31 января 2019 года исполняется 522 года со дня рождения Филиппа Меланхтона, известного гуманиста, теолога, учителя и видного деятеля протестантской Реформации в Германии. Спустя годы, эксперты Реформации единодушны: это никогда не могло бы произойти без него. В 2018 году 28 августа было отпраздновано 500-летие его инаугурационной речи, произнесенной в Виттенбергском университете. Он был лучшим другом Мартина Лютера и любимым его интеллектуальным спарринг-партнером.
Факты из биографии
Филипп Меланхтон (Philipp Schwartzerd), сын Георга Шварцерда и Барбары Рейтер, родился в Бреттене, Германия, 15 февраля 1497 года. После смерти отца в 1508 году, его двоюродный брат Йоханнес Рейхлин взял на себя ответственность за образование Филиппа. Брат, известный немецкий гуманист, вселил в него любовь к латинской и классической литературе.
Меланхтон был одаренным не по годам ребенком, что позволило ему в возрасте двенадцати лет поступить в Гейдельбергский университет. В 1511 году он получает степень бакалавра, и подает в 1512 году заявление на получение степени магистра. Но его отклоняют из-за молодости претендента. Чтобы не терять время, и имея жажду к знаниям, Филипп Меланхтон поступает в Тюбингенский университет, где изучает медицину, юриспруденцию и математику.
Книги и учебники Меланхтона
По окончании Тюбингенского университета молодой человек получил степень магистра искусств, и в 1514 году начал преподавать в этом университете для начинающих. Совершенно очевидно, что Филипп был знаком с греческим языком, и он даже изменил свое немецкое имя «Шварцдердт» («черная земля») на греческий эквивалент: Меланхтон.
Когда ему исполнился 21 год, он уже опубликовал несколько работ, в том числе руководство по грамматике греческого языка (1518), написал важные учебники по таким предметам, как риторика, этика, физика и астрология. Труды Ф. Меланхтона получили высокую оценку Дезидерия Эразма - философа, литератора, издателя. Работа в качестве организатора образования позволила ему провести крупную школьную и университетскую реформу в Саксонии, ставшей образцовой для других стран.
Знакомство с Мартином Лютером
Благодаря рекомендации двоюродного брата Рейхлина, в 1518 году Филипп был приглашен в Виттенбергский университет в качестве профессора греческого языка. В это же время его двоюродный дед рекомендовал Филиппа Мартину Лютеру. Несмотря на 14-летнюю разницу в возрасте, импульсивность и эмоциональность Мартина, между ними завязалась дружба. Под его влиянием Филипп стал интересоваться теологией. В 1519 году Меланхтон сопровождает Лютера на Лейпцигский диспут, и получает степень бакалавра теологии в Виттенберге в том же году.
Феноменальная организованность
Кажется, что энергия Меланхтона была неисчерпаемой. Еще он отличался организованностью. Филипп начинал свой день в 2:00 утра, в 6:00 читал лекции для 600 студентов. Его богословские курсы прошли 1500 студентов. Тем не менее, между всеми его занятиями, лекциями и курсами, Филипп находил время и для личной жизни. В Виттенберге он познакомился с дочерью бургомистра города Кэтрин Крапп. В 1520 году они поженились. В браке с нею родились четверо детей - Анна, Филипп, Георг и Магдалина.
Отношение к религиозным вопросам
Меланхтон упорно отказывался от звания доктора богословия. И никогда не принимал рукоположение. Его желание состояло в том, чтобы остаться гуманистом, и до конца своей жизни он продолжал свою работу над классикой богословия. Ф. Меланхтон написал первый трактат о «евангельском» учении в 1521 году. Он посвящен главным образом практическим религиозным вопросам, греху и благодати, закону и Евангелию, оправданию и возрождению.
Опираясь на Священное Писание, Меланхтон утверждал, что грех - это нечто большее, чем внешний акт. Он выходит за пределы разума в человеческую волю и эмоции, так что отдельный человек не может просто решиться делать добрые дела и зарабатывать заслуги перед Богом. О первородном грехе Меланхтон высказывался, как об исконной склонности и непомерной заботе о себе, портящей все человеческие поступки. А вот Божья благодать утешает человека прощением, так как человеческие дела, хотя и несовершенные, являются ответом в радости и благодарности за божественную доброжелательность.
Сочинения на тему "Общие места теологии", "Обязанности проповедника" и "Элементы риторики", Филипп Меланхтон написал в 1529-1432 годах. В них он разрабатывает концепцию лютеранской проповеди.
Немецкая библия
В 1522 году Меланхтон помогает Лютеру закончить перевод Нового Завета на немецкий язык. Его друг Мартин считал, что Библия должна быть в домах простых людей. Простота, непосредственность и настойчивость характера Лютера проявились в переводе, как и во всем остальном, что он написал. Перевод Библии был опубликован в шести частях в 1534 году. Над проектом печати работали Меланхтон, Лютер, а также Йоханнес Бугенхаген, Каспар Кройцигер и Маттеус Аурогаллус.
Работая в университете, он занимается различными темами. Год спустя, Филиппа Меланхтона, как движущую силу реформ университетского образования, назначают ректором университета Лютерштадта Виттенберга. Он читает лекции по всемирной истории и трудится над толкованием библейских текстов, издает труды по антропологии и физике. Меланхтон проводит в жизнь свою мечту - развитие школ и университетов. Его при жизни называли "учитель Германии", а Виттенбергский университет получил всемирную известность благодаря его имени. Меланхтон разработал устав университета, в котором говорилось о подготовке богословов и служителей обновленной церкви, грамотных, разбирающихся в античной культуре.
Меланхтон - практик образования
Филипп был противником схоластики, целью образования считал приобретения научного мышления и красноречия. Программа обучения, согласно реформе, должна включать такие точные науки, как математику, физику, метафизику. Обязательной в программе обучения должна быть греко-римская литература. Филипп Меланхтон считал, что обучаемые должны правильно составлять письма, делать переводы, уметь выступать и дискутировать, а классическую литературу предлагал использовать как дидактический материал.
Немало усилий было приложено для того, чтобы реформаторские идеи стали реальностью. Меланхтон имел учеников по всей Германии, и многие немецкие университеты были реформированы на протестантский лад.
«Аугсбургское Исповедание»
На Аугсбургском Сейме в 1530 году Меланхтон был ведущим представителем Реформации, и именно он подготовил «Аугсбургское Исповедание», которое повлияло на другие заявления доверия в протестантизме. Из 28 статей лютеранской веры первые 21 подтверждают основы лютеранства, а последние семь указывают на основные различия между лютеранством и римско-католической церковью. В своем "Аугсбургском Исповедании" - большом труде, Филипп Меланхтон стремился быть лояльным для католиков.
Если смотреть на роль этого человека в суматохе смутного времени, он не был готов играть роль лидера. Жизнь, к которой он стремился, была тихим существованием ученого. Он всегда был уединенным, робким и умеренным. Благоразумный и миролюбивый, с благочестивым складом ума и глубоко религиозным воспитанием, он никогда не терял своей привязанности к католической церкви и ко многим из ее церемоний. Именно поэтому он стремился сохранить мир так долго, насколько это было возможно.
Меланхтон приобрел репутацию религиозного реформатора, что несколько повредило его академической карьере.
Извинение за «Исповедание»
Альянс между двумя умами Лютера и Меланхтона, которые сформировали лютеранскую реформу, является интересным для исследования, поскольку они были неравными соратниками. "Апостол нищих и простых" против "апостола высшего образования"; паломник, идущий к своему Богу сквозь тучи демонов и искушений, против умеренного ученика истины; грубые крестьянские манеры против нежной вежливости...
На чем же держалась дружба столь разных людей, с разными взглядами на религиозные темы? Лютер неуступчиво боролся с католичеством и цвинглианством, а его друг Филипп всегда был готов к компромиссу, стремясь привести в равновесие нарушенное единство Церкви...
Важным документом в истории лютеранства стало извинение Меланхтона за "Аугсбургское Исповедание" (1531). Его обвинили в том, что он был готов пойти на компромисс с католической церковью. Однако Меланхтон утверждал, что знает о том, что люди осуждают его умеренность, но нельзя прислушиваться к шуму множества людей. Нужно трудиться для мира и будущего. Это станет большим благословением для всех, если достигнуть единства.
Посредническая роль в богословии
После смерти Мартина Лютера Филипп становится во главе реформаторского движения в Германии и Евангелической Церкви в Саксонии. Но, как ни хотел он примирить Католическую Церковь с представителями радикального крыла Реформации, острая критика лилась с обеих сторон, и не прекращалась до самой его смерти.
Меланхтон выполняет миссию посредника между позициями лютеранцев, ведет диалог с католической церковью, вступает в отношения с представителями Православной церкви. Он отправил переведенный им на греческий язык текст "Аугсбургского Исповедания" Патриарху Константинополя, тем самым полагая положить начало диалога между лютеранскими и православными богословами.
Римско-католическая церковь видела в Реформации угрозу собственному влиянию и создает, как основное средство борьбы с нею, Инквизицию. Контрреформацию возглавляет орден иезуитов. Филипп Меланхтон в это же время (1845- 1548 гг.) готовит тексты Аугсбурского и Лейпигского интеримов - временных церковных обрядов, для сближения протестантов с католиками. В 1557 году он принимает участие во Второй конфессиональной дискуссии в Вормсе и Гейдельберге (по реформе университета).
Супруга Филиппа умерла в октябре 1557 года. Недолго прожил Филипп после ее смерти. Сердце великого реформатора перестало биться 19 апреля 1560 года. Похоронили Меланхтона в замковой церкви Виттенберга, рядом с могилой его друга Мартина Лютера.