Начинающих интернет-предпринимателей и вебмастеров буквально вводит в ступор словосочетание «поисковой запрос». Что же это за «зверь» такой? И для чего вообще нужна проверка запросов "Яндекс"? Чтобы понять, как все это работает, нужно немного углубиться в алгоритмы работы поисковых систем.
Что такое поисковой запрос?
Все, кто так или иначе приходит в интернет, вводил в строку поиска определенные слова. Например, «что такое синхрофазотрон» или «купить ноутбук в Самаре дешево». По сути, вот это и есть поисковой запрос – то, что пользователь ввел в строку поиска.
Дальше поисковые роботы подбирают несколько тысяч (или даже миллионы) подходящих под наш запрос вариантов (сайтов, где встречается искомая фраза) – формируют так называемую выдачу.
Чаще всего нас интересует только 1-я страница, максимум - еще 2-3. Это и есть тот самый ТОП, куда все стремятся попасть. Ведь размещаться дальше 3-й страницы уже нет особого смысла. Потому что только в исключительных случаях пользователь листает так далеко. Примерно 70 % аудитории и вовсе не просматривают выдачу дальше 1-й страницы (если не брать какую-то слишком узкую тему, конечно).
Логично предположить, что чем больше людей вводят конкретный запрос в строке поиска, тем больше трафика (целевых переходов) получают ресурсы, которые находятся в ТОПе. Вот поэтому для любого оптимизатора проверка запросов в "Яндексе" - практически вечная "головная боль". Как оптимизировать сайты так, чтобы они попадали в ТОП – отдельная тема. И в этой статье мы ее касаться не будем.
Как поисковые запросы зависят от целевой аудитории?
Сложность в том, что один и тот же по смыслу запрос можно сформулировать по-разному. Допустим, нужна информация, как избавиться от боли в желудке. Можно просто ввести «болит живот, что делать», а можно и вот так «как быстро и без последствий снять симптомы гастралгии». Вот для этого и нужна проверка запросов "Яндекса" - чтобы определить, как именно наша целевая аудитория ищет информацию по той или иной теме.
Какой запрос люди будут вводить чаще? Кажется, что ответить легко. Тут и проверка запросов "Яндекса" не нужна. Очевидно, что первый. Но это обычные люди. А если наша аудитория – люди как минимум с медицинским образованием или практикующие врачи? Ситуация меняется в корне. Поэтому прежде чем работать с ключевыми словами (поисковыми запросами, под которые вебмастер оптимизирует сайт), нужно точно понимать, какова тематика сайта и кто целевая аудитория.
Важно давать контент на том языке, к которому привыкли будущие читатели. Если это практикующие врачи, то сложные медицинские термины будут вполне уместны. Для студентов медицинских вузов терминологию придется расшифровать. А далеких от медицины читателей по возможности лучше совсем избавить от каких бы то ни было сложных понятий.
Для чего нужна статистика поисковых запросов?
Так как же определить, что и как именно люди ищут чаще? Прежде всего нужно определиться с тематикой ресурса. Допустим, ресурс посвящен стройке. Но «строительство» – слишком широкая тема. Нужно задать определенные «маски» – несколько конкретизировать запрос. Например, берем такие:
-
строительство дома своими руками;
-
фундамент;
-
дом из кирпича;
-
отделочные работы;
-
кровельные работы;
-
бетонные работы;
-
благоустройство территории;
-
каркасные дома;
-
инженерные сети;
-
электрика в частном доме.
«Маски» могут быть любыми, но запрос должен быть достаточно популярным (об этом ниже) и состоять из 1–2 слов. Строго говоря, это будущие рубрики сайта. Нам они нужны для проверки частотности запросов в "Яндексе".
Теперь по этим «маскам» парсим поисковые запросы и собираем семантическое ядро. Делать это вручную слишком долго и утомительно. Есть специальные программы, которые сделают это в автоматическом режиме. Например, Key Collector. Программа платная, но своих денег однозначно стоит. Она же и проведет проверку частотности запросов в "Яндексе". Для тех же, кто хочет сэкономить, есть бесплатный аналог от того же разработчика.
К сожалению, программы еще не научились думать за нас. Простой проверки запросов в "Яндексе" по словам еще недостаточно. Да, в результате получается несколько тысяч ключевых слов. Также есть определенный параметр – частотность. Он показывает, сколько человек в месяц искало тот или иной запрос. Теоретически, чем выше частотность, тем больше трафика приведет запрос. А значит, он лучше.
Но на практике все не так просто. И сама проверка запросов по ключевым словам в "Яндексе" может ввести новичка в заблуждение. И каждый ключ приходится дополнительно анализировать вручную. Почему? Подробно разберем ниже.
Сервис "Яндекс.Вордстат"
Есть специальные сервисы. Они собирают статистику поисковых запросов у "Яндекса". Происходит это в автоматическом режиме. Не зря IT-компании вкладывают огромные деньги в разработку алгоритмов нейронных сетей и искусственного интеллекта. Можно сортировать данные по странам и городам или использовать ряд «операторов». Но обо всем по порядку...
Раз уж «подопытным кроликом» у нас выступает поисковая система "Яндекс", обратимся к сервису, который собирает статистику по ключевым запросам именно ее пользователей. Называется он "Яндекс.Вордстат". Довольно удобный и простой сервис. Его основная задача - помочь вебмастерам провести проверку количества запросов в "Яндексе" по определенному ключу.
Узнать статистику того или иного запроса просто. Достаточно вбить в строку сервиса запрос и нажать enter. В течение нескольких секунд система проведет проверку популярности запроса в "Яндексе" и выдаст результат. По умолчанию частотность будет определяться по максимально широкой аудитории. Таргетировать ее можно по стране, региону или городу.
География поисковых запросов
Допустим, нужна частотность запроса «уборка квартир» по Самаре. Тогда в настройках нам нужно найти этот город и отметить его галочкой. Если нас интересует вся Самарская область, кроме Тольятти, ставим галочку на Самарскую область, потом находим город Тольятти и снимаем галочку возле него. Таким образом будет выбрана вся Самарская область за исключением одного города – Тольятти.
"Вордстат" – очень умный сервис. Вместе с запросом «уборка квартир», он покажет как еще люди ищут эту услугу. Выдача делится на 2 части. Слева сервис показывает все запросы, которые содержат ключевое слово. Правая часть – так называемое, эхо. Система показывает, что еще ищут люди, которые вводили в строку поисковика запрос «уборка квартир». А теперь самое интересное...
«Чистая» частотность
На скриншоте выше видно, что статистика поискового запроса «уборка квартир» без таргетинга по региону – 96 336. Что значит эта цифра? Только то, что различные запросы, содержащие «уборка квартир», в течение месяца вводили в поисковую строку 96 336 раз.
На этом моменте «спотыкается» большинство начинающих вебмастеров. Они думают, что оптимизируют страницу под такой запрос и сразу получат много трафика. Однако все не так просто...
Чтобы узнать, сколько пользователей искало именно наш запрос – «уборка квартир», нужно именно так (в кавычках) вводить его в строку сервиса. На скриншоте ниже видно, что на самом деле поисковой запрос «уборка квартир» вводили только 8 538 человек. Это так называемая чистая частотность – количество раз, когда в поисковик вводили именно поисковой запрос – «уборка квартир», в нашем случае, а не разные словосочетания с ним.
Конкурентность важнее
Популярность – это хорошо. Однако это лишь одна сторона медали. Второй параметр, про который нельзя забывать, это конкурентность поискового запроса. Что это такое? За внимание пользователей идет нешуточная война. Если какой-то поисковой запрос дает хороший трафик, то и желающих по нему продвигаться (этот самый трафик получать) немало. А это значит, что за «теплое место» на первой странице поисковой выдачи придется побороться.
«Толкаться локтями» с крупными игроками – дело бесперспективное. Их бюджет, людские и технические ресурсы «не переплюнуть». Вот поэтому приходится обрабатывать каждый ключ (поисковой запрос) вручную. Задача вебмастера – найти самые популярные (частотные) и низкоконкурентные.
Как проводить анализ?
Чтобы проанализировать конкурентность того или иного запроса, можно изучать поисковую выдачу вручную. Способ этот достаточно трудоемкий – представьте, что нужно вот так изучить конкурентов по нескольким сотням ключей. Подходит больше профи, чем новичкам, так как дает самый точный результат. При условии, что есть твердая уверенность в значимости принятых критериев для анализа.
Для новичков и тех, кто особо не хочет заморачиваться, есть способ попроще – сервис «Мутаген». Чаще всего он также достаточно точен. Минус в том, что это, по сути, «черный ящик». Никто, кроме разработчиков, не знает, по каким алгоритмам он работает сегодня. И по каким будет работать завтра.
Проверка позиций запросов в "Яндексе"
Часто вебмастера сталкиваются с еще одной задачей. Нужно проверить, на какой позиции в поисковой системе (например, в "Яндексе") находится сайт по определенному ключевому запросу. Можно проверить это вручную, вбив в строку поиска нужный поисковой запрос и попытавшись найти свой сайт в выдаче. Но есть способ проще – воспользоваться одним из многочисленных сервисов, которые «снимут» позиции в автоматическом режиме. Например, AllPosition или «Топвизор».
LSI-фразы или «хвосты»
Нельзя не рассказать об еще одном способе увеличить поток трафика на сайт. По мере того, как конкуренция только растет, продвигаться по высоко- и среднечастотным поисковым запросам становится все сложнее. Но оптимизаторы нашли способ, как получать трафик с низкочастотных запросов, по которым мало кто продвигается.
Для этого страницу оптимизируют под 1 конкурентный запрос. Например, «как купить квартиру». Дальше по тексту вставляют разные словосочетания, с которыми люди вбивают этот запрос в поисковик. Например, к запросу «как купить квартиру», подойдут такие «хвосты», как в Москве, в новостройке, без риелтора, самостоятельно, быстро, дешево, без первоначального взноса и прочего.
В одной статье таких LSI-фраз могут быть сотни. И каждая приведет небольшой трафик. В итоге и по основному запросу – «как купить квартиру» статья встанет выше в выдаче. Возможно, даже выйдет в ТОП, если статья достаточно объемная, полезная и интересная.
Выводы
Обобщив все вышесказанное, можно сделать следующие выводы:
- поисковые запросы крайне важны для вебмастера - без их изучения и анализа невозможно сделать сайт посещаемым и вывести в ТОП поисковой выдачи;
- любая фраза в поисковике имеет 2 важных параметра - частотность и конкурентность, чем выше первый и ниже второй, тем такой ключ лучше для оптимизатора;
- для сбора статистики поисковых запросов у "Яндекса" есть специальный сервис - "Вордстат";
- можно смотреть статистику для конкретной страны, региона или города;
- решающее значение для вебмастера имеет так называемая чистая частотность, чтобы ее узнать, запрос в "Вордстат" нужно вводить в кавычках;
- конкурентность того или иного запроса удобно анализировать в сервисе "Мутаген";
- с помощью низкочастотных запросов также можно привлекать достаточно много трафика, для этого используют LSI-фразы.
Перед тем как наполнять сайт контентом, крайне важно проанализировать поисковые запросы и собрать семантическое ядро. Это своего рода маркетинговое исследование - оно покажет насколько интересен пользователям будет ваш контент.
Идеальный вариант - когда куча людей ищет информацию по какой-то теме, но в выдаче адекватный контент отсутствует. Тогда есть все шансы, что в этой нише ваш сайт будет популярен и востребован. При условии, конечно, что есть возможность наполнить его актуальной, полезной и интересной информацией по теме.
Чем активнее будет вести себя целевая аудитория, чем больше времени они будут проводить на вашем сайте, тем выше будут ранжировать его поисковые системы. В частности, "Яндекс". Сервис проверки запросов на самом деле очень мощный инструмент в умелых руках.
Тенденция такова, что именно поведенческие факторы становятся решающими для поисковых роботов. Хотя наличие определенной ссылочной массы с качественных ресурсов по-прежнему важно. Однако ее влияние на ранжирование постепенно уменьшается.