Семиотика является наукой о знаках и их системах. Появилась она в 19 века. Ее создатели – философ и логик Ч. Пирс и антрополог Ф. де Соссюр. Семиотический подход в культурологии тесно сопряжен с знаковыми средствами в процессе общения и трактовой явлений посредством их. Они несут в себе определенные сведения. Знать их необходимо для изучения прошлого нашей планеты и предвидения ее будущего.
Создание подхода
Впервые пытались определить культуру древнегреческие философы. Они считали ее «пайдейа» - это означает образование, развитие личности. В Риме понятие «culturaagri» означало «развитие духа». С того времени и произошло традиционное понимание данного термина. Он остался таким же и на сегодняшний день. Концепция культуры подразумевает совершенствование, в противном случае это лишь пустая игра.
По мере того как усложнялись представления о мире европейцев, ее все чаще определяли в разрезе всех достижений человечества. Ярко выделялась социальная природа данного явления. С 19 века философы на передний план стали выносить именно его духовный подтекст. Появились утверждения о том, что культура – не только объекты, художественные произведения, а именно заключенный в них смысл. В конечном итоге важнейшим формальным методом ее изучения стал семиотический подход в понимании культуры.
Его использование отводит человека от содержательных аспектов. В тот же момент благодаря семиотическому подходу к культуре исследователь глубже проникает в ее суть. Метод используется лишь тогда, когда изучение культуры ведет к человеку. Формирование семиотического подхода происходило на протяжении долгого времени. Как говорил М. Горький, она является человеческим стремлением произвести вторую природу.
Окончательная версия
Впервые окончательно оформили семиотический подход Лотман, Успенский. Представили они его на Славянском конгрессе в 1973 году. Тогда же было введено понятие «семиотика культуры». Оно обозначало область социума, которая противостоит дезорганизации. Таким образом, семиотический подход определяет культуру как знаковую систему со строгой иерархией.
Знак является материальным и чувственно воспринимаемым объектом, который обозначает предметы посредством символа. Он используется для отправления к предмету либо для получения сигнала о нем. Имеется несколько разновидностей знаков. Главнейшими их системами являются языки.
Отвечая на вопрос, почему семиотический подход так назван, нужно вернуться в Древнюю Грецию. Там слово "σημειωτική" означало "признак" или "знак". В современном греческом языке этот термин произносится "симея" или "симия".
Язык является знаковой системы любой природы. Бывают его жестовые, линейные, объемные , а также другие разновидности, которые активно используется человеком. Большую роль в истории играют словесные виды.
Текст является набором знаков, которые выстроены в соответствии с языковыми нормами. Он формирует некое послание, содержит смысл.
Главная единица культуры и есть текст. Этому противопоставляется хаос, отсутствие всяческой организации. Как правило, человеку, знакомому с одной концепцией культуры, так только кажется. На деле это лишь организация другого рода. Так воспринимаются чужие культуры, экзотизм, подсознание.
Классическое академическое определение заключается в том, что текстом называют не одни лишь сочинения, но и любую целостность, содержащую какой-либо смысл. К примеру, речь может идти о ритуале либо художественном произведении. Далеко не каждое сочинение – это текст с точки зрения культуры. Он должен обладать определенными функциями, значением. Примеры таких текстов: закон, молитва, роман.
Семиотический подход к языку предполагает, что изолированная система не является культурой, так как для этого необходимо наличие иерархических связей. Они могут осуществляться в системе естественных языков. Данная теория была разработана в 1960-1970-х годах в СССР. У истоков ее стояли Ю. Лотман, Б. Успенский и другие.
Конечное определение
Культура является сочетанием систем знаков, посредством которых люди обеспечивают поддержание сплоченности, берегут собственные ценности, выражают своеобразие своих связей с миром.
Системы знаков данного рода, как правило, называются вторичными. К ним относят различные виды искусства, общественную деятельность, модели поведения, которые имеются в социуме. Семиотический подход предполагает отнесение к данному разряду и мифов, истории.
Любой культурный продукт считается текстом, который создавался посредством одной или нескольких систем.
В основу данного подхода В. В. Иванов и его коллеги вкладывали естественный язык. Он является неким материалом для вторичных систем. А естественный язык - это единица, которая позволяет интерпретировать все остальным системы, закрепляющиеся с его помощью в памяти, вводятся в сознание людей. Его еще называют первичной системой.
Дети начинают овладевать языком с первых дней своей жизни. Разумеется, они сперва не умеют им пользоваться, только слушают, что им говорят другие. Но они запоминают интонации, звучание. Все это помогает им адаптироваться в новом для них мире.
В развитии людей используются и другие методы. Их выстраивают по образу естественных языков.
Культурная система это моделирующая система. Она является средством человеческого познания, объяснения и попыток внести изменения в окружающую действительность. Языку в данном ракурсе отведена одна из основных функций. Применяются и понятия, средства другого рода. Благодаря им человек производит, передает, упорядочивает данные.
Модерирование подразумевает под собой обработку, передачу сведений. Информация – это и знания, и ценности человека, и его верования. При этом под термином «информация» подразумевается достаточно широкий спектр понятий.
Системы в культуре
Любая культура содержит не менее двух вторичных систем. Как правило, это искусство, которое основывается на языках, и его визуальные разновидности. К примеру, это живопись. Системы являются символическими, а также иконическими. Данную двойственность В. В. Иванов связывал с особенностями мозга человека.
При этом каждая культура выстраивает вторичные иерархии в свою особую систему. В некоторых на верхушке иерархической цепочки находится литература. К примеру, именно такая ситуация наблюдается в России 19 века. В некоторых иерархиях важнейшее место отводится визуальному искусству. Такая ситуация имеет место в современной культуре западных стран. У отдельных народов на первые позиции выводится музыкальное искусство.
Культура является положительным термином в противопоставлении ее некультуре (или антикультуре). Первая представляет собой организованную систему, в которой данные сохраняются и обновляются. Некультура является некой энтропией, стирающей память, разрушающей ценности. Для этого термина нет конкретного определения. У разных народов и групп людей внутри единой общности представления об антикультуре имеются свои.
Могут противопоставляться «они» и «мы» в самых различных вариациях данных терминов. Встречаются и понятия, характеризующиеся большей степенью утонченности. К примеру, это сознательность и бессознательность, хаос и космос. В каждом из этих случаев второе понятие содержит положительный смысл. Очень часто некультура в семиотическом подходе считается структурным резервом для развития определенных ценностей.
Типология
В соответствии с приведенной выше информацией, культура подлежит классификации. Это дает возможность сравнить различные их виды в порядке, по которому они выстраиваются в иерархические связи. В некоторых культурах внимание сосредотачивается на истоках, а в остальных – на итоговых целях. Ряд культур пользуется циркулярными понятиями, а некоторые – линеарными. В первом случае имеют в виду мифическое время, а во втором – историческое.
Согласно семиотическому подходу, размещение культур в географическом плане происходит по-разному. Разграничивается «наш» мир от «чужого».
Самые разные вариации проявляются в текстах, вторичных системах. Иногда они подвергаются процессам универсализации. Тогда какую-либо из систем провозглашают доминирующей идеологией.
Как считал Ю. Лотман, культуры можно классифицировать и в зависимости от отношения к семиозису. Одни акцентируют выражение, а другие – содержание.
То есть отличие между ними обусловлено тем, что они наделяют наибольшим значением уже имеющиеся сведения либо процесс их поиска. Если выявляется первый подход, речь идет об ориентации на текст. Если второй, то происходит ориентирование на правильность.
Кроме того, В. В. Иванов подмечал, что культура может быть парадигматической либо синтагматической. Первая подразумевает, что каждое явление – это знаки более высокой действительности. Вторая – что в ходе взаимодействия явлений между собой возникает смысл.
Примерами данных концепций является семиотизация в Средневековье и в период Просвещения.
Тенденции
Культура в семиотическом подходе является механизмом, посредством которого обрабатываются и сообщаются те или иные сведения. Вторичные системы функционируют посредством кодов. Отличие их от естественного языка обусловлено тем, что они среди всех участников лингвистического сообщества являются тождественными. Их понимание зависит от освоения индивидом данной тематики.
Шум считается помехой в лингвистическом, психологическом, социальном факторах. Он способен блокировать канал коммуникации. Ее несовершенство универсально. Нередко шум рассматривают в качестве необходимого элемента. Культурный обмен содержит перевод. Частичная коммуникация приводит к возникновению множества новых кодов, обеспечивающих компенсацию неадекватности тех из них, которые уже существуют. Это так называемый фактор «размножения», который и делает культуру динамичной.
Метаязык
Он является принципом, организующим, обеспечивающим иерархию и определение культуры. Идеология, выраженная моделирующей системой, придает ей устойчивые черты, создает ее изображение.
Метаязык склонен упрощать предмет, он избавляется от всего разрушенного, существующего вне системы. По этой причине он добавляет искажений предмету. Поэтому нужно иметь в виду, что никакая культура не описывается одним лишь метаязыком.
Динамичность
Культура способна постоянно меняться. Это функция взаимодействия метаязыка и «приумножительных» тенденций, которыми она всегда обладает. Стремление к увеличению числа связей считается результатом потребности в преодолении их несовершенства. Также к ней приводит потребность в обеспечении порядка в информации, накопленной культурой.
Но когда повышение числа кодов происходит слишком интенсивно, согласованность деталей культуры утрачивается. В таком случае коммуникация уже невозможна.
Когда функции метаязыка доминирует, культура увядает, а изменения не представляются возможными. Коммуникация в данном случае больше не нужна. Перемены в культуре случаются, когда в ней оказываются компоненты антикультурной периферии, структурного резерва. Но вместе с появлением данных перемен метаязык развивается. Повторение моделей перемен осуществляется с разной скоростью в каждой второй системе.
Если культура сложна, к примеру, как современная, роль человека в обновлении кода становится наиболее значимой. С возникновением различных усложнений значение каждого человека увеличивается пропорционально. Динамизм культуры делает ее диахроническое описание гораздо более значительным.
Невербальная семиотика
Важнейшим компонентом семиотического подхода к культуре является невербальная составляющая. На данный момент считается, что она содержит дисциплины, между которыми имеются достаточно тесные связи. Это паралингвистика, изучающая звуковые коды невербального общения. Также сюда перечисляют и кинесику, науку о жестах, их системах. Это основная дисциплина, изучающая невербальную семиотику.
Также современный взгляд тесно связывает между собой ее и окулесику. Последняя является наукой о зрительном общении, визуальном поведении человека во время коммуникаций. Аускультация (наука о слуховом восприятии) наделяется такой же ролью. Она ярче всего проявляется в музыке и пении, наделении смыслом речи в ходе ее восприятия.
Коммуникация органами чувств
В культуре и языке выражение глаз обладает важнейшим значением. В ходе человеческой коммуникации внушительную долю информации передают глаза. Кроме того, поведение зрительных органов имеет место в правилах этикета. К примеру, в еврейской культуре считается вежливым смотреть человеку в глаза во время разговора. Если собеседник понимает то, что слышит, он кивает. Если он отрицает услышанное, то поднимает голову, раскрыв глаза чуть сильнее.
Знаковость визуального языка проявляется и в длительности взгляда, его интенсивности, динамике либо статике. Выделяется несколько видов зрительного общения. Как правило, в большинстве культур прямой взгляд в глаза воспринимается в качестве агрессивного жеста, вызывающего. Особенно это актуально в том случае, если некто смотрит чересчур пристально. Этикет большинства культур предполагает короткий прямой взгляд.
Выделяют четыре функции окулесики: когнитивную, эмотивную, контролирующую и регулятивную. Когнитивная заключается в стремлении передать данные и увидеть отклик. Эмотивная проявляется в передаче чувств. Контролирующая обозначает проверку связи. Регулятивная обусловлена возможностью предъявить требование отреагировать на информацию.