Товарная политика – это комплекс мероприятий, а также стратегий, направленных на определение целей бизнеса и их достижение. Это сформулированный заранее план действий компании, производящей либо продвигающей на рынок товары определенного вида. В товарную политику входят ассортиментная политика предприятия и использование товарных стратегий. Товарная стратегия определяется общим стратегическим курсом предприятия.
Ассортиментная политика является определением набора тех товарных групп, которые становятся наиболее предпочтительными для успешной работы предприятия и обеспечивают экономическую эффективность его деятельности, формированием ассортимента продукции в соответствии с потребностями рынка, финансовым состоянием предприятия и его стратегических целей.
При формировании ассортиментной продукции должны:
— выявляться соотношения между новой продукцией, требующей модификации и усовершенствования, продукцией традиционной, а также устаревшей;
— устанавливаться номенклатура выпускаемой продукции и планируемых количественных и качественных показателей;
— определяться число моделей, а также модификаций одной и той же продукции;
— определяться состав жизненного цикла каждой выпускаемой продукции, а также перспективы обновления ассортимента.
Ассортиментная политика формируется для достижения долгосрочных целей и особенно значима при жестких конкурентных условиях, предъявляющих к товару высокие требования как по ассортименту, так и по качеству. Ее вопросы принимаются на стратегическом уровне предприятия и учитывает его общие стратегические цели.
Ассортиментная политика, ее разработка и осуществление создается при соблюдении следующих условий:
• необходимо существование четкого представления об общей стратегии данного предприятия на рынке;
• необходимо хорошее знание рынка и характер требований целевой категории покупателей;
• необходимо четкое представление об имеющихся ресурсах и возможностях предприятия как на сегодняшний день, так и в перспективе.
Ассортиментная политика должна обосновываться, исходя из общих принципов, предусматривающих выход на рынок одновременно следующих товарных групп:
- основных — товаров, которые приносят предприятию основную часть прибыли;
- поддерживающих — товаров, которые приносят предприятию меньше прибыли, чем основные, но постоянно поступающих на рынок и стабилизирующих выручку;
- стратегических — товаров, от которых предприятие планирует получать значительную прибыль в будущем;
- тактических — товаров, призванных стимулировать продажу основной товарной группы.
Изменения ассортимента могут основываться на трех подходах:
1. Вертикальные изменения ассортимента. Такие процессы являются частью вертикальной диверсификации производственной деятельности компании и направлены на расширение либо сужение производства тех комплектующих, которые до этого приобретались у поставщиков, а также создание собственной торговой сети с целью продвижения выпускаемой этой компанией продукции.
2. Горизонтальные изменения являются одной из составляющих горизонтальной диверсификации. Так называют изменения ассортимента в рамках уже имеющейся деятельности либо в смежных направлениях или выход на новый рынок в рамках кооперации без переходов на смежные уровни.
3. Комплексные изменения. Являются диверсификацией как по горизонтали, так и по вертикали.
Расширение либо сужение ассортимента может быть связано с двумя причинами. Обычно это расширение, связанное с процессом диверсификации, или же сужение, вызванное необходимостью интеграции как горизонтальной, так и вертикальной.