Известно, что людям порой свойственно наделять богов, которым они поклоняются, собственными чертами. Недаром Ф. М. Достоевский в романе «Бесы» писал о том, что «Бог есть синтетическая личность всего народа». Таким образом, можно сказать, что культ Дионисия – это наглядное проявление жизнеутверждающего начала, заложенного в жителях Древней Греции, поскольку этот бессмертный обитатель Олимпа являлся для них покровителем виноделия, веселья, поэтического вдохновения и религиозного экстаза. Приходил он на помощь и тем, в ком ослабевал любовный пыл. В общем, был парень «свой в доску».
Свой или пришлый?
Согласно установившимся традициям, почитались все гречесие боги. Культ Диониса же выделяется среди них особенно яркими и шумными празднествами, нередко переходившими в разнузданные оргии. Это настолько не соответствовало трезвому темпераменту и ясному уму эллинов, что одно время исследователи полагали, будто он является для них инородным, и был случайно заимствован у каких-то варварских племен. Однако когда в их руки попали записи, сделанные еще до Троянской войны, то есть ранее конца XIII века до н. э., стало ясно, что уже в те давние времена Диониса хорошо знали в Древней Элладе и охотно шли навстречу его фантазиям.
Плод греховной любви
Как и обычаи, связанные с поклонением всем без исключения греческим богам, культ Диониса основан на легендах, порожденных народной фантазией. Согласно одной из них, он являлся побочным сыном верховного бога Зевса, повелевавшего громом, молниями, а заодно и всем миром, на который он их извергал. Матерью же была молодая богиня – то ли Семела (Земля), то ли Селена (Луна) − за давностью лет этого уже никто не помнит.
Но доподлинно известно, что законная жена Зевса – Гера (покровительница брака), узнав о похождениях своего благоверного, воспылала гневом и коварно сгубила его пассию, которая уже была в «интересном положении». Пришлось блудодею самому донашивать ее плод (у греческих богов − это запросто), а разрешившись от бремени сыном, отдать его на воспитание нимфам, обитавшим на одном из островов Эгейского моря (кажется, Крите или Никсосе). Вполне понятно, что эти легкомысленные девицы ничему путному научить парня не могли, и сделали из него бесшабашного прожигателя жизни.
Друзья-собутыльники
В довершение бед юноша, что называется, попал в дурную компанию – сошелся с весьма сомнительным божеством по имени Селен, который научил его делать из винограда вино, но не объяснил, что пить его следует в меру. Повзрослев и покинув остров, где он продолжал скрываться от мстительной Геры (жены своего папаши Зевса), Дионис вместе с Селеном, который сделался его закадычным дружком, отправился странствовать по свету и, согласно легенде, проделал большой путь. Говорят, эту парочку видели даже в Египте и Сирии.
Склонность к путешествиям похвальна, но беда в том, что на всем пути следования приятели, владевшие искусством виноделия, устраивали разудалые празднества и приобщали людей к безмерным возлияниям, или, проще говоря, насаждали пьянство. Стоит ли теперь удивляться тому, что культ Диониса – это несколько двусмысленный элемент греческой культуры?
Оправданный дебошир
Как известно, пьянство до добра не доводит, и история Диониса является ярким тому примером. Из легенд явствует, что со временем развеселый бог стал впадать в безумие и устраивать самые разнузданные дебоши, что, впрочем, случается и с простыми смертными, не знающими меры в спиртном. Рассказывают, будто однажды дело дошло аж до убийства какого-то эллина, попавшего ему под горячую руку.
Но так уж повелось, что «небожителей» всегда стараются обелить, свалив их вину на кого-то другого. Вот и пьяные выходки Диониса греки объяснили колдовством, якобы насланным на него все той же коварной Герой. Ревнивица же не стала оправдываться и взяла вину на себя. Подобная версия сделалась общепринятой потому, что культ Диониса – это, как утверждали сами эллины, часть их духовного наследия.
Надо заметить, что со временем дебошир стал проявлять агрессивность к тем, кто не желал вместе с ним пьянствовать и упорно отклонял его приглашения. Например, в одной из легенд говорится, что фракийского царя Лигурга – убежденного трезвенника и поборника здорового образа жизни – он лишил разума, и тот в порыве неистовства зарубил топором собственного сына, приняв его за виноградную лозу. Столь же печальной была и участь дочерей царя Минея, отказавшихся участвовать в оргии и поплатившихся за это рассудком. Несчастные девы буквально растерзали приехавшего в гости к их отцу правителя города Фивы. Много и других подобных эпизодов приводится в древнегреческой мифологии.
Несчастная Ариадна
Давая краткое описание культа Диониса, нельзя пройти мимо и весьма благородных поступков, совершенных им во время многолетних странствий. Как видно, широта души и одновременно склонность к пьянству способны мирно уживаться не только на Руси-Матушке. Примером тому может служить женитьба нашего героя на дочери критского царя Миноса – Ариадне, коварно обманутой своим возлюбленным − сыном афинского царя Тесеем.
Однажды она с помощью своей знаменитой нити помогла этому мажору выбраться из лабиринта, где им собиралось отобедать некое чудище. В благодарность за это, а может быть, и по иным причинам, Ариадна надеялась на предложение руки и сердца, но, оказавшись вне опасности, тот вероломно бросил ее.
Жена, упавшая с неба
Не в силах пережить горе, юная дева решила покончить с жизнью, но, бросившись со скалы, упала не в бушующее море, а прямиком в объятия Диониса, случайно оказавшегося на берегу. Исполнившись сострадания и оценив по достоинству красоту, буквально свалившуюся на него с неба, герой взял Ариадну в жены, а его отец – всемогущий Зевс – в качестве свадебного подарка наделил ее бессмертием. О том, как она отнеслась к пьянству, которому предавался ее муж, легенды умалчивают.
Не говорят они и о том, как сложилась в дальнейшем супружеская жизнь легкомысленного божества. Известно лишь, что к женщинам его влекло не меньше, чем к вину, и перечень любовных похождений Диониса весьма обширен. В нем упоминается множество побед как над богинями, так и над смертными красавицами. Однажды на его ложе побывал даже юный Гермафродит, сочетавший в себе признаки обоих полов.
Любящий сын и храбрый воин
Следует отметить, что культ Диониса − это еще и прославление героя, пусть вымышленного, но подающего некими своими деяниями повод для национальной гордости. В связи с этим уместно вспомнить приписываемое ему участие в победоносном военном походе против Индии. Легенда гласит, что, провоевав на берегах Ганга три года, он вернулся домой, овеянный славой и отягченный богатой добычей. В связи с этим греками был установлен обычай каждые три года устраивать в его честь бурные вакхические празднества с песнями, танцами и неумеренными возлияниями. Ему же приписывается и создание первого моста через Евфрат, возведенного им вблизи города Зевгма.
Зарекомендовал себя Дионис и как примерный сын. Помня о том, что своим появлением на свет он обязан тайной любви матери к Зевсу, за которую она и была сжита со света ревнивицей Герой, он спустился в Аид (царство мертвых) и вывел ее оттуда живую и невредимую. Счастливый папаша наделил свою бывшую возлюбленную бессмертием, сделав ее богиней по имени Фиона.
Ошибка морских разбойников
Подобно тому, как с легендами о разного рода чудесах связано поклонение прочим древнегреческим богам, например Озирису, Аттису и Адонису, культ Диониса также связан с дарованными ему сверхъестественными способностями – небожитель все-таки. В связи с этим можно привести пример того, как он благополучно избавился от похитивших его пиратов.
Рассказывают, что однажды Дионис по ошибке нанял этих разбойников, отправляясь морем на остров Наксос. Когда недоразумение разъяснилось, было уже поздно – пираты заковали его в цепи и взяли курс к берегам Малой Азии, надеясь продать там на одном из невольничьих рынков. Однако это был, что называется, не их день.
По слову пленника оковы вдруг упали с его рук, а весла и мачты, превратившись в змей, начали с шипением извиваться на палубе. В довершение всего борта вдруг плотно обвили ветви плюща и виноградных лоз, а воздух наполнился звуками невесть откуда взявшейся флейты. Пираты были отчаянными людьми, и их трудно было чем-то напугать, но от такого сюрприза они в ужасе попрыгали за борт, тогда как никем не управляемый корабль сам собой вдруг развернулся и покорно направился к острову Наксосу.
Вечный обитатель Олимпа
Чем закончилась история земной жизни веселого греческого бога – неизвестно, по той простой причине, что он, как и все прочие небожители, бессмертен и, судя по всему, благополучно пребывает сейчас где-то в заоблачных высях Олимпа. Что же касается устраивавшихся в его честь празднеств, то со временем они потеряли свою сакральную составляющую и приняли форму народной традиции, позволяющей людям на время оторваться от повседневных забот, предаться веселью, или, попросту говоря, расслабиться.
Является ли культ Диониса религией рабов?
Что такое религия рабов, по определению классиков марксизма-ленинизма (не к ночи они будут помянуты)? Это прежде всего религиозное учение, направленное на то, чтобы оправдать существующую в мире систему классового неравенства и вселить в низшие слои общества ложную надежду на воздаяние за покорность эксплуататорам, ожидающее их в загробном мире. Свою концепцию они иллюстрировали цитатами из Священного Писания, претенциозно подобранными и ложно истолкованными.
Однако даже при таком узком и в корне неверном подходе, культ Дионисия нельзя связать с попытками решать или, наоборот, замалчивать социальные проблемы. Он никому ничего не обещал в будущем, а призывал лишь к тому, чтобы сегодня и сейчас сделать свою жизнь хоть немного теплее и радостнее. «Прервите ход серых будней, наполните кубки искрящимся вином и, взявшись за руки, пуститесь в пляс», − призывал он. О каком же рабстве тут может идти речь? Рабы способны только злобно шипеть и все глубже увязать в трясине своей беспросветной жизни.
Несовместимые культы
Едва ли есть основания искать следы культа Диониса на Руси. История религии не дает к тому сколько-нибудь серьезного повода. Что же касается псевдонаучных утверждений, нередко звучащих со стороны современных поборников язычества о том, будто он был привнесен князем Владимиром вместе с христианством, то они по меньшей мере неосновательны.
В работах многих ведущих историков можно найти упоминание о том, что в Византии, унаследовавшей многие элементы древнегреческой культуры, действительно имело место поклонение некоторым эллинским богам, среди которых был и Дионис. Однако никто из них не говорит о том, что он каким-то образом перекочевал в пантеон наших предков, так что подобные уверения можно считать досужими измышлениями, тем более что культ Диониса и христианство несовместимы.