С повсеместным развитием техники и науки философские знания все больше отходят на второй план. Однако не следует забывать о том, что именно философия является "матерью" всех наук. Благодаря ей можно проследить историю той или иной дисциплины, узнать ее предмет, место и тенденции развития. О философских проблемах техники и технических наук будет подробно рассказано в нашем материале.
Что такое наука?
Начать изучение философского направления следует с раскрытия понятие науки. Так принято называть особую сферу человеческой деятельности, целью которой считается формирование и теоретический сбор в систему объективных знаний о любого рода деятельности.
Философией науки и техники в современном обществе закрепляется постулат о том, что само по себе научное знание считается явлением многоликим. Выступает оно в разных качествах. Это всеобщий духовный продукт социального развития, своеобразная форма сознания общества, раскрывающая духовный потенциал материального производства. Наука есть орудие господства человека над природой. Так получилось вследствие того, что сам человек сумел накопить и обобщить опыт своих предков. Это стало и основной мировоззрения для многих.
Особенности науки
Наука обладает рядом индивидуальных и неотъемлемых особенностей. Она использует специально сформированные интеллектуальные средства - такие как терминология, наглядные образы, знаковые системы и многое другое. Само представление о науке как знании было унаследовано по традиции от того исторического периода, когда она была еще не опытной, а экспериментальной. Тогда наука считалась скорее умозрительной, а задача ее состояла в идеальном формировании существующего мира. Сегодня же целью научного знания считается преобразование окружающей среды.
Если кратко, философскими проблемами науки и техники закрепляется тезис о том, что научное знание - это полноценная система общественной деятельности исследовательского характера, которая направлена на производство новых знаний о мире, природе, человеке и его мышлении.
Классификация наук
Научная классификация являет собой процедуру раскрытия взаимной связи наук на базе ряда принципов. Системой закрепляется выражение этих принципов в виде особой связи, которой определяются:
- предмет науки и объективные отношения между разными его сторонами;
- целями, которыми формируются и которым служат знания;
- методы и условия исследования предметов наук.
Выделяются также основные принципы классификации. Первая группа включает в себя объективный принцип, где связь наук выводится из цепочки самих исследовательских объектов, и субъективный принцип, когда в основу научной классификации включаются особенности субъекта, то есть ученого.
Есть также методологическая точка зрения, согласно которой классификации наук делятся на внешнюю, с расположением дисциплин в строго определенном порядке, и внутреннюю, когда все науки выводятся и получают свое развитие друг за другом.
С точки зрения логики, за основу классификации следует взять различные стороны общей связи наук. Тут есть два принципа: убывающей общности и возрастающей конкретности. В первом случае происходит переход от общего к частному, а во втором - от абстрактного к конкретному.
Закономерности развития научных знаний
Следует выделить наиболее важные закономерности развития науки. Первый момент связан с тем, что развитие научного знания обусловлено потребностями социально-исторической практики. Это являет собой главную движущую силу, то есть источник развития науки.
В системе философских проблем техники и технических наук закрепляется вторая закономерность. Связана она с тем, что в своем развитии научное знание включает в себя относительную самостоятельность. Наука может ставить перед собой множество конкретных задач, однако решение их может быть реализовано лишь по достижении определенных уровней развития познавательного процесса. Происходит последовательный переход от явлений к сущности, от менее глубоких процессов к более глубоким.
Особенности развития науки
Третий момент связан с постепенным развитием науки при чередовании периодов относительного спокойного развития и бурной ломки теоретических научных основ, системы ее понятий и представления. Четвертая закономерность связана с тем, что происходит некая преемственность в эволюции методов, принципов и приемов, понятий и систем.
Происходит единый целенаправленный процесс со множеством сложных внутренних элементов. Существует и множество других закономерностей в системе философские проблемы техники. Наука и техника сами по себе считаются явлениями очень сложными. В связи с этим закономерностей здесь достаточно много.
Аксиологические и нравственные проблемы современного научного знания
Следует кратко изучить основные ценностные и моральные проблемы науки и техники. Философские проблемы техники тесно связаны с таким явлением, как этика. Это раздел в науковедении, который охватывает исследование моральных норм, регулирующих отношения между учеными. Исследованию подвержены и социально-этические проблемы, порождаемые усиливающимся взаимодействием общества и научного знания.
В научных работах и учебниках философские проблемы науки и техники закреплены достаточно четко. Помимо этики, здесь следует выделить понятие общечеловеческой морали и гуманизма. Все подобные явления характерны для каждой научной дисциплины как для специального общественного института. Сами нормы дают возможность ученым получать новые, оригинальные и проверенные результатов научной деятельности.
Важное место в системе социально-этических проблем, которые связаны с наукой и техникой, философскими проблемами техники, занимает дилемма о социальной ответственности каждого представителя науки. Особая ее актуальность объясняется превращением научного знания в прямую производительную силу.
Техника с философской точки зрения
Техника являет собой систему искусственно сформированных органов общественной деятельности, которые развиваются посредством опредмечивания в природном материале любых рабочих функций, знаний, опыта, познания и применения сил с закономерностями природы. Современная техника делится на следующие отрасли функционального характера:
- производственная техника;
- военная техника;
- транспорт и связь;
- образовательная техника;
- культура и быт;
- медицинское оборудование;
- техника управления.
Естественно, функциональные отрасли не ограничиваются обозначенным выше списком. Закономерности технического развития не сводятся к одним лишь закономерностям социально-экономического характера. Исходный пункт в социологическом исследовании техники - это анализ взаимоотношения ее с человеком в трудовом процессе.
Внутренняя логика совершенствования техники связана с человеком и природой. Определяющим фактором является логическое и историческое соотношение техники с функционирующими органами человека. Замена естественных производственных инструментов на искусственные, а также замена силы человека силами природы являет собой базовый закон самодвижения техники.
Закономерности совершенствования техники
История техники может быть поделена на три этапа. Здесь следует выделить, например, орудия ручного труда, то есть инструменты. Характеризуются они способом соединения техники и человека в технологическом процессе, при котором представитель общества представляет собой материальную базу технологического процесса, а орудия только усиливают и удлиняют его работающие органы. Сама работа носит при этом ручной характер.
Второй этап связан с машиной. Если кратко, философия науки и техники сводится к тому, что технический элемент является базой технологического процесса. Человек же только старается дополнять ее своими органами труда. Сам труд, соответственно, становится механизированным.
Отдельно следует выделить процесс автоматизации, предпосылки которого появились еще в античной культуре. Философия науки и техники предполагает, что автоматизация характеризуется свободным типом связи техники и человека. Переставая быть прямым элементом технологической цепи, человек приобретает условия для применения своих способностей в творчестве. Сама техника не ограничивается в своем совершенствовании физиологическими пределами организма.
Техническое задание и техника
Философские проблемы науки и техники включают также понятие технического знания. Данное явление следует считать обособленной отраслью знания, отличной от естествознания в силу того, что его объект, а именно техника, подвергается непрерывным изменениям. Оно определяет постоянную направленность технологического знания в будущее.
Распространение технических наук существенным образом усложнило всю сферу научного знания. Изначально они решали задачу о том, как практически применить естественнонаучные достижения. Подобного рода производственные задачи дали определение прикладному характеру технических наук. Техническая же теория выполнила роль связующего звена между естественной научной теорией и практикой инженерного характера.
Тем не менее следует помнить о том, что конструктивно-технологические расчеты часто идут впереди уровня развития естествознания попросту из-за того, что задачи техники как части материально-технической практики несколько опережают уровень развития естествознания. А потому техническая теория в системе философских проблем науки и техники (РПД) может и должна в дальнейшем задавать направление научных поискам. Далее следует обозначить основные особенности технического знания.
Специфика технического знания
Первые отголоски специфических особенностей технического знания стали появляться еще в философии науки и техники античной культуры. Кратко в этом разобраться поможет анализ специфики обозначенного явления. Вот что следует здесь выделить:
- Содержание технического знания с необходимостью включает процедуры измерения, в то время как в естественнонаучной картине они являют собой лишь средство получения знания.
- Физические теории, которые выступают в качестве эмпирического основания технических теорий. В структуру вводятся такие теоретические понятия, как "язык теоретического уровня".
Таким образом, само понятие технического задания достаточно многогранно. Примеры этого явления можно отследить во все времена существования философии. Это философия науки и техники в Средние века, в Эпоху Возрождения и прочие периоды. Примеры некоторых работ Леонардо да Винчи вполне можно обозначить как технические задания.
Техническая теория и ее содержание
Содержание теории обуславливается следующими моментами:
- выбор цели, то есть назначение конструкции;
- исследование возможностей, которые предоставляются естествознанием для достижения цели;
- изучение материалов, которые могут быть применимы для создания конструкции;
- анализ исследований, которые связаны с применением нового технического объекта.
В зависимости от характера решаемых задач образуется ряд технических объектов. Всем им следует дать подробную характеристику.
Классы технических теорий
В зависимости от характера решаемых задач и сложности технических объектов, следует говорить о трех классах технических теорий. Первая - метатеория. Это интегративная форма знания, формулирующая законы и принципы, которые относятся к потенциальной действительности. Второй элемент - это теория. Так называют систему знаний, внутри которой происходит решение некоторого класса проблем, которые обуславливаются их целевым назначением.
Наконец, субтеория. Это особая знаниевая система, формирующая способы реализации теоретически решенной, технической задачи. Сюда относятся, в частности, технологические разработки.