Амброджо Лорецетти - один из величайших художников в мировой культуре. Он жил и создавал свои произведения в итальянской Сиене в XIV веке. Но даже в наши дни его творчество еще не изучено до конца.
Биография художника
Точная дата появления на свет Амброджо Лоренцетти неизвестна. Исследователи склоняются к мнению, что это произошло между 1295 и 1305 годами. Его старший брат Пьетро тоже был известным живописцем.
Уже в 1320 году молодой Амброджо был принят в флорентийскую гильдию художников. Современники описывали его как образованного, разностороннего человека с множеством талантов. Кроме живописи он занимался еще и литературным творчеством. Причем пользовался большим успехом.
Жизнь и творчество Амброджо крепко связаны с итальянским городом Сиеной. Именно для местных соборов он писал свои лучшие фрески. Известно также, что в 1321 году художник побывал во Флоренции. Об этом сохранились письменные свидетельства. Правда, документы эти - долговые расписки.
В 1330 году Амброджо, пусть и не совсем официально, становится главным художником сиенского правительства. Оба брата Лоренцетти умерли от чумы в 1348 году. Тогда эта болезнь уничтожила множество жителей Сиены и всей остальной Италии.
Влияние на творчество
Так как Амброджо Лоренцетти был одним из образованнейших людей своего времени, он не мог пройти мимо античного искусства. Скульптуры и фрески из Греции и Рима произвели на него огромное впечатление и значительно повлияли на творчество.
Другое сильное впечатление на юного художника произвел итальянский живописец Джотто. Подражая ему, Амброджо начал уделять значительное внимание изображению перспективы. Это было очень смело, ведь в те времена художники только начинали задумываться об организации пространства картины.
Перспектива у Лоренцетти более упрощенная по сравнению с современной. Но он значительно обогнал художников своего века в изображении объемности и глубины пространства. Кроме того, фигуры людей на картинах изображены в естественных позах и наполнены драматизмом.
Новаторство в искусстве
Стремление к новаторству и реалистичности заметно уже в первой подписанной и датированной картине Амброджо Лоренцетти "Мадонна с младенцем" 1319 года. В величественной позе Богоматери чувствуется увлечение художника византийской иконографией. Но объемность и монументальность фигуры выглядит вполне современно.
В этой ранней работе еще не раскрылся потенциал художника. В дальнейшем он наполнил свое творчество ярким психологизмом.
Знаменитый сиенский живописец значительно опередил свое время не только благодаря успехам в изображении перспективы. Его произведения были настолько новаторскими, что заказчики часто просили переделать все в соответствии с более привычными для них канонами.
Один из примеров такого смелого подхода к изображению религиозных сюжетов - "Мадонна Млекопитательница" Амброджо Лоренцетти, написанная между 1325 и 1348 годами. На ней Богородица с младенцем изображены в светской манере: очень живыми и выразительными. Зритель может представить себе характер каждого персонажа: и здорового игривого ребенка и ласковой матери, больше похожей на простую итальянку.
Разумное правление
Кроме религиозных сюжетов итальянский мастер уделял внимание и социальным. "Аллегория доброго правления" Амброджо Лоренцетти - самое известное и значительное произведение художника. Эта фреска создавалась с 1337 по 1339 год для оформления помещения сиенского правительства - зала Девяти в Палаццо Публико.
В XIV веке широко обсуждалась в обществе тема разумного правления, приносящего благо и достаток подданным государства. Именно ее в аллегорической форме осветил художник.
Работа представляет собой цикл из шести фресок, на которых изображены последствия хорошего и дурного управления страной. Это зарисовки веселых и драматических ситуаций на фоне городских и сельских пейзажей. К сожалению, многие фрагменты обветшали еще в конце XIV века и, несмотря на регулярные реставрации, сохранились не полностью.
Лоренцетти в аллегорической форме изображает результаты разумного правления: мир, благоденствие, развитие культуры. В то же время последствия плохого управления - это хаос, войны и разрушения. В цикле фресок мастер не использует религиозные мотивы и библейские сравнения. Это было очень смелым и неожиданным решением для того времени.
Место в истории
Пьетро и Амброджо Лоренцетти стали одними из ярчайших представителей сиенской школы живописи наряду с Дуччо ди Буонинсенья, Франческо ди Джорджо и Симоне Мартини. Эти художники умело смешивали черты венецианской, ренессансной и готической манеры изображения.
Лоренцетти своим творчеством дал мощный толчок к дальнейшему развитию мирового художественного искусства. Его работа с трехмерным пространством картины, объемностью и палитрой помогли последователям лучше понять перспективу.
Он привнес в классические библейские сюжеты неожиданную реалистичность и живость. На его мастерство впоследствии оглядывались такие великие художники, как Рафаэль Санти и Сандро Ботичелли.