Социальный статус человека, его положение в обществе, признание окружающих и благополучие во многом зависят от личностных качеств. Но при этом люди, стремящиеся к успеху, достаточно большое количество времени уделяют образованию. Для того чтобы достичь в жизни наилучшего результата, они готовы постоянно работать над собой. Другими словами, стремятся к саморазвитию. Это и позволят им дополнять и расширять собственные представления.
К теме личностного роста и саморазвития имеет непосредственное отношение понятие одаренности. Ведь люди, которые стремятся к самосовершенствованию, уделяют большое внимание своим талантам и изыскивают возможности их проявления.
Способности
Прежде чем рассмотреть понятия одаренности, таланта и гениальности, стоит ознакомиться с весьма сложным образованием, являющимся совокупностью самых различных качеств личности, предоставляющих ему возможность придти к успеху в определенной деятельности. Это и есть способности. Они для человека не являются ключом к успеху. Способности – это только потенциальная возможность. Реальность же будет зависеть от трудолюбия, целеустремленности и упорства человека.
Способности формируются и продолжают развиваться на протяжении всей нашей жизни. Подтверждением тому могут служить примеры людей, которые, будучи в зрелом или даже в преклонном возрасте, добивались успехов в изобретательстве, литературе, живописи и т.д.
В основе способностей лежат природные задатки, являющиеся врожденными качествами человека, но не обязательно наследственными. Среди них:
- музыкальный слух;
- внушительный объем легких;
- высокая чувствительность к различению цветов;
- повышенная активность левого или правового полушария головного мозга и проч.
Понятия «задатки», «способности», «одаренность», «талант» и «гениальность» тесно связаны между собой. Без наличия тех или иных природных качеств добиться успеха человеку довольно сложно. Но и при имеющихся задатках гарантировать его нельзя. Ведь развиваться в способности они могут только в том случае, если человек будет систематически учиться и упорно трудиться. То есть в процессе получения навыков определенной деятельности.
Связанные с понятием одаренности задатки и способности имеют две разновидности. Так, они могут быть специальными. Такие способности связаны с конкретной деятельностью и проявляются в ней. Бывают они и общими. К таким способностям относят прежде всего познавательные. Необходимы они в любой деятельности. Человеку, который имеет плохую память или обладает невысоким уровнем интеллекта, не удастся стать, например, композитором, даже при имеющемся феноменальном музыкальном слухе. Именно общие способности определяют уровень эффективности и скорости получения, обработки и хранения информации. Непосредственное влияние оказывают они и на результативность взаимодействия индивида с окружающей средой и с социумом.
Вся совокупность задатков человека, предполагающая наличие у него высокого уровня общих способностей, как правило, и считается одаренностью. Что же это такое?
Определение понятия
На сегодняшний день в психологии единого мнения о том, что же является одаренностью, нет. Данный термин более всего употребляют в педагогике. Понятие одаренности здесь выступает как комплекс тех качеств, которыми обладает личность. При этом их совокупность позволяет человеку успешно овладевать знаниями и осваивать навыки учебной деятельности.
В психологии по поводу сути понятия одаренности имеется множество точек зрения. Однако наиболее часто подобное качество связывают со вниманием человека, его познавательными способностями, мышлением, памятью, творчеством и воображением.
Именно поэтому в понятие одаренности включены такие индивидуальные способности:
- Наблюдательность.
- Высокая степень концентрации внимания.
- Быстрое и нередко спонтанное запоминание разнородной информации.
- Ассоциативное мышление, позволяющее осуществить быстрый доступ к тем данным, которые хранятся в памяти человека.
- Оригинальное мышление, позволяющее находить нестандартные варианты решений самых разнообразных задач.
- Развитое воображение.
- Гибкость мышления, позволяющая оперировать категориями и понятиями из различных областей знаний.
- Высокая степень логического мышления.
Таким образом, вытекающее из задатков и способностей понятие одаренности предоставляет человеку возможность овладения различными видами деятельности. Но, как это было указано ранее, она является лишь потенциальным ресурсом. Для достижения успеха человеку необходимо обладать и способностями, которые относятся к специальным.
В психологии понятие одаренности рассматривается как склонность человека к творчеству, а также его высокая общая активность. Именно поэтому люди, обладающие высоким уровнем подобной характеристики, в любых ситуациях способны найти для себя сферу самореализации, а также конкретную область, в которой они непременно добьются успеха. К тому же некоторые психологи выделяют и такое понятие, как «специальная одаренность». Это качество имеет непосредственную связь со специальными способностями.
Что понимают под понятием одаренности? Способности человека в спорте, науке, искусстве или другой области. Они могут быть и художественными. Для достижения успеха важно то, как сам человек относится к своим способностям, считает ли он, что эти качества следует развивать. Нередко люди не верят в себя и в свои возможности достижения больших высот, отказываются от тех перспектив, которые они вполне успешно могли бы превратить в реальность.
Необходимо понимать, что началом любых достижений служит момент принятия индивидом своей сущности. Одаренность является не только великим благом. Это еще и большая ответственность.
Что входит в определение понятий одаренности? Рассмотрим составляющие и характерные черты этого качества.
Нешаблонное мышление
Известно, что большинство людей стремятся быть как все. Они боятся показаться окружающим ненормальными и странными. Именно поэтому люди, как правило, отказываются иметь собственное мнение и подчиняются стадному чувству. Все это буквально на корню губит замечательные карьеры, не дает развиться талантам, принижает имеющиеся достижения и амбиции. Люди не стремятся обращаться к своему «Я». Они жалеют времени на чтение познавательных книг и предпочитают в свое свободное время праздные занятия. Но если у человека имеется способность к нешаблонному мышлению, то это существенно меняет его восприятие окружающего мира. Она позволяет расти и развиваться индивидуальности. Человек получает возможность приблизиться к себе и осознать собственную ценность.
Желание познавать
Не важно, на какую область человек обратит свое внимание - на музыку, танцы или чтение. Главным при этом является стремление сделать что-либо
Причем обязательно посвящать своему занятию большую часть времени. Желание познавать становится источником смелости и энтузиазма, стремления идти на риск и осуществлять самые, на первый взгляд, невероятные идеи. Все это наполняет индивида новой энергией и приносит ему счастье.
Активная жизненная позиция
Может ли скучать человек, занимающийся своим делом? Вряд ли. В этом случае он переполнен вдохновением и желанием достигать небывалых высот. Такой человек будет непременно смотреть на мир позитивно и мечтать о дальнейшей самореализации, которая позволит преодолевать возникающие на пути препятствия и становиться победителем.
Склонность к уединению
Известно, что одаренные люди, например художники и писатели, целиком погружаются в себя. Происходит это потому, что творческому человеку необходимо обладать определенным личным пространством.
Оно позволяет неторопливо обдумывать свои планы и анализировать происходящее. Человек, лишенный такой перспективы, перестает чувствовать себя в безопасности. Он вновь приобретает чувство комфорта, только получив тишину и покой, что позволяет появляться на свет великим шедеврам.
Признаки одаренности
Более всего подобное качество применимо к детям. Ведь у взрослых имеющаяся одаренность уже должна перерасти в талант. Ребенок, отличающийся от сверстников высоким уровнем способностей, непременно является поводом для гордости родителей. Он развивается быстрее и во многом опережает других детей. И если родители обладают знаниями о том, каковы признаки одаренности ребенка, то они смогут первыми увидеть зарождение в их чаде индивидуальности и дать возможность ее развитию. В чем же выражаются потенциальные возможности, которыми обладает человек?
Быстрое развитие
Что включает в себя в раннем возрасте понятие одаренности? Одаренный ребенок проявляется впервые в период от трех до пяти лет. Это время, когда происходит формирование его личности. Малыш начинает осознавать свои способности и таланты, понимая, что что-то у него получается очень хорошо. Ребенок, сравнивая себя со своими сверстниками, начинает осознавать, что он отличается от них.
Явным признаком одаренности является прогрессирующее развитие. Если малыш в свои 3-4 года уже может читать по слогам, то на него стоит обратить особое внимание. Ведь этот ребенок имеет собственный ритм жизни, и в скором времени ему уже будет не интересно общаться со сверстниками. Он потянется к старшим детям или к взрослым. При постоянно возрастающем темпе прогрессирования развития можно говорить о гениальности.
Любовь к чтению
На сегодняшний день найдется немного детей, которые с удовольствием читают художественную литературу. Книги у них остаются невостребованными. А вот понятие одаренности детей любовь к чтению подразумевает в обязательном порядке.
Книга для такого ребенка является возможностью участия в захватывающем приключении, полном удивительных открытий и загадочных тайн. При наличии такого признака одаренности родителям необходимо всячески поддерживать его у своего чада.
Стремление к самовыражению
Одаренные дети всячески желают продемонстрировать собственную позицию. Уже с малых лет они отстаивают принадлежащую им точку зрения и хотят, чтобы к их мнению прислушивались. Также для них важно быть узнаваемыми, так как одаренность непременно стремится к самовыражению. Такие дети никогда не станут скрывать от людей, что они думают на самом деле, если даже останутся непонятыми окружающими. Уже к 3-5 годам такой ребенок является яркой индивидуальностью. И навязать свое мнение или заставить его сделать что-либо взрослые не могут. Все это говорит о самодостаточности маленького человека, которая находит свое выражение в упрямстве.
Способность долго заниматься
Понятие одаренности и таланта включает в себя усидчивость. Взрослым порой становится удивительно, как маленький ребенок часами сидит на одном месте и занимается любимым делом. Таких детей специально организовывать не нужно. Они сами проявляют увлеченность процессом.
Любимое дело
Очень редко дети, даже будучи в подростковом возрасте, думают о том, чем они хотят заниматься в жизни. Но это вовсе не относится к тому, кто обладает одаренностью. Такие дети уже в младших классах школы имеют планы на будущее. Им не нужен совет взрослых, ведь он только собьет их с намеченного пути.
Наличие у ребенка собственного дела – верный признак его одаренности. Взрослым важно обратить на это внимание и начать развивать ту деятельность маленького человека, которая ему по душе.
Виды одаренности
Потенциальные возможности могут быть сгруппированы по различным признакам. Их классификация производится по интенсивности, куда входит выраженная и невыраженная одаренность, по времени возникновения (ранняя и поздняя) и т.д. Однако когда рассматривают понятие и виды одаренности, самая популярная группировка таких способностей основывается на области их проявления. Согласно этому они бывают:
- В практической деятельности. К этой категории относится природная одаренность к ремеслам, к спорту или организаторские способности.
- В интеллектуальных и теоретических занятиях (сфера науки).
- В художественно-эстетическом направлении. Здесь рассматриваются способности к рисованию, музыке и скульптуре.
- В коммуникационной области. Примером тому может служить ораторское искусство.
- В духовно-ценностном направлении. В эту группу входит деятельность, касающаяся служения обществу и создания новых ценностей.
Стоит иметь в виду, что одаренность проявляется не только в раннем возрасте. Именно поэтому взрослым людям не стоит отказываться от тех спортивных, духовных, интеллектуальных и творческих занятий, к которым они стремятся для овладения соответствующими навыками. Другими словами, понятия задатка, одаренности и таланта не чужды и им. Вполне возможно, что, занимаясь любимым делом, взрослые люди смогут найти в себе новые способности и развить их.
Классифицировать одаренность можно и по степени ее выраженности. Для этого необходимо мысленно представить себе некую шкалу, вдоль которой и будут находиться человеческие способности.
И здесь понятие и виды одаренности можно распределить соответствующим образом, начиная с нуля (при отсутствии потенциальных возможностей) до самых высоких ее значений, что соответствует гениальности.
Существует также классификация по форме. В этом случае выделяют одаренность явную, которая заметна всем, а также скрытую, пока еще не проявившуюся. В последнем случае нередко делается ошибочное умозаключение об отсутствии у человека потенциальных возможностей. Однако они всегда могут проявиться весьма неожиданно. Случается это при изменении внешних условий или из-за каких-либо событий, касающихся внутреннего психологического мира.
По широте своего проявления одаренность бывает общей и специальной. Первый из этих двух видов находит свое проявление в большинстве направлений деятельности человека. Специальная одаренность касается лишь конкретных сфер.
Талант
Что обозначает это понятие? Если рассматривать понятие задатка, одаренности и таланта, то под последним из них имеют в виду специальные способности, находящиеся на очень высоком уровне. Считается, что это дар, который человек получает от Бога. Задатки же составляют основу таланта и создают условия для достижения успеха в определенной сфере деятельности и развитию одаренности. Однако когда будет иметь место талант? Понятия способности и одаренность будут непременно предшествовать получению этого высшего уровня мастерства. Человеку придется, несмотря на имеющиеся у него природные данные, хорошенько потрудиться, упорно овладевая методами и приемами определенной деятельности. То есть пройти путь развития и дальнейшего совершенствования способностей. Только это и позволит стать мастером своего дела, а не просто ремесленником. В противном случае он, как говорят в народе, зароет свой талант в землю.
Специалисты отмечают, что практически всех детей уже при рождении можно назвать потенциально одаренными. И лишь от процесса воспитания и собственного упорства ребенка будет зависеть в дальнейшем, превратится ли его талант из потенциального в реальный.
Гениальность
Подобное явление также связано с уровнем способностей человека. Тем не менее встречается оно в жизни довольно редко. С одной стороны, одаренность и гениальность – понятия, тесно связанные друг с другом. С другой – последнее из них представляет собой явление, выходящее за пределы верхних значений психической нормы. Именно поэтому люди с такими способностями встречаются в жизни очень редко.
Гениальность, несмотря на то что находится вне пределов нормы, вовсе не является болезнью или патологией. Просто способности человека в этом случае значительно превышают ту стандартную норму, которая принята в обществе. Они позволяют гениям добиваться успеха сразу в нескольких сферах деятельности. Кроме этого, такие люди, как правило, оказывают влияние на процесс развития человеческого общества. И если талантливый человек от способного отличается уровнем своих возможностей в количественном выражении, то гениальный обладает уже качественными различиями. Ведь он имеет высший уровень возможностей человека.
Гением можно назвать того, кто:
- обладает необычным восприятием окружающего;
- нестандартно мыслит;
- имеет высочайшую степень креативности, которая проявляется спонтанно, что позволяет новым оригинальным идеям рождаться естественно и просто;
- обладает интуитивным мышлением, опережающим рациональное.
Для гениальных людей характерны такие черты, как увлеченность и заинтересованность, что нередко переходит в одержимость. Они могут добиться успеха на любом поприще, причем благодаря не только одаренности и таланту, но и целеустремленности, упорству и трудолюбию.