Совместное предприятие – это важнейшая форма организации международной деятельности любого государства. Такие предприятия создаются в форме совместного владения или лицензирования, которое позволяет иностранным участникам использовать торговые марки или патенты коммерческих секретов, осуществлять процесс производства в обмен на лицензионные платежи или комиссионные выплаты.
Создание совместного предприятия предполагает заключение контракта с иностранной компанией на производство своей продукции в данном государстве. При этом национальное предприятие предоставляет управленческий опыт и занимается маркетингом готовой продукции. Заключая контракты на управление, предприятие выступает консультантом для иностранной компании. Если же имеется совместное владение, то национальная компания соглашается на реализацию и производство товаров, изготавливаемых вместе с иностранным предприятием, что позволяет снизить новые расходы и распределить риски.
Любые совместные предприятия, работающие в сфере сбыта или производства, должны четко представлять последствия создания за границей организации с участием иностранных партнеров. Создание совместного предприятия целесообразно при наличии следующих предпосылок:
- промышленное предприятие не имеет достаточного капитала или его производственный персонал соответствующим образом подготовлен для совершения самостоятельных операций за границей;
- компании предоставляется возможность для сотрудничества с предприятием, которое уже занимает сильные позиции на рынке;
- в распоряжении предприятия отсутствует необходимое количество исходных материалов, сырья или комплектующих для расширения производства конкурентоспособных товаров;
- компания не располагает современными технологиями и оборудованием, но в ее распоряжении имеются необходимые трудовые ресурсы, сырье и материалы для выпуска конкурентоспособной современной продукции, которая может найти максимальный сбыт в стране с находящимся производством.
В некоторых государствах запрещено создание компаний, которые полностью принадлежат иностранным представительствам, и чтобы выйти на рынки данных стран обязательно требуется организовывать совместные предприятия.
Преимущества создания совместных предприятий
Партнерская деятельность выгоднее всего небольшим компаниям, стремящимся завоевать несколько рынков, однако, для этого у них отсутствуют достаточные финансовые возможности. На практике, такие предприятия не имеют персонала, соответствующего международным требованиям, они не владеют информацией о емкости и конъюнктуре внешнего рынка. В обмен на атрибуты успешной внешнеторговой деятельности компании предлагают технические знания.
Испытывая недостаток финансовых активов, предприятие может работать вместе с несколькими иностранными партнерами, выпуская в продажу акции компании. В данном случае следует учитывать, что такие совместные предприятия можно контролировать, только имея более 50 процентов акционерного капитала.
На иностранный рынок выйти намного легче в партнерстве с местной фирмой. А для некоторых стран единственную возможность работы на рынке дают только совместные предприятия.
Работа совместной компании может дать особый эффект при наличии посредника, который располагает налаженной системой связей с потребителями и имеет энергичную деловую репутацию на своем рынке.
Во время экономического кризиса создание совместных предприятий может оказать большую помощь промышленности страны и позволит преодолеть трудности, что имеет важное значение для экономики государства.