Экономические сферы влияния — это:
- Социальная, общественная жизнь человека и государства в целом. Экономический подъем в хозяйстве страны стимулирует развитие промышленного и сельскохозяйственного производства, рост производительности труда, увеличение потребительской способности населения.
- Политическая жизнь общества. Во многом ее содержание и направление зависят от того, в руках какой партии находятся основные виды производства. Имея в виду свои цели, она старается оказывать влияние на управленческий аппарат, на общественное мнение.
- Культурная, духовная область. Экономика создает материальное, техническое, кадровое обеспечение науки, культуры, образования.
Взаимное проникновение и влияние сфер общества неизбежно. Экономика — обязательный компонент их существования, но одновременно сама стимулируется их социальными, политическими, духовными запросами и заказами.
Особенности влияния духовной сферы
В системе личностных мотивов есть две важнейших составляющих: потребность в познании и потребность быть полезным для других. Общественная духовная сфера призвана стимулировать и развивать эти человеческие стремления.
Ее компоненты (каждый в отдельности и в сочетании с другими), отражают нравственную суть социума, в котором он существует.
- Образование и наука дают возможность осознать достоинства и недостатки настоящего общества и увидеть перспективы его развития.
- Культура и искусство во всем множестве своих проявлений в основе имеют труд человека. Они предоставляют человеку идеальные образцы духовного совершенствования, поведения, служения обществу (литература, живопись, архитектура, музыка, фольклор и пр.).
- Религия — вера в божественный промысел. Формирует у верующих нравственные понятия, не противоречащие светским представлениям, поэтому является одной из важнейших частей духовной сферы общества.
- Идеология — система мировоззренческих идей, взглядов на действительность. Формулирует представления, цели и интересы своих последователей.
Общественная практика показывает, что влияние духовной сферы на человека может быть деструктивным, если в ее составе имеются, например, такие образования, как секты, экстремистские группировки.
Политическая сфера
Всеми делами в стране управляет, прежде всего, государство в тесном сотрудничество с различными партийными и непартийными организациями. Они составляют политическую сферу общества.
Методы правления обществом характеризуют политический режим: тоталитарный или демократический. При тоталитарном осуществляется жесткий контроль за всеми сферами общественной и личной жизни, преследуется инакомыслие и всякие попытки преобразований, не отвечающих интересам политической верхушки. Провозглашенные права граждан не соблюдаются, свободы подавляются, если это выгодно власть имеющим. Запугивание, преследования по политическим мотивам вызывают у населения протестные настроения и намерения.
Демократический политический стиль правления: власть избирается народом на основе свободного волеизъявления, конституционные права и свободы гарантируются и охраняются законом, его соблюдение обязательно для всех граждан, независимо от их общественного положения, национальности, вероисповедания.
Влияние политической сферы на все остальные огромно. Цели, формы, методы правления могут расширять и, наоборот, ограничивать горизонты личного и общественного роста.
Подводя итоги
Государство заинтересовано в том, чтобы личностные качества, цели, поведение его граждан не противоречили общественным интересам, а способствовали бы его развитию и процветанию. Поэтому воздействие на него всех сфер влияния осуществляется через воспитание добровольного и сознательного принятия социальных установок, норм и правил.
Субъекты влияния — отдельные лица (родители, педагоги, друзья), образовательные, культурные, религиозные, политические, общественные организации — осуществляют воспитательные меры ненасильственного характера. Обучение, убеждение, пример, вовлечение в общественную деятельность — методы профилактики асоциального стиля жизни.
Гармоничное развитие всех сфер социума гарантирует человеку защиту его прав и интересов, помощь со стороны общественных институтов, удовлетворение разнообразных потребностей.