Конфликты, происходящие при столкновении культурных ценностей, захватили современный мир. Сюда относится масштабные антирелигиозные гонения в СССР, исламское фундаменталистское политическое движение, основанное на религиозных убеждениях, не вызвавшая практически никакой международной реакции оккупация Китаем территории независимого Тибета и так далее.
Широкое определение
Джонатан Тернер, заслуженный профессор социологии Калифорнийского университета, определил понятие "культурный конфликт" так: это конфронтация, которая происходит вследствие различий культурных убеждений, элементов мировоззрения, которые придают отдельной личности или социальной группе уверенность в своих взглядах на мир. Конфликт появляется тогда, когда ожидания от людей определенного поведения, обусловленного их происхождением, не оправдываются.
Конфликты культурных ценностей тяжело решить, потому что стороны убеждены в правильности своего мировоззрения. Все проблемы подобного рода особенно обостряются, когда речь идет о политической сфере. В качестве примера тут можно привести дебаты вокруг проблемы морального и юридического статуса искусственных абортов.
Современным культурным конфликтом являются этнические чистки. Результатом конфликтов могут стать вооруженные столкновения. Наиболее известным примером вооруженного конфликта культурных ценностей являются разногласия вокруг проблемы рабства, которые привели к войне в США. Здесь появляется и другая сложность. Речь идет о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта.
Узкое определение
Американский социолог и публицист, автор теории информационного (постиндустриального) общества Дэниел Белл изложил интересные мысли в своем эссе «Преступление как американский образ жизни», которое увидело свет в 1962 году. Автор описывает опасные последствия столкновения ценностей. Другой исследователь, У. Корнблюм, подчеркивает, что как только государственные власти начинают навязывать культурные ценности людям, которые их не разделяют (как правило, большинство насильно навязывает свое мнение меньшинству), создаются нелегальные организации, рынки и способы, позволяющие обойти эти ограничения.
Конфликт как социальный процесс
Культурный конфликт определяется как один из главных видов социальных процессов. Социальным процессом является совокупность взаимодействий или явлений, которые меняют взаимоотношения между людьми или целыми группами. Это отрегулированная форма социального взаимодействия. Важной чертой таких процессов является масштабность, потому что ничто в обществе не может происходить вне социального взаимодействия. Основными разновидностями являются конкуренция, приспособление, кооперация, конфликт, амальгация (взаимное культурное проникновение), ассимиляция (утрата определенной частью социума своих отличительных черт).
Сухой закон в межвоенный период
Пример появления незаконных организаций, рынков и способов, позволяющих обойти правительственные ограничения — сухой закон в США в период между Первой и Второй мировыми войнами. Культурный конфликт между приверженцами и противниками этого закона привел к развитию незаконной деятельности в сфере оборота спиртных напитков. Попытки обойти этот закон были очень активными, так что в итоге был зафиксирован только рост числа преступных организаций, мафии и других криминальных группировок, которые занимались бутлегерством — незаконным производством и распространением спиртных напитков. Массовое пренебрежение было связано также с коррумпированностью политиков и представителей правоохранительных органов.
«Война с наркотиками» в США
Похожий пример культурного конфликта — борьба с наркотиками. Подразумевается многолетняя государственная кампания США по борьбе с оборотом и употреблением наркотических препаратов. По мнению еженедельника The Economist, «война с наркотиками» оказалась безрезультатной: уничтожение плантаций в Перу привело к увеличению производства наркотического растения коки в Колумбии, а после уничтожения колумбийских посевов снова возросло производство в Перу. Это подтверждают и другие результаты кампании:
- После пресечения контрабанды через Карибы наркотики в США начали провозить через границу с Мексикой.
- Кратковременный дефицит традиционных наркотических средств привел к распространению суррогатов, которые оказались еще более опасными для здоровья.
- В странах Латинской Америки «война с наркотиками» активизировала местную преступность, коррумпировала правительства и правоохранительные органы. При этом основная задача сокращения поставок в США так и не была решена.
Влияние и восприятие
Культура является мощным бессознательным фактором, который оказывает воздействие на конфликт и попытки его разрешения. Она многослойна, то есть то, что можно увидеть на поверхности, не всегда отражает суть и постоянно находится в движении. Кроме того, большинство культурных конфликтов, уходящих своими корнями в глубокое прошлое, обычно основываются на преданиях, мифах и верованиях определенного народа, поэтому даже в современных условиях практически не поддаются трансформации. Пути решения конфликтов различны, но, как правило, применяются только уход от конфликта (игнорирование проблем) или попытки найти компромиссное решение (переговоры).
Другие примеры конфликтов
Автор концепции этнокультурного разделения цивилизаций, американский политолог и социолог Сэмюэл Филлипс Хантингтон в философско-историческом трактате «Столкновение цивилизаций», посвященном миру после холодной войны, утверждал, что все войны в будущем будут происходить между культурами, а не между странами. Уже в 199-м автор однозначно утверждал, например, что исламский экстремизм станет значительнейшей угрозой безопасности во всем мире, а вообще, эта идея была предложена на университетской лекции в 1992 году, а затем детальнее разработана в статье Хантингтона «Иностранные дела 1993 года».
В числе современных социально-культурных конфликтов можно назвать не только исламский фундаментализм, который стремится повлиять на процесс общественного развития исходя из религиозных норм, хотя это движение стало настолько масштабным, что по факту превратилось в общемировое противостояние религии всему остальному миру. Культурными конфликтами являются религиозное противостояние в Ирландии, революция, произошедшая в Иране, война, развернувшаяся за Святую землю Палестины, религиозные гонения в прошлом веке в СССР, китайская оккупация Тибета, войны на религиозной почве в Африке, противостояние между исламистами и индуистами, вражда сербов и хорватов, «теология освобождения» и так далее.
Франко-фламандский конфликт
Примером культурно-языкового конфликта является валлоно-фламандское противостояние, возникшее на основе языкового фактора в середине девятнадцатого века. Конфликт уходит своими корнями еще во времена античности. По современной территории конфликта проходила граница Римской империи. Часть земель подверглась романизации, а другие селения предотвратили массовую германскую колонизацию, что позволило населению сохранить свою речь и культуру. В современной Бельгии под франко-фламандским конфликтом понимают целый комплекс различий этнического, политического, языкового, экономического и этнического характера.
Культурный конфликт в новейшей истории стал причинной политического кризиса в Бельгии в 2007-2011 годах. Продолжительный период напряженных отношений между субъектами королевства усилил экономическую и политическую нестабильность страны. Этот кризис стал самым затяжным за всю историю существования королевства с момента его основания в 1830 году. Не исключается, что на фоне очередного обострения отношений Бельгия может расколоться на две части: говорящую по-французски Валлонию и Брюссельский столичный округ и Фландрию. Кстати, такой исход прогнозируют более 65 % жителей Фландрии.
«Теология освобождения»
В семидесятых годах прошлого века в Латинской Америке активизировалось мощное религиозное течение, которое стало известно, как «теология освобождения». Густав Гутьеррес, Серхио Менделес, Леонардо Боффа и другие идеологи концепции буквально бросили вызов сложившемуся в мире капитализму, основываясь на особой трактовке принципов христианства. В рамках «теологии освобождения» жизнь и учение Иисуса Христа представляют социальное восстание против Римской империи. Это некий католический «джихад», религиозная война против капитала. По факту появление подобной концепции стало только очередным свидетельством в пользу того, что в двадцатом веке религии все больше политизируются, включаясь в социально-политическое противостояние.
Но феномен «теологии освобождения» очень интересен. Например, для многих последователей Эрнесто Че Гевара, который еще в шестидесятых предложил союз левых и католиков, является легендарной персоной. Команданте многие сравнивают с Христом. В некоторых частях Боливии, например, в каждой семье молятся святому Че Геваре.
Противостояние в Ирландии
Весьма показательно вооруженное противостояние между протестантами и католиками в Северной Ирландии. Протестанты не хотят оставаться в составе Великобритании. Это показывает наличие серьезных культурных конфликтов в благополучном регионе - Западной Европе - и опровергает миф о гармонии, царящей в странах западной демократии. Религиозные противоречия в этом регионе связаны с идеологическими и этническими. Ирландская республиканская армия, которая стоит в авангарде сопротивления, взяла на вооружение радикально-социалистическую идеологию.
Кстати, многие левые идеи активно используются европейскими «сепаратистами». Например, террористическая организация, которая борется за независимость басков и отсоединение от Испании, исповедует марксизм, соединенный с радикальным национализмом. В «Армии освобождения Косово» очень активны радикально-социалистические настроения, которые граничат с национализмом и исламизмом.