Правоохранительная деятельность таможенных органов: основные направления, виды, развитие и управление, формы и задачи

В системе госуправления важную роль играют таможенные органы. Правоохранительная деятельность этого элемента исполнительной власти имеет несколько основных направлений и реализуется в различных формах. В статье рассмотрим особенности таможенного дела в России и госорганов, выполняющих не только фискальную, но и защитную функцию, определим основные пути развития и совершенствования работы этих государственных структур.

Охрана права и верховенства закона

Деятельность организаций, которые относятся к категории правоохранительных, направлена на обеспечение правопорядка и легитимности, защиту прав, свобод и легальных интересов граждан, государственных и негосударственных организаций, борьбу с различного рода правонарушениями.

Суть правоохранительной деятельности таможенных органов в Российской Федерации сводится к защите безопасности страны не только в экономическом плане. Особое значение имеет охрана суверенитета и защита экономических интересов всех субъектов государственной власти. Основным документом, который определял статус этой структуры и регламентировал порядок ее работы, не так давно являлся Таможенный кодекс РФ. Теперь задачи правоохранительной деятельности таможенных органов регламентируются Таможенным кодексом ЕАЭС.

Отдельного внимания заслуживает и Федеральная таможенная служба России как центральный исполнительный орган в рассматриваемой правовой отрасли. В положении о ней сказано, что эта государственная организация призвана бороться с контрабандой, пресекать экономические преступления и административные правонарушениям. К основным направлениям правоохранительной деятельности таможенных органов относится также установление запрета и ограничений в отношении отдельных групп товаров, которые перемещаются через госграницу РФ.

Главными задачами, к выполнению которых должна стремиться ФТС и подконтрольные ей подразделения, принято считать:

  • гарантию экономической безопасности государства и единства его территорий;
  • требование соблюдения законодательства от участников таможенных отношений;
  • контроль за исполнением легитимных норм и положений в рамках предоставленной компетенции.

Основные функции и полномочия

Правоохранительная деятельность таможенных органов РФ подразумевает выполнение ряда профессиональных функций, которые подтверждают их правозащитное предназначение. Так, Таможенный кодекс ТС, который действовал до недавнего времени, а теперь сменен Таможенным кодексом ЕАЭС, наделял таможенные органы функцией проведения мероприятий по предварительному расследованию дел о контрабанде, незаконном вывозе за территорию РФ технологий и прочих преступлений в данной сфере. В этом смысле обязательным направлением правоохранительной деятельности таможенных органов является принятие соответствующих мер по обнаружению правонарушений и задержанию опасных преступников, контрабандистов, согласно положениям и статьям УПК РФ.

Вторая функция таможенников – разрешительная. Правоохранительная деятельность таможенных органов включает в себя соблюдение разрешительного порядка при перемещении граждан, их легковых и грузовых авто, различной продукции через госграницу. Помимо этого, сотрудники ФТС обязаны вести борьбу с контрабандой, не допускать или пресекать нарушения действующего налогового законодательства.

основы правоохранительной деятельности таможенных органов

Еще одна функция – консультационно-информационная. Одним из направлений правоохранительной деятельности таможенных органов является предоставление в ответ на запросы граждан и других государственных органов сведений, касающихся вопросов пересечения контрольного пункта пропуска на границе. Таможенники ведут статистику внешнеэкономических торговых операций, осуществляют оформление и контроль, создавая условия для бесперебойного товарооборота через границу.

Меры принуждения

Правоохранительная деятельность таможенных органов включает возможность в ходе ее осуществления мер юридического принуждения. Так же как и другие представители федеральной власти, для исполнения возложенных обязанностей сотрудники таможенной службы имеют право прибегать к различным мерам воздействия:

  • таможенный контроль документов и сведений граждан, должностных и юридических лиц;
  • внесение данных в систему учета;
  • проверка личных вещей, досмотр транспортных средств и перевозимых в них товаров.

Кроме того, одна из форм правоохранительной деятельности таможенных органов - взимание различных денежных сумм и налоговых сборов, пошлин и пр. Фискальные функции таможенников заключаются в контроле над исчислением и своевременностью внесения платежей, а также в принятии мер по их принудительному взысканию при взаимодействии с судебными приставами.

Таможенные органы наделены полномочиями по защите интеллектуальной собственности. В случае нарушения законодательства они вправе возбуждать уголовные дела по борьбе с контрабандой, незаконному обороту антиквариата, ценных вещей, наркотиков, содействовать поимке террористов, привлекать правонарушителей к административной ответственности и т. д.

Характерные черты и признаки

Правоохранительная деятельность, осуществляемая таможенными органами, имеет ряд особенностей. Во многом она схожа с той правоохранительной деятельностью, которой занимаются другие исполнительные органы.

В первую очередь стоит отметить то, что полномочия таможенников подкреплены правом использования юридических мер воздействия, к которым относят государственное принуждение и взыскание. Применять такие меры на таможне могут только в соответствии с регламентом, установленным федеральным законодательством. Не менее важная роль отводится мероприятиям по предупреждению противоправных действий, их профилактике и пресечению.

правоохранительная деятельность таможенных органов рф

Правоохранительная деятельность таможенных органов носит процессуальный характер. Свои обязанности сотрудники ФТС выполняют, соблюдая определенные процедуры, прописанные в законе. Еще одним характерным признаком работы правоохранителей считается невозможность заниматься данной деятельностью при отсутствии делегированных полномочий – здесь говорится о таможенной службе. Подразделения комплектуются подготовленными госслужащими, имеющими юридическое образование и обладающими достаточным профессиональным опытом. Сотрудников ФТС обеспечивают всеми необходимыми материальными и техническими средствами. В ходе осуществления правоохранительной деятельности таможенные органы РФ на принципах оперативности и законности принимают обоснованные решения о мерах юридического воздействия с целью защиты прав от различного рода нарушений.

Таможня – это целая подсистема правоохранительных органов, активно взаимодействующая с другими структурами исполнительной власти, госорганами, предприятиями, учреждениями здравоохранения, частными предпринимателями.

Структура подразделений ФТС

Исполняя свой долг перед государством, таможенные органы руководствуются КоАП РФ и Таможенным кодексом ЕАЭС. Правоохранительная деятельность таможенных органов реализуется в правовом поле российского законодательства, но при этом может руководствоваться отдельными нормами государств-членов Союза. Кроме того, в своей работе таможенники применяют и Уголовные кодексы РФ, включая процессуальный. Все эти законодательные акты являются правовой основой правоохранительной деятельности таможенных органов.

Структурированность подразделений центрального ведомства на данном этапе имеет трехуровневую систему. На первом уровне находится непосредственно ФТС России и подведомственное ей Управление по борьбе с контрабандой. Последняя организация состоит из нескольких отделов:

  • организации дознания;
  • таможенного расследования;
  • расследования уклонений от уплаты пошлинных сборов;
  • раскрытия преступлений, связанных с контрабандой и нелегальным оборотом наркотических средств через российскую границу;
  • по сотрудничеству с правоохранительными органами других стран;
  • информационно-аналитические подразделения;
  • отряды быстрого реагирования.

Аналогичный перечень отделов функционирует в каждом регионе. Особое место занимают подразделения собственной безопасности, выстроенные по вертикальной схеме подчиненности.

Уголовное производство, расследование

Существует несколько видов правоохранительной деятельности таможенных органов. Одним из них является дознание – важный инструмент и способ для государства, позволяющий отстоять свои экономические интересы, территориальную целостность и безопасность. Правоохранительная деятельность таможенных органов осуществляется в форме предварительного расследования или предварительного следствия. В целом дознание – это комплексная работа сотрудников ФТС по сбору, проверке, оценке улик, которые имеют важное значение для установления обстоятельств дела.

направления правоохранительной деятельности таможенных органов

Таможенники могут заниматься предварительным следствием по одному из пяти правонарушений, предусмотренных уголовным законодательством:

  • контрабанда (ст. 188);
  • нелегальный экспорт технологий, вывоз научно-технической информации, вооружения, военной техники и т. д. (ст. 189);
  • невозвращение на территорию РФ вещей художественного, исторического и археологического значения, признанных достоянием народа России или зарубежья (ст. 190);
  • невозвращение средств в иностранной валюте из-за рубежа (ст. 193);
  • отказ или уклонение от уплаты налогов, таможенных пошлин, сборов (ст. 194).

В сфере дознания могут быть задействованы только те должностные лица, которые имеют для этого полномочия и профильное образование. В уголовном производстве предварительное расследование – один из этапов дознания, который при тяжких преступлениях предшествует следствию и позволяет сотрудникам ФТС предотвратить некоторые правонарушения, собрать доказательства по рассматриваемому делу.

Условно правоохранительную деятельность таможенных органов в сфере дознания можно разделить на две категории:

  • уголовные дела, предварительное следствие по которым проводится в обязательном порядке;
  • уголовные дела, при которых производить предварительное расследование необязательно.

Сотрудники ФТС наделены компетенцией самостоятельно определять, есть ли необходимость в проведении предварительного расследования или нет. Дознание так же, как и возбуждение уголовного дела, является самостоятельной стадией уголовного процесса. Причем для уголовного производства должен быть веский повод, то есть зафиксированный факт правонарушения. Основанием для заведения уголовного дела таможенниками является:

  • обнаружение в ходе проверки признаков преступления с соответствующей фиксацией происходящего в протоколе, засвидетельствованном подписями понятых;
  • заявления и другие письменные обращения граждан;
  • сообщение от предприятия, учреждения, организации или должностного лица, содержащее информацию о преступлении;
  • сведения, полученные из средств массовой информации, публикации в Интернете;
  • явка преступника с повинной.

Чтобы возбудить уголовное дело, сотрудники ФТС РФ используют данные о совершенном преступлении, полученные в процессе правоохранительной деятельности. Таможенные органы, как правило, выявляют признаки противоправных действий при предметном или документальном досмотре транспортного средства, перевозимого груза, проверке личности.

Оперативно-розыскные работы

Эта разновидность правоохранительной деятельности таможенных органов России осуществляется лицами и подразделениями, уполномоченными на проведение соответствующих мероприятий, чтобы защитить жизни, здоровье, права и интересы граждан, их имущество, общественную безопасность и целостность государства от преступных посягательств. Сегодня преступления, которые совершаются в таможенной сфере, наносят наибольший ущерб стране с экономической и политической точки зрения.

В правоохранительной деятельности таможенные органы России чаще всего сталкиваются с контрабандой, совершаемой организованными преступными группировками. Экономике государства наносят колоссальный ущерб крупномасштабные незаконные экспортные операции по вывозу стратегических разработок, сырьевых материалов, энергоносителей. Несмотря на активную многолетнюю борьбу, по-прежнему имеет место нелегальный импорт оружия, боеприпасов, наркотических веществ. Все эти контрабандные товары, поступая на территорию страны, способствуют обострению криминогенной обстановки.

правоохранительная деятельность таможенных органов включает

В законе отмечено, что оперативно-розыскная правоохранительная деятельность таможенных органов осуществляется в форме гласных и негласных мероприятий, но чаще этот вид работ совершается сотрудниками негласно. Если решить поставленную задачу можно открытыми методами, и необходимость в сокрытии информации, задействовании особых шифровальных средств и методов отсутствует, таможенники прибегают к гласности. Оперативно-розыскные работы близки по своему содержанию к уголовному процессу, осуществляемому органами МВД, ФСБ. Юридической основой для правоохранительной деятельности таможенных органов служит Конституция России, УК РФ, федеральное законодательство. Таможенники в своей работе используют указы Президента РФ, нормативно-правовые документы Федерального Собрания, Правительства РФ, приказы и инструкции Генпрокурора РФ и т. д.

Для улучшения показателей правоохранительной деятельности таможенные органы вправе проводить различные действия с целью раскрытия преступлений, а именно:

  • опрашивать население;
  • наводить справки и собирать образцы для криминалистических исследований;
  • проводить проверочные закупки;
  • собирать улики;
  • запрашивать документы;
  • вести наблюдение за подозреваемыми лицами;
  • обследовать с помощью специальных поисковых устройств помещения, здания, автомобили;
  • проверять содержание почтовых отправлений при подозрении на пересылку незаконных предметов;
  • прослушивать телефонные переговоры;
  • запрашивать информацию от технических каналов связи;
  • проводить оперативные эксперименты.

Кроме того, таможенники уполномочены привлекать к сотрудничеству лиц, проявляющих инициативу в содействии при осуществлении правоохранительной деятельности. Для этого используются служебные помещения, собственность частных и государственных учреждений, жилой и нежилой фонд, транспортные средства и имущество физических лиц.

В системе таможенных органов правоохранительной деятельностью могут заниматься только те должностные лица, которые обладают соответствующей компетенцией. Причем в своей работе им разрешено использовать зашифрованные документы, позволяющие скрывать личность, принадлежность к ФТС при выполнении оперативно-розыскного задания. Сотрудники имеют все необходимые полномочия для создания предприятий, учреждений, организаций и подразделений, если это позволит решить поставленную задачу.

Принципы правоохранительной деятельности на таможне

Проведя анализ правоохранительной деятельности таможенных органов, несложно сделать вывод о том, на каких принципах и идеях она основана. Чтобы выделить основные положения, которыми руководствуются в своей работе сотрудники ФТС, следует обратиться к федеральному законодательству. Согласно Таможенному кодексу ЕАЭС, правоохранительная деятельность таможенных органов базируется на нескольких принципах.

Первый – принцип законности, под которым предполагается обязанность должностных лиц следовать положениям Конституции РФ, законам и прочим правовым актам, регулирующим эту специфическую сферу деятельности. Причем за нарушения регламента сотрудникам ФТС грозит наступление ответственности. В качестве органов надзора следить за соблюдением законности призвана прокуратура.

Второй – принцип уважения достоинства, гражданских прав. В ходе выполнения служебных обязанностей, проводя оперативно-розыскные работы, сотрудники ФТС обязаны защищать интересы России, ее населения, юридических лиц и привлекать к ответственности нарушителей.

правоохранительная деятельность таможенных органов еаэс

Третий – принцип конфиденциальности. Его суть заключается в том, что любые действия и мероприятия, проводимые таможенниками, а также их результаты не должны быть достоянием общественности. Исполняя служебные обязанности, сотрудники обязаны соблюдать государственную тайну и не раскрывать сведений об организации, тактике и модели управления правоохранительной деятельности. Таможенные органы используют в своей работе гласные и негласные методы. Последние применяются по усмотрению должностных лиц или их руководителей при необходимости засекречивания важных сведений.

Пресечение нарушений таможенного режима

Таможенный кодекс ЕАЭС состоит из фундаментальных положений административного права и принципов, определяющих основные правила прохождения таможенных процедур, регулирующих вопросы о привлечении субъектов к юридической ответственности. Этот нормативно-правовой акт предусматривает также возможность применения мер принуждения и привлечения к ответственности военнослужащих и прочие положения. Нарушением правил ТК ЕАЭС, который применяется не только в России, но и в партнерских странах, признано действие или бездействие лица:

  • препятствующего проведению личного контроля сотрудниками ФТС;
  • посягающего на установленный режим перемещения через госграницу продукции и транспортных средств;
  • противящегося порядку таможенного контроля и оформления, проверке и досмотру;
  • несогласного с размером таможенных платежей, порядком их уплаты, основаниями для предоставления льгот и т. д.

К ответственности за нарушения таможенного режима и положений ТК ЕАЭС могут привлекаться не только россияне, но и иностранные граждане, частные предприниматели, юридические и должностные лица.

Главные проблемы на современном этапе

Подразделения ФТС, которые занимаются правоохранительной деятельностью, обеспечивают внешнюю защиту от посягательств на благополучие и хозяйственные интересы России. В периоды своего существования как субъекта исполнительной власти таможенные органы успешно демонстрируют эффективность организации своей работы, подтверждая ее юридическую и практическую значимость.

Из года в год количество уголовных дел, которые возбуждают дознаватели ФТС, увеличивается. С одной стороны, это говорит о положительной динамике в развитии правоохранительной деятельности таможенных органов, но с другой - является свидетельством устойчивости криминальной активности во внешнеэкономической отрасли. На сегодняшний день таможенная система нуждается в проведении реформы и решении следующих проблем:

  • низкое качество информационно-аналитического обеспечения сотрудников, задействованных в правоохранительной работе;
  • отсутствие эффективного механизма взаимодействия оперативно-розыскных подразделений ФТС РФ с другими ведомствами.

Кроме того, для полноценного противодействия терроризму и незаконному обороту наркотиков требуется расширение структуры таможенных органов РФ, которые осуществляли бы свою правоохранительную деятельность непосредственно на государственной границе. Все вышеуказанные проблемы приводят к снижению эффективности администрирования в таможенной сфере, поддержанию условий для недобросовестной конкуренции и попаданию некачественных импортных товаров на отечественный рынок.

правоохранительная деятельность таможенных органов россии

В каких направлениях требуется дополнительное развитие?

Путем формирования нового и более эффективного подхода к администрированию в таможенной сфере удастся решить ряд проблем, имеющих место в системе. Нововведения помогут таможенным органам выработать схему своевременного реагирования на изменения, которые происходят в современной международной практике, и приводить в соответствие с ними устройство отечественного таможенного дела.

Также необходимо развивать такое направление в работе таможенников, как обеспечение сотрудникам ФТС доступа к различным источникам информации, включая иностранные, с целью получения предварительных оперативных данных для предотвращения нанесения ущерба интересам россиян и страны в целом о контрабандных поставках оружия, наркотических средств, контрафактных или некачественных товаров, недостоверном декларировании и указании недостоверной стоимости.

Не менее важно работать над созданием и развитием партнерских отношений. Международное сотрудничество позволит приобрести дополнительные каналы, источники оперативно значимых сведений, а также заручиться поддержкой других государств при проведении различных мероприятий. Таможенные органы должны проводить предварительные оперативные проверки поставок продукции, применяя оперативно-розыскные методы.

Борьба с коррупцией и должностными правонарушениями, которые возникают в работе подразделений ФТС РФ - еще одно направление в развитии правоохранительной деятельности. В этом вопросе может быть полезным опыт международного сотрудничества, которое подразумевает внедрение эффективных правовых, организационно-технических и административных механизмов для упрощения таможенной процедуры.

Огромную роль для полноценного развития правоохранительной системы играют пути расширения торговых связей, поиск партнеров и нового рынка сбыта отечественной продукции – все это подталкивает к принятию условий развития двусторонних отношений и непосредственному участию госорганов в международном сотрудничестве.

На протяжении последних нескольких лет организованными преступными группировками были предприняты многочисленные попытки внедрения своих членов в подразделения таможенных органов России. Преступники оснащены новейшим оружием, имеют поддержку не только извне, но и внутри регионов. В таких условиях обеспечение безопасности правоохранительной деятельности государственных служащих - это актуальный вопрос не только в контексте оперативно-розыскных работ в таможенной отрасли, но и в плане профилактики коррупции.

Основным фактором производительности российской таможни в сфере пресечения административных правонарушений было и остается освоение сотрудниками ФТС и территориальных подразделений навыков работы с КоАП РФ, ТК ЕАЭС и другими документами, которые регламентируют работу правоохранительных подразделений и создают правовую основу для пресечения нелегального оборота продукции, легковых и грузовых автомобилей через госграницу России. В то же время поддержка правоохранительного статуса сотрудников таможни связана с рядом трудностей из-за ведения оперативно-розыскных работ. На решение проблем потребуется определенное время. Необходим активный поиск сотрудников для специальных и оптимизированных подразделений ФТС РФ, а также приложение совместных усилий других правоохранительных ведомств.

правоохранительная деятельность таможенных органов осуществляется в формах

Завершение

Оставлять без внимания тему административных правонарушений таможенной сферы нельзя. Это важный вопрос, который заслуживает серьезного отношения. По официальным и неофициальным данным, количество преступлений, связанных с контрабандой или незаконным ввозом запрещенной продукции, оружия, наркотиков не идет на убыль, что служит поводом для тщательного рассмотрения порядка таможенных процедур, их эффективности и надежности. На данном этапе развития правоохранительной деятельности, системы принуждения и наказаний имеется ряд спорных моментов, недоработок и пробелов в законодательстве.

Основным показателем результативности работы правоохранительных органов специалисты считают организацию повсеместного противодействия вмешательству в экономическую безопасность страны, разработку тактического противодействия криминалитету, координацию действий всех правоохранительных структур и их взаимодействие путем расширения информационного пространства. Сотрудничество с подразделениями МВД РФ, ФСБ РФ, Госнаркоконтроля РФ, Генеральной прокуратуры РФ можно смело отнести к первоочередным практическим мерам, направленным на улучшение работы по обнаружению, пресечению и профилактике таможенных правонарушений.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.