Всему свое время и своя эпоха, меняются модные тенденции в жизни, искусстве, литературе, и только рыцарское отношение к даме не выходит из моды.
Куртуазная лирика, означающая воспевание любви, живет еще со времен трубадуров, то есть с XI века. А что такое маньеризм и куртуазный маньеризм, чем отличаются эти жанры искусства и литературы в частности, разберемся в этой статье.
Маньеризм в литературе или эстетика контрастов
Слово "маньеризм" происходит от итальянского, означающего манеру. Так, например, манера письма, характерная для литературных произведений этого стиля, отличается изощренностью слога, сложным выражением мысли через аллегории или с использованием гротескных, контрастных сопоставлений.
Некоторые сочинения, исполненные в духе маньеризма, были переполнены искусственно-вычурным стилем, поэтому неслучайно он считается ранней фазой барокко.
Творчество писателей различных времен и национальностей объединяет тяга к маньеризму: Шекспир и Сервантес, Кальдерон и Монтень, Драйден, Спонд, Дю Бартас и другие. Разные по величине и значимости таланты, объединенные стилем, создали новые жанры на основе маньеризма, такие как трагикомедия, поэмы иронического или комического толка.
Разнонаправленное влияние
Как уже упомянуто ранее, стиль маньеризма был противоречив и отличался силой воздействия на различные стороны человеческой и общественной жизни.
С одной стороны, он способствовал оттачиванию рафинированной, изысканной, культуры, далекой от реальной жизни "черни", отличался особыми манерами поведения, тем самым предвосхищая зарождение нового вычурного стиля в искусстве - "рококо".
С другой стороны, эзотерические течения в маньеризме способствовали развитию сакрального барокко. Кроме того, средствами маньеризма в искусстве заиграл новыми красками эротизм, достигший в этом стиле наиболее яркого развития.
Искусствоведческие исследования отмечают существование определенной переклички между постмодернистской культурой и произведениями маньеризма. Существует определенная зависимость или программная вторичность, вызванная "культурным багажом" предшественников.
Так, известный американский искусствовед Джерри Сальс выделяет в искусстве новое художественное течение "нео-маньеризм", которое, по словам критика, в XXI веке использует на новый лад готовые и яркие клише предыдущих эпох.
Куртуазная лирика
Куртуазное искусство возникло в XI-XIII веке, и было основано на Кодексе рыцарской морали с обязательным культом Прекрасной Дамы.
Персонажи делятся на плохих и хороших в зависимости о того, как они относятся к объекту любви. Потому что в куртуазной лирике - любовь всегда радость, а отсутствие или неспособность любить - это скука.
Возникает культ Прекрасной Дамы. Место жонглера, шпильмана, скопа занял другой поэт, образованный, служащий при дворе феодала. В это время происходит реформа литературного языка и стихосложения. Поэтов этого времени называли трубадурами.
На основе куртуазной лирики были отточены новые поэтические формы и жанровые особенности:
- канцона представляет собой изысканное по форме стихотворение, содержащее признание в любви;
- сирвента – это поэтическое сочинение, затрагивающее мораль и нравственность, размышления на политические темы;
- плач – поэзия, передающая печаль или потерю в связи со смертью близкого или любимого человека;
- тенцона – это стихотворение, написанное в форме диалога и спора различных героев-персонажей;
- пасторелла описывает любовь рыцаря и пастушки на фоне природы;
- альба (воспевается расставание влюбленных утром после тайного свидания)
Куртуазный маньеризм в России
В конце восьмидесятых в России возникла поэтическая группа, которая получила название Орден куртуазных маньеристов. Окончательно группа поэтов оформилась 22 декабря 1988 года и первым изданием, вышедшим в 1989 году под знаком Ордена, был сборник стихов "Волшебный яд любви"
В названии Ордена использованы два термина, о которых шла речь выше, а стихи, созданные в стиле куртуазного маньеризма, отличались изысканностью формы и жестким, откровенным юмором не без доли цинизма.
Вот пример того, как выглядит куртуазный маньеризм в стихах Вадима Степанцова:
Мы плыли в лодочке подводной
На полюс Северный большой,
И капитана этой лодки
Я обожала всей душой.
Но он любил меня недолго,
Он скоро высадил меня
На полюс Северный огромный
Среди арктического дня.
Состав Ордена
При основании Ордена куртуазных маньеристов в его состав вошли:
- Великий Магистр - поэт Вадим Степанцов.
- Александр Бардодым - Черный Гранд-Коннетабль.
- Командор - поэт Дмитрий Быков, который вышел из состава Ордена 1992-м.
- Магический Флюид и Командор-Ордалиймейстер Ордена - Константэн Григорьев (один из основателей московской рок-группы "Бахыт-Компот".
- Великий Приор Ордена - Андрей Добрынин, поэт, переводчик, писатель.
- Архикардинал Ордена - Виктор Пеленягрэ, ныне автор более 20 книг стихов, известный как поэт-песенник.
Позднее в состав Ордена куртуазных маньеристов были приняты Александр Скиба (командор-процептор Ордена), поэт Александр Тенишев и писатель, журналист, критик Александр Вулых.
Программа, цели, манифест
Орден, как и полагается всякому уважающему себя новообразованию в литературе или политике, выпустил манифест, определяющий задачи и цели куртуазного маньеризма в литературе.
Авторы манифеста или группа поэтов, входящих в орден, заявляли, что понятие о том, что жизнь прекрасна, исчерпывается утверждением, что она удивительна.
Затем следовал короткий экскурс в историю общества, оригинально и с юмором описывающий социальную подоплеку возникновения куртуазного маньеризма именно в России.
Они объявляют себя выше бесконечной войны "лягушек и мышей", клянутся служить красоте, любви, изысканному и острому слову. И подписываются, как патриции духа, веселые рыцари Ордена.
По тому времени это было достаточно смело, свежо и главное - откровенно. Позже (в 1992 году) будет снят фильм "За брызгами алмазных струй" об истории русских поэтов Ордена куртуазного маньеризма и что это за событие или шаг, влияющий на развитие русской литературы.
Последователи и поклонники
У куртуазных маньеристов было много подражателей и последователей. Многим хотелось заявить о себя нестандартно, с юмором, одним словом, используя приемы, не принятые в классическом понимании поэзии.
Вот, как написан "Сонет без цели" Константина Радзиевского:
Сонет без цели пишется затем,
Чтоб отличиться выходкою странной
И обеспечить тренинг неустанный
Поэзогенераторных систем.
Сидишь себе и глючишь без проблем,
Накушавшись картошки со сметаной
Иль попросту торчишь маленько пьяный
В отсутствие пера достойных тем.
Так поступали труженики тыла
На фронте, если кабель перебила
Жестокая снарядная балда:
В кармане гоношатся пассатижи
Но парень к славе делается ближе,
Зубами замыкая провода.
Достижения куртуазных маньеристов
Орден отличался достаточно плодотворной творческой деятельностью. Правда, в настоящее время его бывшие участники заняты в основном собственным творческим ростом и группу как бы ничего не объединяет.
Тем не менее, хотелось бы отметить библиографию Ордена, как яркий и нестандартный поход в поисках новой литературы. Куртуазный маньеризм в поэзии представлен такими сборниками:
- Волшебный яд любви: Альбом галант. лирики: Орден куртуаз. маньеристов. — М.: Прометей, 1989. — 95 с. — 5000 экз. Содерж.: Стихи: Женщина у зеркала / В. Пеленягрэ. «Неправо, друг Вадим, об нас рекут зоилы…» / А. Добрынин; Циклы: Десять красавиц; Фейерверк, и др. пиесы / В. Степанцов. Циклоп / А. Добрынин. Времяпровождение / В. Пеленягрэ. Fin amor / К. Григорьев. На далее, как в прошлый понедельник / Д. Быков.
- Любимый шут принцессы Грезы: [Альбом галант. лирики]/ Орден куртуаз. маньеристов; [Предисл. В. Степанцова, В. Пеленягрэ]. — М.: Столица, 1992. — 132 с. — 8000 экз. ISBN 5-7055-0905-7: Содерж.: Проклятие макияжу / В. Степанцов. Укротитель добра / К. Григорьев. Август / Д. Быков. Il Monstro / А. Добрынин. Смуглый эмиссар / А. Бардодым. Московские Камеи, или Сцены из Частной Жизни / В. Пеленягрэ.
-
Пленники Афродиты: Альбом галант. лирики поэтов «Ордена куртуаз. маньеризма» / [Составитель Л. Ф. Калинина]. — Н. Новгород: Вентус, 1992. — 111 с. — 20000 экз. ISBN 5-85096-001-5. Содерж.: Авт.: А. Бардодым, В. Степанцов, А. Добрынин, В. Пеленягрэ, К. Григорьев.
-
Красная книга маркизы: Венок на могилу всемир. лит.: Орден куртуаз. маньеристов: [Сб. стихотворений]/ [Послесл. Ф. Боклерка, с. 247—284; Худож. С. С. Водчиц]. — М.: «Александр Севастьянов», 1995. — 303 с.. — 3000 экз. Содерж.: Авт.: В. Степанцов, В. Пеленягрэ, К. Григорьев, А. Добрынин, Д. Быков, А. Бардодым.
-
Орден куртуазных маньеристов: Отстойник вечности: Избр. проза/ [Худож. Е. Клодт]. — М.: «Букмэн», 1996. — 591] с. — 5000 экз. ISBN 5-7848-0019-1. Содерж.: Романы: Отстойник вечности / В. Степанцов. Нега / К. Григорьев. Записки обольстителя; Китаб аль-Иттихад, или В поисках пентаграммы; Избранные письма о куртуазном маньеризме / А. Добрынин.
-
Триумф непостоянства: Орден куртуаз. маньеристов: [Сборник / Вступ. ст. В. Пеленягрэ; Худож. Колпакова Н.]. — М.: «Букмэн», 1997. — 303 с. — 4000 экз. ISBN 5-7848-0048-5.
-
Орден куртуазных маньеристов: [Стихи / Ред. Сокол Г. Ф.]. — М.: Моск. гос. музей В. Сидура, 1997. — 16 с.
-
Клиенты Афродиты, или Вознагражденная чувствительность/ Орден куртуаз. маньеристов. — М.: АСТ-Пресс, 1999. — 335 с. — 3000 экз. ISBN 5-7805-0425-3.
-
Услады киборгов: [Сб. стихотворений]/ Орден куртуаз. маньеристов. — М.: АСТ-Пресс, 2001. — 399 с. — 3000 экз. ISBN 5-7805-0731-7.
-
Песни сложных устройств: [Сб. стихотворений] / Орден куртуаз. маньеристов. — М.: Материк, 2003. — 531 с. — 3000 экз. ISBN 5-85646-105-3. Содерж. авт.: Вадим Степанцов, Андрей Добрынин, Константин Григорьев, Александр Скиба, Александр Вулых.
Можно сказать, что поэзия, написанная в такой манере, и сейчас привлекает читателя.