Функции финансовых органов - это круг деятельности и полномочия, которые исполняет указанный субъект в качестве части системы управления государством. В России эту работу выполняют органы, деятельность которых регламентирована соответствующими нормативно-правовыми актами.
Современные функции и задачи Министерства финансов
В России финансовые органы - это субъекты, деятельность которых построена в соответствии с Указом № 314, изданным Президентом страны в марте 2004. Указанный документ раскрывает систему и структуру исполнительных органов федеральной власти.
Цель создания субъектов – реализация принципа разграничения правоприменительных, правотворческих и надзорных функций. Деятельность в правотворческой сфере осуществляется министерствами и службами, в правоприменительной – агентствами и службами федерального уровня и подчиненными им финансовыми органами местного самоуправления.
Часть подразделений финансового Министерства (Управление казначейства на федеральном уровне, Департамент финансового государственного контроля, Департамент по надзору в сфере страхования, финансовый комитет по мониторингу) в настоящее время преобразованы в другие формы: службы государственного типа, подчиняющиеся российскому финансовому Министерству. К ним относятся следующие органы: казначейство, служба федерального бюджетно-финансового надзора, федеральный налоговый орган.
За Министерством финансов остались функции по разработке политики государства в налоговой области, внесению предложений по изменению законодательства в финансовой сфере, осуществлению работы по разъяснению вопросов налогообложения.
Подведомственная Министерству государственная налоговая служба реализует полномочия надзорного органа в части соблюдения положений нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы взыскания налогов.
Основные задачи Министерства финансов России
Основные задачи главного финансового органа - это:
- выработка единого подхода к развитию политики в денежной, кредитной, налоговой, бюджетной, валютной, страховой сфере, области государственной задолженности;
- совершенствование аудиторской сферы деятельности;
- развитие отчетности и учета в бухгалтерских документах;
- улучшение процессов производства, добычи, переработки драгоценных камней и металлов;
- исчисление и взимание платежей таможенного типа;
- фиксирование стоимости автотранспортных средств и товаров, провозимых через границу Федерации.
Указанные функции Министерства финансов закреплены в Постановлении № 329, изданном российским Правительством в июне 2004 года.
Основные задачи Министерства финансов России
Основные функции главного финансового органа - это:
- Разработка проектов нормативно-правовых актов в сфере развития системы бюджетных средств, основ реализации процесса перераспределения финансов, разграничения полномочий между Федерацией, субъектами и местными органами самоуправления.
- Координация денежно-кредитной и бюджетной политики.
- Разработка проектов нормативно-правовых актов в сфере налогообложения и форм отчетных документов, которые связаны с реализацией этих норм.
- Управление государственным российским долгом и эмиссия ценных бумаг, осуществляемая от имени Федерации.
- Разработка проектов нормативно-правовых актов в сфере организации исполнения консолидированного и федерального бюджета, составление отчетов о произведенной работе.
- Ведение учетной книги с указанием государственных долгов и регистрации эмиссии ценных бумаг в субъектах и муниципальных образованиях.
- Разработка проектов нормативно-правовых актов в бухгалтерской учетной сфере и области составления отчетов по движению финансов.
Сущность Федерального казначейства
Важную роль в текущем и предварительном контроле и учете денег, а также управлении в оперативном порядке всеми финансами играет созданный в 1993 году финансовый орган РФ – казначейство. Его деятельность регулируются нормами законодательства на государственном уровне.
Цель работы органа – обеспечение управления деньгами, находящимися в федеральном бюджете, в оперативном порядке. функции учетно-контрольного типам перешли к федеральному казначейству от кредитных организаций.
Согласно нормам статьи 78 Конституции России, федеральные исполнительные органы власти вправе создавать органы территориального типа в регионах и муниципальных образованиях, которые будут входить в финансовую систему страны.
Значение казначейства и его органов
Создание Федерального казначейства как финансового органа РФ инициировало совершенствование нормативно-правовой базы в сфере реализации бюджетных обязательств в системе и способствовало внедрению в данный процесс технологий информационного типа.
Система финансовых органов казначейства в настоящее время дает возможность в реальном времени обеспечить эффективных сбор сведений обо всех денежных вливаниях в бюджеты различных уровней и выплат из них.
Благодаря тому, что указанный финансовый орган государственной власти имеет терминальную связь с банковскими учреждениями, ежедневно все средства, переведенные в ходе денежных операций, аккумулируются на одном счете, который открыт для центрального аппарата казначейства.
Это позволяет принимать участие в размещении средств, находящихся во временно свободном пользовании, и проведении мероприятий по кассовому планированию при исполнении бюджета на федеральном уровне.
Полномочия Федерального казначейства и органов территориального типа
Полномочия Федерального казначейства, как государственного финансового органа, зафиксированы в Бюджетном кодексе и Постановлении № 703, изданном Правительством России в декабре 2004 года.
По нормам законодательства, этот орган занимается кассовым обслуживанием исполнению бюджетных действий в финансовой системе страны. Он работает с открытыми для него счетами, ведя учет средств, которые находятся в соответствующих бюджетах.
Также казначейство занимается учетом всех поступлений и выплат в казну через кассы отделений Центрального российского Банка, участвуя в обмене информацией между всеми участниками финансовых операций.
Почти все налоги федерального уровня в государстве формируют доходы различных бюджетных систем страны. Поэтому на Федеральное казначейство возлагается функция по распределению поступлений в соответствующие бюджеты государственного, регионального и местного уровня в России.
В процессе исполнения бюджета на федеральном уровне и в исключительных случаях на уровне субъектов финансовые органы открывают лицевые банковские счета отправителей, получателей и распорядителей поступлений и ведут их. Также они занимаются организацией доведения необходимых сведений соответствующим участникам этого процесса, что позволяет субъектам пользоваться правом на расходование средств бюджета.
В условиях системы современного оборота финансов операции приходно-расходного типа осуществляют кредитные учреждения, занимаясь кассовым исполнением бюджета. При этом учетом проводимых операций и составлением отчетности по итогам работы органов занимается казначейство.
Подчиненные ему подразделения занимаются ведением реестра участников процессов, происходящих в бюджетной системе на федеральном уровне, и фиксированием информации о заключенных Россией контрактов государственного типа.
Функции специализированных финансовых органов власти
Особый субъект, который связан с финансовым аспектом развития государства, это Президент. Как участник бюджетных процессов, происходящих в стране, он принимает решение о том, чтобы начать работу над составлением проектов бюджетов на соответствующих уровнях на будущий год в форме бюджетного послания. Срок объявления запуска процесса планирования составляет восемнадцать месяцев.
Статья 77 Конституции устанавливает, что субъекты Федерации имеют право самостоятельно составлять структуру систему государственных органов власти на региональном уровне.
При формировании подразделений должны использоваться общие принципы, закрепленные в нормах федерального законодательства. Подведомственными субъектами являются следующие органы:
- финансовые министерства (в республиках, областях, краях);
- департаменты;
- комитеты по бюджетам и финансам;
- управления и т. д.
Функции подведомственных субъектов сходны с перечнем действий, осуществляемых вышестоящим органом, но отличаются в части компетенции органов исполнительной власти субъектов Федерации.
Основные функции подведомственных финансовых подразделений:
- Разработка на региональном уровне политики в сфере финансов.
- Составление проектов бюджетов на негосударственном уровне.
- Организация исполнения принятых документов.
- Разработка государственных программ по оказанию поддержки организаций и отраслей региона в финансовой сфере.
- Осуществление заимствований денег субъектами у государства.
Для исполнения функции по передаче государством финансов в долг краям, областям и т. д. может создаваться специализированный исполнительный властный орган (например, в Москве работает Комитет по муниципальным займам Правительства).
Финансовые региональные органы вправе также создавать подразделения местного уровня в форме филиалов и управления финансово-казначейского типа.
Особенности работы органов финансовой деятельности субъектов РФ
Органы, осуществляющие финансовые функции в регионах, в отличие от субъектов федерального уровня, которые работают в административно-командной системе управления, не находятся в непосредственном подчинении у Министерства финансов РФ. При этом подразделения отчитываются перед ним об исполнении бюджетов на своей территории.
В состав большинства органов, осуществляющих полномочия в финансовой сфере, входят созданные ими казначейства федерального типа. В полномочия этих субъектов входит ведение лицевых счетов получателей и распорядителей денег на региональном и местном уровнях. Цель этой деятельности – осуществление текущего контроля над использованием целевых бюджетных денег по назначению.
Если российский субъект не получил положенную ему дотацию из бюджета федерального уровня (или ее недостаточно), финансово-казначейский или иной орган региона вправе осуществлять обслуживание кассового типа по исполнению бюджета на указанной территории. Для проведения этой работы соответствующие бюджеты должны открыть для органа свои банковские лицевые счета.
Управление финансами на местном уровне
Управление деньгами на местном уровне осуществляется муниципальным финансовым органом. Местные органы самоуправления представительного типа выносят решения об утверждении соответствующего бюджета и составлении отчета о том, как он исполнен.
Финансовые муниципальные субъекты принимают важные решения по всем денежным вопросам, которые относятся к ведению местных властных органов. Субъекты исполнительной ветви власти несут ответственность за разработку финансовой муниципальной политики.
В перечень полномочий местных органов входит также работа в сфере задолженностей территории перед государством и наоборот, а также в области исполнения и составления бюджета муниципального образования.
В составе управлений зачастую действуют местные финансовые органы финансово-казначейского типа. Положение об их работе разработало и одобрило Правление Союза городов России в 1998 году.
Статья 132 российской Конституции закрепляет право муниципальных образований формировать и исполнять местные бюджеты. Контроль над указанными полномочиями также осуществляют вышестоящие органы.
Полномочия государственных (муниципальных) органов в сфере финансового бюджетного контроля
К особым федеральным финансовым органам относятся следующие субъекты:
- российская Счетная палата;
- органы контрольно-счетного типа в субъектах и муниципальных образованиях;
- служба, осуществляющая финансово-бюджетный надзор на федеральном уровне;
- субъекты, которые занимаются государственным и муниципальным финансовым контролем, являясь при этом должностными лицами властных исполнительных органов или сотрудниками администрации на местном уровне.
Бюджетные полномочия российской Счетной палаты, контрольно-счетных органов субъектов и территорий муниципального типа осуществляют ряд полномочий в бюджетной сфере:
- Экспертиза муниципальных, региональных и государственных программ, касающихся перевода и перераспределения денег в соответствии с нуждами субъекта.
- Аудит эффективности, который направлен на установление результативности и экономности использования средств бюджета.
- Экспертиза проектов нормативно-правовых актов и решений, касающихся финансовой сферы.
- Анализ и мониторинг процессов, происходящих в бюджете.
Кроме этих полномочий служба федерального надзора в финансово-бюджетной сфере, муниципальные и государственные финансовые органы контроля анализируют осуществление ведущими администраторами денежных средств бюджета внутреннего контроля и финансового внутреннего аудита.
Государственные и муниципальные контрольные органы должны предоставлять сведения и документацию, которые может запросить Федеральная служба надзора финансово-бюджетной сферы. Цель проверки – осуществление анализа исполнения полномочий соответствующих органов в области бюджета, а также контроль за реализацией своих функций органами и должностными лицами исполнительных властных органов в субъектах Федерации и муниципальных образованиях.
Финансовые органы государства осуществляют деятельность по контролю за распределением средств внутри соответствующих бюджетов и проведения транзакций между конкретными субъектами с другими органами на местном, региональном и муниципальном уровнях. Структура контрольно-надзорной системы установлена положениями соответствующих нормативно-правовых актов.