Менеджмент знаний: понятие, виды и функции

В научной литературе по экономике все чаще можно встретить понятие «менеджмент знаний». Данный термин широко используется в исследовательских и практических работах, применяется предприятиями в различных сферах деятельности. Менеджмент знаний – управление процессом распознания, хранения, применения и передачи данных, которые могут впоследствии быть усовершенствованы и использованы по назначению.

Определение

Менеджмент знаний представляет собой самостоятельную отрасль науки об управлении. Некоторые специалисты считают его одной из разновидностей менеджмента, который следует применять в любой деятельности, требующей грамотного руководства информационно-аналитическими процессами.

Управлять знаниями – значит владеть стратегией, способной трансформировать все подтипы интеллектуального капитала в улучшенные показатели производительности труда, в более выгодную стоимость конечного продукта и устойчивую конкурентоспособность. Понятие менеджмента знаний подразумевает сложную комбинацию, состоящую из нескольких элементов управления организацией, в том числе кадровое делопроизводство, инновационное и коммуникационное развитие предприятия с использованием современных информационных технологий.

Если раскрыть понятие данного термина с научной точки зрения, получится своего рода микс из экономических дисциплин, различных направлений, подходов и концепций. Сама модель управления знаниями использовалась в теории и на практике во все времена, но известно о ней было немного, поскольку называлась она иначе. Системе менеджмента знаний близка по концепции персональному маркетингу, теории потребительских отношений, реинжинирингу, администрированию, управлению кадрами предприятия и т. д.

В настоящий момент важно отметить появление новых возможностей в связи с разработкой информационных проектов, формированием локальной сетей и интернета. С другой стороны, управление интеллектуальными активами не отождествляется с применением новых информационных технологий в управленческой среде. Важной частью руководства знаниями является выбор правильной технологии адаптации, распространения и конвертации данных.

Что входит в данное понятие?

Роль дисциплины «Менеджмент знаний» сложно переоценить, тем более на современном этапе, когда намечается выраженный сдвиг от внутреннего развития к внешнему. Отрасль управления знаниями, связанная с традиционными принципами менеджмента в сфере технологических инноваций, имеет дело не только с научно-техническими и конструкторскими разработками, но и требует учета маркетинговой политики предприятия, взаимодействия с потребителем, программ по обмену знаниями и опытом с партнерами и т. п.

менеджмент управление знаниями

Поскольку основной целью менеджмента знаний является укрепление позиций на рынке и повышение показателей конкурентоспособности, эта отрасль охватывает сразу несколько направлений. В структуру данного понятия входят следующие элементы:

  • формирование новых знаний;
  • стимулирование прироста информации;
  • фильтрация значимых данных, поступающих извне;
  • использование проверенных и поиск новых источников достоверной информации;
  • хранение, распределение, обработка и повышение уровня доступности знаний;
  • распространение и обмен информацией, в первую очередь – в пределах предприятия;
  • внедрение данных в процессы производства;
  • учет аналитических сведений при принятии важных решений;
  • содержание информации в готовом продукте, услуге, документах, программном обеспечении и т. д.;
  • оценка степени защиты данных.

Таким образом, чтобы управлять информацией, требуется наличие сразу нескольких условий, поскольку эта отрасль не является автономной и не существует сама по себе. Процесс менеджмента знаний имеет важное место в формировании стратегии развития любой организации. Этот инструмент объединяет и кодифицирует поступающую информацию, распределяет ее по нужным направлениям и использует по назначению. В данной модели управления организацией имеет место менеджмент инноваций и обучения.

В другой интерпретации руководить знаниями – значит влиять на стоимость продукции, делая ее более выгодной, причем основную роль в ее формировании должны играть нематериальные активы организации. Поддержание и развитие популярности бренда как показателя престижности компании – это сложная задача, требующая основательного подхода. Без стремления конвертировать знания в стоимость практически невозможно вывести бизнес на новый уровень. Именно информационный менеджмент способен изменить образ мышления и помочь отойти от устаревших форм развития предприятия.

История развития

Менеджмент знаний охватил бизнес стран Западной Европы, США, Китая несколько десятилетий назад. Популярность этого направления свидетельствует о том, насколько значимым он считается в мировой экономике. Стандарты менеджмента знаний дошли и до России. И хотя данный информационно-экономический инструмент применяется отечественными предприятиями сравнительно недавно, уже можно сделать вывод о том, что и в нашей стране это направление является востребованным.

Первые упоминания о менеджменте знаний и умений можно обнаружить в работах Платона, датированных IV столетием до нашей эры. Вплоть до середины прошлого века это научное направление никак не развивалось, пребывало в «спящем» режиме. Интерес к управлению знаний был побужден многократными эпизодами мирового кризиса и ставшими его последствиями радикальными изменениями в формах и методах ведения бизнеса. Со временем крупные игроки предпринимательской сферы пришли к выводу о том, что именно информация является главным ресурсом экономического развития и процветания. Все бизнес-процессы базируются на отраслевых знаниях, которые увеличивают свой удельный вес при формировании стоимости готовых продуктов.

менеджмент знаний стандарты

По сути, все современные отрасли экономики, возникнувшие и широко распространившиеся за последние десятилетия, основаны на менеджменте знаний. Развитие фармацевтики, генной инженерии, химической промышленности и прочих сфер предполагает не только производство готовых продуктов, но и распространение знаний о новых свойствах химических препаратов, способах их исследования, патентной защите и дальнейшем продвижении.

Отдельно стоит отметить отрасли, которые не производят никаких потребительских товаров. Их деятельность заключается в предоставлении информации различными способами – съемками фильмов, сериалов, оказанием медицинских и образовательных услуг, проведением тренингов, семинаров, а также отраслей, где продукты в большей мере являются результатами обработки информационных сведений (разработка архитектурных проектов, компьютерных программ, создание цифровой техники и т. д.).

Условия эффективного менеджмента

Управление информационной средой является одним из определяющих видов деятельности предприятия в нестабильных условиях внешней экономики. Оно позволяет придерживаться интегрирующего подхода к внедрению современных и эффективных технологий в сфере маркетинга, инновационных проектов, PR-менеджмента. Информационный менеджмент предполагает наличие симбиозной связи между производственными и реализационными аспектами. Управление знаний – это постоянный труд над интеллектуальным капиталом, причем над всеми его разновидностями и над каждой формой в отдельности. Благодаря ему обеспечивается необходимая комбинация кадрового и организационного капитала с целью улучшения потребительского спроса.

Грамотно выбранная технология менеджмента знаний позволит добиться следующих результатов:

  • создать слаженную технологическую инфраструктуру, которая даст возможность распространять накопленные знания и получать необходимый опыт;
  • сформировать культуру передачи знаний и умений от предшествующих работников внутри предприятия и при взаимодействии с партнерскими компаниями;
  • организовать непрерывно действующую систему обучения и повышения квалификации персонала.

Индивидуальная компетенция персонала

Для полноценного менеджмента знаний этот элемент имеет особое значение. Одним из стандартных и известных методов улучшения индивидуальных показателей сотрудников являются тренинги, семинары, другие виды обучения, а также ротация в кадровом составе. Персональную компетенцию работников можно повысить, внедряя различные маркетинговые приемы посредством активного применения знаний, сведений, поступающих от клиентов, покупателей, разработки локальных баз данных и инструментов для обратной связи.

знание основ менеджмента

Некоторые составляющие индивидуальной компетенции используются для разрастания организационного капитала. Под этим понятием подразумевается создание немногочисленных творческих команд, разделение персонала на группы, что помогает получить более эффективное применение индивидуальной компетенции путем ее трансформации в коллективные навыки. В концепции менеджмента знаний формирование информационно-технологических систем предприятия преследует цель укрепить взаимодействие различных элементов персональной компетенции и придать индивидуальным активам организационную объединяющую форму.

Функции управления знаниями

В целом информационный менеджмент – это выражение многогранной формы деятельности, которую можно рассматривать как с точки зрения экономики и бизнеса, информационных технологий и программирования, так и гуманитарных наук (психологии, социологии). В данной дисциплине удачно интегрируются компоненты управления персоналом, рекламы, общего развития организации, внедрения инновационных систем и др. Управление знаний представляет собой результат взаимодействия всех вышеперечисленных отраслей. Основными функциями менеджмента знаний являются:

  • трансформирование информации с целью повышения эффективности практической деятельности организации;
  • беспрерывное обучение, приобретение опыта и навыков для реализации ключевой стратегии развития предприятия;
  • формирование базы данных о потребителях и использование знаний, позволяющих привлечь новых клиентов, а значит, улучшить показатели продаж;
  • выработка стабильной системы продаж;
  • использование интеллектуального капитала фирмы (человеческого, организационного, потребительского);
  • повышение отдачи от любых нематериальных активов, распространение результатов на развивающиеся проекты;
  • создание условий для закрепления имеющихся знаний и поддержки конкретных инновационных проектов.
менеджмент знаний организации

Как формируются знания

Решив внедрить систему информационного менеджмента на своем предприятии, в первую очередь нужно определить, для чего это требуется и какого результата поможет достичь. Нельзя заниматься управлением знаний лишь потому, что так делают конкуренты. Система менеджмента знаний вытекает из единых стратегических планов и целей организации, должна связываться с планированием в различных направлениях деятельности. Управление информацией способствует эффективному генерированию и развитию оригинальных и полезных идей.

Чтобы процесс использования знаний принес ожидаемый результат, необходимо корректно формулировать запросы. Он должен быть создан таким образом, чтобы впоследствии при необходимости его можно было бы кодифицировать для отправки. Учитывая структуру запроса, следует создать каталог для каждой его части и определить цели использования.

Для эффективного менеджмента знаний организации важную роль играет наличие обратной связи с потребителем, который должен уметь правильно сформулировать запрос и корректно ввести информацию. Программные методы должны гарантировать обеспечение быстрого поиска, декодификацию и выдачу информации, а в случае необходимости – защитить ее, сделать конфиденциальной.

В ходе проектирования компьютерных программ для управления процессом передачи данных необходимо определить стандартную форму и предоставлять сведения по запросам. В основе менеджмента знаний лежит принцип обеспечения пересмотра и утверждения информации и сведений таким образом, чтобы ненужные или устаревшие данные вовремя изымались или корректировались, становясь востребованными и актуальными.

понятие менеджмент знаний

Способы мотивации сотрудников

Знание основ менеджмента играет решающую роль в процессах создания и распределения информации, однако ни одна организация не способна продуктивно и качественно работать без скоординированных действий административного звена.

На стадии разработок и внедрения системы информационного менеджмента роль администратора должна взять на себя команда, которая занимается финансированием этого проекта и следит за ходом выполнения работ. В идеале нужно сразу же определить ответственное должностное лицо — обычно это сам человек, который занимается технологическим и программным обеспечением. Чтобы процесс внедрения системы информационного управления протекал успешно, потребуется:

  • формально назначить администратора;
  • наделить его функциональной компетенцией по отношению к подчиненным сотрудникам;
  • определить правила мониторинга;
  • разработать критерии оценивания эффективности;
  • внедрить методики, определяющие объемы интеллектуального капитала.

При создании стратегии менеджмента знаний в организации важно определить, насколько сопряжены изменения культуры с механизмами, позволяющими мотивировать сотрудников на осуществление работ по разработке информационной системы и ее плодотворному использованию в дальнейшей деятельности предприятия.

Управление знаниями подразумевает желание множить имеющуюся информацию, стремясь к достижению синергетического эффекта и требуя более высокой мотивации, чем денежный гонорар. Для результативной мотивации применяют различные методы мотивации, способствующие самореализации.

Развитие персонала и карьерный рост – это первое мотивационное средство, которое предоставляется руководством для подчиненных. Используя любой метод менеджмента знаний, сотрудники получают практически безграничные возможности для продвижения по службе и получения ценного опыта в конкретной сфере. В данном случае персоналу можно предлагать специальные внутренние курсы обучения для повышения квалификационного уровня и системой экзаменации, в том числе и в режиме онлайн. Важно обеспечить постоянный доступ сотрудников к информации и выделить дополнительные ресурсы, чтобы те имели возможность получать образование в рабочее время.

Еще одним элементом мотивации персонала является гарантия востребованности. Поскольку процесс обучения требует затрат, работники должны знать, что эти расходы запланированы и заложены в бюджет предприятия, а потому их применение в заданных условиях поощряется, в противном случае поддерживать систему управления знаний будет некому. За использование в информационном менеджменте собственных знаний сотрудник должен быть вознагражден, его изобретение – запатентовано или приобретено компанией на договорных условиях, изложенных в трудовом соглашении. Иначе вознаграждение теряет мотивационный компонент и станет нецелесообразным.

система менеджмента знаний

Не менее сильным побуждающим фактором является признание. Функции менеджмента знаний предполагают возможность сотрудников заявлять о себе, делиться своим мнением и знакомиться с критикой. Хотя зачастую люди неохотно не стараются отдавать свои собственные знания на благо общественности, если не понимают, какое вознаграждение за это могут получить. В данном контексте эффективным инструментом развития менеджмента знаний станет организация научно-дискуссионных клубов и премиальное поощрение активного участия в них. Руководство компании должно обеспечивать поддержку внешних публикаций и официальных знаков признания. Полезным мотивационным элементом является возможность доступа к сети Интернет. Введение системы информационного менеджмента обычно приходится на сферу деятельности управленца, занятого вопросами подбора и обучения персонала.

Поскольку образовательный процесс требует определенных затрат и ресурсов, он должен постоянно находится под контролем администрации компании. Руководство должно иметь возможность оценивать эффективность примененных средств и получаемой выгоды от управления знаниями, осуществлять мониторинг и анализировать деятельность работников в данном направлении. Разработка, внедрение и оптимизация системы информационного менеджмента сразу не принесет прибыли – для этого потребуется время. Отказываться от управления менеджмента не нужно, так как первые результаты будут достигнуты лишь спустя некоторое время.

Нюансы внедрения системы

Каждой организации, обнаружившей для себя целесообразность применения системы информационного менеджмента, пришлось столкнуться с рядом сложностей. На сам процесс внедрения управленческого механизма обычно требуется несколько лет. Если взять за основу данные различных исследований о реальном воплощении в деятельности консалтинговых предприятий менеджмента знаний, можно выделить основные проблемные моменты, с которыми приходилось столкнуться компаниям в процессе.

Самая распространенная проблема – это невозможность определить ответственное лицо. Вне зависимости от вида менеджмента знаний, организациям приходилось тратить на массу времени на обучение персонала. Важно понимать, что данное вложение окупится прибылью лишь в перспективе. Кроме того, проблема внедрения может быть связана с тем, что высшее руководство компании не находит информационное управление целесообразным, а значит, не готово предпринимать необходимых шагов по его внедрению.

Создает сложности на пути развития менеджмента знаний и отсутствие вознаграждения, дефицит признания. Поощрение играет огромную роль и придает весомое значение трансформации индивидуальной работе в командную.

функции менеджмента знаний

Таким образом, основной проблемой при введении информационного менеджмента является отсутствие конкретной постановки цели и отсутствие разумного подхода в растрачивании имеющихся ресурсов. Социологические опросы, проведенные в Соединенных Штатах в конце прошлого века, показали, что большинство респондентов считаются главным препятствием в совершенствовании системы управления информацией является культура организации. Управление знаниями как новый виток в деятельности компаний, нацеленных на аккумулирование и эффективное применение интеллектуальных активов, должно главным инструментом укрепления их конкурентоспособности и позиций на рынке.

Выводы

Главная стратегия менеджмента (управления) знаниями направлена на создание новой стоимости реализуемых продуктов, людей и процессов путем рационального формирования и внедрения информационных данных в стратегии развития предприятия. Первостепенная задача состоит в том, чтобы получить рациональную отдачу от использования затраченных ресурсов, разработать более эффективные инновационные технологии, улучшить механизмы обслуживания клиентов, снизить потери от неактивного интеллектуального капитала.

Концептуальные положения менеджмента знаний можно применять не только в торгово-производственных компаниях, но и в организациях бюджетного типа, некоммерческих и общественных объединениях. К тому же большая часть некоммерческих компаний имеет прямое отношение к информационному менеджменту. Их деятельность основана как раз на создании, регулировании, распространении и переработке потоков различных сведений и данных. Модель управления знаниями на современном этапе применяется также органами власти.

Если рассматривать потенциальную рациональность информационного менеджмента с теоретической точки зрения, она может показаться высокой. Но, несмотря на эффективность этой составляющей процесса управления, ее применение на практике приводит к ряду сложностей. Этому направлению пока посвящено недостаточно внимания в отечественной литературе. Недостаточно опыта применения системы управления знаниями и на практике. В органах госуправления технологии информационного менеджмента используются чаще, чем в коммерческих компаниях, но и в них пока недостаточно внимания уделяется такому важному аспекту развития, как обучение персонала организации.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Добавить смайл
  • :smile:
  • :wink:
  • :frowning:
  • :stuck_out_tongue_winking_eye:
  • :smirk:
  • :open_mouth:
  • :grinning:
  • :pensive:
  • :relaxed:
  • :heart:
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Следят за новыми комментариями — 8
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.