Экономика - это довольно сложная наука, которая просто кишит незнакомыми и непонятными терминами. В этой статье пойдет речь о том, что же такое потребительский спрос? Этот критерий вызван требованием времени. Именно земля, труд и капитал пользуются интересом среди покупателей. Из-за этих факторов формируется экономический выбор, который должен удовлетворять человеческие потребности в достаточном количестве.
Потребительский спрос - это величина заинтересованности в предметах потребления в определенный период времени. Чем выше сам спрос, тем больше товаров и услуг данной категории должно производить общество.
Определение
Сам спрос описывает поведение фактических и потенциальных покупателей товаров. Также обозначает потребность в товарах, которая определяется приобретением каких-либо продуктов и услуг, которые потребители могли себе позволить при определенных ценах и доходах. Уровень интереса определяется желанием обзавестись конкретным или взаимозаменяемым товаром. Потому спрос никак не может совпадать с количеством реально приобретенного товара.
Его определяют с учетом следующих параметров:
- прогноз на инфляцию;
- общее количество покупателей;
- цена на альтернативные товары;
- доходы;
- личные предпочтения;
- себестоимость самого товара либо услуги.
Основные группы потребностей (согласно Маслоу)
Ученый выделяет 5 категорий:
- Физиологические — потребности в жилье, еде, воде, отдыхе и сексуальные потребности.
- Заинтересованность в безопасности, где подразумевается защита от психологических и физических атак со стороны окружающего мира.
- Социальные — чувство поддержки социума, взаимодействия и привязанности. Ощущение того, что человек кому-то нужен.
- Потребность в уважении и признании обществом.
- Необходимость в самовыражении, где человек полностью раскрывает свой потенциал и постепенно движется к вершине.
Таким образом, Маслоу подчеркнул, что индивид изначально стремится удовлетворить ту потребность, которая ему наиболее важная в конкретный промежуток времени.
Главные категории потребителей
Они определяются на основе того, какую степень готовности купить продукт имеет тот или иной покупатель. В результате выделено 5 категорий потребителей:
- новаторы;
- те, кто рано принимают новую продукцию;
- первое большинство потребителей конкретного товара;
- поздно составляющее большинство;
- опаздывающие.
К новаторам относится 2,5 % от всех покупателей (они готовы рисковать). 13,5 % людей — это те, кто следят за трендами и хотят стать признанными лидерами (это вторая категория). К третьей и четвертой ветке относится по 34 % потенциальных клиентов. Те, кто делают покупку последними всего 16 %.
Бюджетные ограничения
Каждый потребитель желает покупать только такие блага, которые он может позволить в определенный момент времени исходя из своего текущего материального положения. Потому покупатель не может приобрести все и сразу. Чтобы он купил что-то конкретное, необходимо, чтобы совпал ряд экономических факторов, и произошли какие-то колебания на рынке потребительского спроса.
Основной фактор — это средний уровень дохода, поскольку он определяет возможность приобретать те или иные товары либо услуги. То есть, определяет платежеспособность субъектов экономики. Уровень дохода полностью влияет на формирование спроса.
Ограничения в бюджете — барьер, который мешает совершить процедуру купли-продажи. Он возникает из-за нестабильности цен или доходов граждан. То есть, субъект экономики полностью зависит от наличия денежных средств.
Но в нашем мире можно взять необходимый товар в долг, то есть оформить кредит, а потом вернуть деньги через определенный срок. Минус заключается в том, что после нужно отдавать проценты.
Потребительская корзина
Этот термин характеризует категорию товаров, которая может быть приобретена за определенную сумму денег, в случае, если цены находятся на текущем уровне. Первостепенные блага включены в потребительскую корзину. Потребности каждого экономического субъекта абсолютно разные, поскольку каждый имеет разные вкусы, доходы и предпочтения.
Для классификации потребительского набора применяется закон оптимального потребления. Такую концепцию придумал Парето. Он говорил, что в современном мире человек, выбирая одно благо, должен отказаться от другого. Таким образом, можно определить, какие блага являются оптимальными для рационального существования конкретного человека и людей всей планеты Земля.
Какие методы стимулирования потребительского спроса? Это выглядит так:
- разработка собственной торговой марки;
- оптимизация ассортимента товаров, в точках розничной торговли;
- развитие дискаунтеров;
- ведение активной рыночной политики;
- стимулирование инвестиций;
- повышение конкурентоспособности отечественных товаров;
- поддержка платежеспособности клиентов за счет предоставления кредитов.
Формирование рынка
Ученые выделяют 2 основных вида ажиотажа — это макроспрос и микроспрос. Каждый из них имеет свои особенности.
Макроспрос — это потребность на укрупненные продовольственные и непродовольственные виды товаров. Сюда относятся хлебобулочные продукты, одежда, обувь, другие категории. Также товары потребительского спроса определяют по крупным слоям населения (городскому, сельскому и в целом по стране). То есть, здесь еще важную роль играет территориальный признак.
Микроспрос — это заинтересованность отдельной группы потребителей в получении одного конкретного товара. Состав и характер потребителей определяет структуру товаров потребительского спроса. Микроспрос делится на ряд отдельных категорий:
- импульсивный;
- эпизодический;
- периодический;
- повседневный.
Еще выделяют степень удовлетворения, которая бывает:
- неудовлетворенной;
- реализованной;
- потенциальной.
Другие категории:
- степень подвижности спроса;
- намерения покупателей;
- характер спроса;
- степень интенсивности спроса;
- месторасположение предприятия.
Цена больше всего влияет на приобретение того или иного товара.
Повышение потребительского спроса производства
Для того чтобы организовать коммерческую деятельность, каждое предприятие любой формы собственности обязано изучать, анализировать и прогнозировать тенденцию на популярность определенных категорий разных продуктов. Это поможет установить равновесие между структурой спроса товаров и услуг, а также между их предложением на рынке. Изучение заинтересованности считают важнейшим направлением экономического анализа для предприятия.
Мониторинг этих данных позволяет определить периоды повышения изменения потребительского спроса.
Главные задачи, которые ставит предприятие для оценки:
- производственные возможности предприятия;
- обоснование плана сбыта;
- воздействие спроса на результаты деятельности организации;
- факторы, влияющие на возрастание или уменьшение популярности конкретного товара;
- сезон;
- потребности в выпускаемой и реализуемой продукции.
Виды потребительского спроса
Чтобы понять, как происходит развитие этого процесса, необходимо максимально подробно изучить все его виды. Среди них выделяют:
- Отрицательный — потребители жаждут выбрать другую марку, поскольку в предложенной не заинтересованы.
- Отсутствующий — клиент не имеет ни малейшего интереса к предложенному товару.
- Скрытый — пользователь чувствует, что данный предмет ему нужен, но он не принесет практической пользы.
- Падающий — клиенты перестают интересоваться данным продуктом из-за определенных факторов.
- Нерегулярный — спрос постоянно меняется.
- Полноценный — товарооборот находится на стабильно высоком уровне и полностью удовлетворяет потребности населения.
- Чрезмерный — на рынке присутствует намного меньшее количество товара, чем потребители хотят купить.
- Иррациональный — приносит вред окружающей среде, а также здоровью человека.
Методы исследования
Исследование рынка товаров потребительского спроса проводят с целью раскрыть поведение покупателей той или иной компании. Благодаря ему устанавливают длительные и продолжительные отношения с потенциальными потребителями. Так предприятие определяет, кто является основным клиентом, а кто может изредка делать некоторые приобретения.
Результаты исследования дают возможность понять, каким образом фирма может повлиять на окончательное решение клиента.
Росту потребительского спроса на продовольственные товары способствует урожайность, время года, а также зависит от личных предпочтений каждого клиента.
Его изучают по двум основным параметрам:
- клиентские оценки качества и дизайна товаров;
- изучение группового ассортимента и общего объема спроса.
Задачи:
- своевременное пополнение разнообразным (дополнительный цвет, дизайн, упаковка, вкус и т. д.) товаром;
- формирование уникальных товаров на любых предприятиях.
Терминология
Розничный товарооборот — характеризует объем продаж товаров и услуг для бытовых потребностей личного или семейного пользования. Помогает выяснить, чему клиенты отдают предпочтения, а чему - нет.
Сегментация рынка — определяет группы потребителей, которые удовлетворяются типичными потребительскими потребностями.
Задача маркетинга — удовлетворить запросы человека.
Функциональный интерес — часть спроса, обусловлена потребительскими свойствами.
Эффект присоединения к большинству — здесь потребитель следует общепринятым шаблонам, поскольку покупает тот товар, который приобретают другие.
Эффект сноба — клиент выбирает те товары и услуги, которые не типичны для большинства.
Эффект Т. Веблена — это потребительский спрос, который увеличивается благодаря популярности и “хайповости” бренда.
Спекулятивный эффект — дополнительное потребление стимулируется тем, что в будущем цены могут возрасти, потому клиенты покупают сейчас в особо больших количествах.
Определение показателей эластичности спроса — относительно цены товара на конкретном рынке сбыта показывает, можно ли за счет увеличения стоимости достигнуть желаемого уровня продаж.
Потребительское поведение — процесс формирования спроса на различные товары и услуги. Он зависит от личных предпочтений, а также доходов физических лиц. После процесса формирования спроса, клиент определяет собственную потребительскую корзину.