Голубкина Анна: биография, фото и скульптуры

Серебряный век России подарил множество великих поэтов, а также не менее талантливых и выдающихся скульпторов и архитекторов. Одной из таких является Анна Голубкина, относящаяся к лучшим ведущим мастерам данного периода в мире искусства. Этой ученице художника Огюста Родена свойственны были черты импрессионизма, однако они не оказались самодовлеющими, то есть не ограничили мастера узким окружением формально-пластических задач. В работах Анны Семеновны Голубкиной очевидны социальная окраска и глубокий психологизм, драматизм, эскизность, черты символизма, внутренняя динамика, жадный интерес к личности и противоречивости в его внутреннем мире.

Женщина-скульптор

Чудом было не то, что эта женщина прославилась. Чудо заключается в том, что Анна Голубкина сумела стать выдающимся скульптором. Как известно, в XIX веке женщинам овладеть такой профессией было довольно сложно.

Анна Голубкина

Вспомнить только нелегкий путь художницы поколения Анны Голубкиной - Елизаветы Мартыновой (которая позировала для «Дамы в голубом»), поступившей в художественную Академию в первый год, когда было дозволено это делать представительницам прекрасного пола. Студенток было в тот год около десятка, однако преподаватели смотрели на них со скепсисом. Анна Голубкина училась в данной Академии не на живописца, а на скульптора, а это считалось далеко не женским занятием.

Семья

Кроме того, большую роль сыграло и происхождение: дед девушки, старообрядец, глава духовной зарайской общины Поликарп Сидорович, выкупился сам из крепостной зависимости. Этот человек и воспитал Анну Семеновну Голубкину, у которой отец умер слишком рано. Семья Анны занималась разведением сада и огорода, а также содержала постоялый двор, однако денег хватало лишь на образование брата Семена. Остальные дети в семье, в том числе будущий скульптор Анна Голубкина, были самоучками.

Начало карьеры

После того как огородница покинула родной Зарайск, она отправилась покорять Москву. На тот момент Анне было уже около 25 лет. Девушка планировала изучать серьезно технику обжига, а также роспись по фарфору, обучения которой проходили в только что оборудованных Анатолием Гунстом специальных Классах изящного искусства. Голубкину не хотели брать, но за одну ночь она вылепила фигурку, которой было дано название «Молящаяся старуха». После этой скульптуры Анну Голубкину и приняли в школу.

Работа Голубкиной

Первая поездка в столицу Франции

Обучение поначалу проходило хорошо. Уже через год девушка перевелась в Московское живописное училище, где также изучались ваяние и зодчество. Тут Анна училась еще на протяжении трех лет. Наконец, девушка достигла вершины: она получила возможность обучаться искусству в петербургской Академии.

Однако в ее стенах Анна Голубкина всего провела несколько месяцев, после чего в 1895 году, преследуя новые поставленные цели, переезжает учиться во Францию в Париж. Однако в европейском городе к дамам-художникам тоже относились довольно несерьезно: стоит лишь вспомнить, как описывала Мария Башкирцева в собственном дневнике французских преподавателей-снобов.

Здесь Голубкиной также предлагали заняться салонным искусством, однако это к ее темпераменту абсолютно не подходило. Но не в этом суть беды. Хотя друзья женщины и ее мемуаристы о данном факте солидарно молчат, в последнее время были разгаданы некоторые тайны Анны Семеновны Голубкиной. Во Франции она серьезно заболела. Видимо, сказалась несчастная любовь. Ходили слухи, что Анна в Париже встречалась с каким-то французским художником. Когда Голубкина перешагнула в своей жизни 30-летний рубеж, она дважды хотела покончить жизнь самоубийством: сначала девушка бросилась в Сену, а затем попыталась отравиться. Одна известная художница Елизавета Кругликова, которая тоже жила в те годы в Париже, увезла несчастную на родину. В российской столице Голубкина по приезде ложится в психиатрическую клинику тогда знаменитого Корсакова. Это был самый неприятный период в биографии Анны Голубкиной.

Скульптура Анны Голубкиной

Выздоровление Анны

Профессор лечил женщину всего на протяжении нескольких месяцев. Было понятно, что исцеление скульптора Анны Семеновны Голубкиной было не в лекарствах, а в занятии творчеством, а может, все дело было просто в трудотерапии. Женщина возвратилась к своей семье в городок Зарайск, затем вместе со своей сестрой Александрой, только окончившей фельдшерские курсы, Анна уезжает в Сибирь - именно тут они вдвоем напряженно работают на переселенческом пункте.

Вторая, уже удачная, поездка в Париж

Когда женщина восстановила свое душевное равновесие, она в 1897 году возвратилась в столицу Франции. В это время Анна находит того человека, у которого ей и следовало учиться ранее — Родена.

Свою первую скульптуру Анна Голубкина представила в 1898 году на парижском Салоне (один из самых престижных художественных конкурсов того времени). Данная скульптура называлась «Старость». Для этой работы Анне Голубкиной позировала та самая немолодая натурщица, которая запечатлена на роденовской статуе «Та, которая была прекрасной Ольмьер» (1885 год).

Скульптор Голубкина по-своему смогла истолковать учителя. Она сделала это с большим успехом: женщину наградили многозначимой для нее бронзовой медалью, а также активно хвалили в прессе. На следующий год Анна возвращается обратно в Россию, где о ней уже услышали. Морозов заказывает работу Анне Семеновне Голубкиной - рельеф, предназначенный для украшения МХАТа. Затем женщина создавала портреты наиболее блестящих и популярных деятелей культуры Серебряного века: А. Н. Толстого, А. Белого, В. Иванова. А вот Шаляпина женщина ваять отказалась, так как он ей не понравился как личность.

Скульптура "Березка"

Неудачная революционная деятельность

Анна Голубкина родилась при пожаре, и сама говорила, что у нее характер «пожарный». Женщина была бескомпромиссна и нетерпима. Несправедливость в жизни ее сильно возмущала. Во времена революции 1905 года Анна чуть было не умерла, когда останавливала лошадь казака, который разгонял рабочих. Так начались ее отношения с революционерами. По их заказу создает Голубкина Анна Семеновна скульптуру - бюст Маркса, также посещает в те годы конспиративные квартиры, из дома в Зарайске делает явку для нелегалов.

Через пару лет в 1907 году Анну арестовывают за распространение прокламаций и приговаривают к году заключения. Однако по причине психического состояния подсудимой ее дело было закрыто: женщину отпустили на волю под надзором полиции.

Отсутствие детей и мужа

Как относилась девушка к отсутствию детей и мужа: как к победе или как к поражению? Однажды Анна Голубкина сказывала одной девушке, хотевшей стать литератором: если желаешь, чтобы из твоих работ что-нибудь получилось выдающееся, не надо выходить замуж, не надо заводить семьи. Как говорила Анна, искусство не любит связанных рук. К искусству приходить надо со свободными, готовыми творить руками. Искусство — некий подвиг, нужно все позабыть, а в семье женщина — это пленница.

Анна Семеновна Голубкина

Впрочем, несмотря на то, что Голубкина была свободной женщиной и не имела никогда детей, она очень любила своих племянников, а также воспитала Веру - дочь брата. Среди работ Анны Семеновны Голубкиной особенно выделяется скульптура племянника Мити, родившегося больным и умершим, не дожив даже до одного года. Одним из самых своих любимых произведений Анна считала рельеф «Материнство». Из года в год она возвращалась к работе над данным творением.

У Голубкиной карманы всегда были набиты разными сладостями для деток, а в послереволюционное время — простой едой. Из-за детей Голубкина однажды чуть не умерла. Она приютила группку маленьких беспризорников, а эти дети опоили женщину снотворным, а затем ограбили.

Московская выставка Голубкиной

В 1914 году официально состоялась персональная первая выставка 50-летней Анны Голубкиной. Она была организованна в стенах Музея изящных искусств (на сегодняшний день ГМИИ). Публика буквально ломилась, чтобы попасть на данное творческое мероприятие, прибыль от проданных билетов на выставку оказалась огромной. Анна Голубкина пожертвовала вырученные с выставки денежные средства на помощь раненым (ведь в эти годы началась Первая мировая война).

Все отечественные и зарубежные критики были в небывалом восторге от работ известного скульптора. Но Игорь Грабарь, желающий приобрести несколько скульптур Анны Голубкиной для размещения их в Третьяковке, поругал Голубкину за ее чрезмерную гордость: уж слишком высокая стоимость была за представленные работы. С выставки в итоге не было продано ни одного экземпляра.

Скульптура Голубкиной в Третьяковке

Выживание во время Гражданской войны

К большому сожалению, в 1915 году у Анны Семеновны Голубкиной опять произошел нервный срыв, в результате чего женщину поместили для лечения в клинику. На протяжении нескольких лет Голубкина не могла творить. Но в послереволюционные месяцы Анна Семеновна Голубкина входит в Комиссию по охране памятников старины, а также в органы Моссовета, направленные на борьбу с беспризорностью (снова эти дети!).

В те страшные годы, когда Москва голодала и мерзла, Анна переносила данный период абсолютно стойко. Ее друзья говорили о том, что это далось ей легко потому, что женщина просто привыкла к аскетизму и даже не замечала лишений. Ко всему сказанному стоит добавить, что ради заработка Голубкина занималась в эти нелегкие годы росписью по тканям, также давала начинающим деятелям искусства частные уроки. Через некоторое время друзья Голубкиной привезли ей специальную бормашину и стали регулярно приносить бильярдные старые шары: из этих шаров (из слоновой кости) Анна вытачивала камеи, которые продавала.

Отношения Голубкиной с советской властью

Не обращая внимания на все революционное прошлое, Анна Семеновна Голубкина с большевиками не смогла сработаться. Эта женщина отличалась мрачностью своего характера, непрактичностью, а также неумением устраивать собственные дела. В 1918 году Анна Семеновна Голубкина отказывается работать с Советами по причине убийства одного из членов Временного правительства - Кокошкина. Спустя некоторое время, пожалуй, все могло бы наладиться, однако в 1923 году на конкурсе на самый лучший памятник писателю Островскому Голубкина заняла не лидирующее место, а только третье, по причине чего очень расстроилась.

Скульптура "Старость"

В 1920-е годы Анна Семеновна Голубкина зарабатывала на жизнь преподаванием. У нее постепенно слабеет здоровье — резко у Анны обострилась язва желудка, в результате чего ее пришлось экстренно оперировать. Последними известными работами выдающегося скульптора стали «Березка», являющаяся символом юности, а также портрет самого Льва Николаевича Толстого. Стоит обратить внимание на то, что Анна Семеновна Голубкина Толстого ваяла по своей памяти, принципиально не пользуясь имеющимися фотографиями. За некоторое время до своей смерти Голубкина возвращается к своим родным в городок Зарайск. В окружении близких и родных людей Анна Семеновна Голубкина умирает в 63-летнем возрасте.

Судьба мастерской

Что же стало со знаменитой мастерской выдающегося скульптора Серебряного века? Родственники Анны Семеновны Голубкиной передали эту мастерскую государству, как и было указано в ее завещании. В этой мастерской хранилось в те годы около двухсот работ. Через некоторое время в этом помещении открывается музей имени Анны Семеновны Голубкиной. Однако в 1952 году нагрянула беда. Совершенно внезапно во время борьбы то ли с формализмом, то ли еще с чем-либо оказалось, что Анна Семеновна Голубкина нарочно «искажала» образы людей, в том числе «советских». По причине этого Музей-мастерскую закрывают, а все находящиеся в мастерской работы знаменитого скульптора распределили по разным фондам музеев, расположенных в нескольких городах России, включая Русский музей и Третьяковскую галерею.

Несколько слов в заключение

Только лишь в 1972 году репутация выдающегося скульптора Анны Семеновны Голубкиной была полностью очищена, а музей-мастерскую решили вновь восстановить. По причине того, что мастерская Голубкиной стала одним из филиалов Третьяковской галереи, многие работы мастера в родные стены было вернуть довольно просто. Однако остальные произведения Анны Семеновны Голубкиной навсегда остались в других городах России. Впрочем, главное заключается в том, что Голубкиной все-таки вернули ее доброе имя.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.