Такое понятие, как гамма в музыке, появилось сравнительно недавно. Но ведь люди сочиняли произведения еще с незапамятных времен, как-то записывая их и передавая из поколения в поколения? Наши предки пользовались ладами. Это особые музыкальные структуры, которые подобно тональностям могли задать характер и технические данные пьесе, но отличались по своей структуре. Сейчас мы рассмотрим ионийский лад, его особенности и историю.
Что это такое?
Некоторых музыкантов немного пугает такое понятие, как ионийский лад, впрочем как и все иные лады в рамках сольфеджио. Но относительно конкретно этой музыкальной структуры нет ничего таинственного и требующего тщательного изучения: этот лад является точной копией мажорной гаммы. То есть он состоит из семи нот, охватывает целую октаву и имеет типичную для мажора структуру: тон, тон, полутон, три тона и полутон. По этой схеме его можно строить не только от "до" к "до", но и от любой другой ноты - "ре", "фа", "ля" и т. д. Важно лишь соблюдать структуру и последовательность тонов-полутонов, и вы сможете получить то самое звучание ионического лада. Музыка, основанная на нем - это все известные классические, джазовые или какие-либо иные произведения, написанные в мажоре.
Основное отличие от мажора
Почему же тогда, спросите вы, мы привыкли называть данную гамму именно мажором, а не ионийским ладом? Все дело тут кроется в разном типаже этих двух звукорядов, в их свойствах и особенностях. Что же, начнем с мажора. Это обобщенное название, которое всегда требует наличие "нотной" приставки - до мажор, си мажор, фа мажор и т. д. То есть перед нами гамма, которая по своей структуре является тональной - с явной опорой на первую ступень. Помимо первой ступени основными в гамме считаются третья и пятая - это и есть то самое трезвучие, которое является визитной карточкой любого мажора. Но при этом остальные ступени могут повышаться или понижаться. В результате можно сыграть гармонический, мелодический, дважды гармонический или дважды мелодический мажор. При этом звукоряд будет иметь различные последовательности тонов-полутонов.
Что же мы знаем про лады? Для них не существует такого понятия, как тоника - они модальные. То есть как качели, могут передвигаться по нотному стану вверх или вниз, но при этом остаются целостными. В них сохраняется звукоряд - последовательность тонов-полутонов. Поэтому лад всегда будет звучать одинаково, разница лишь в том, высоко это будет или низко.
Зарождение и начало существования
Весьма интересна история названия ионийского лада. Ныне мы его именуем так, опираясь на древнегреческое поселение, которое проживало на берегах Ионийского моря и носило соответствующее наименование. Именно они изобрели эту простую и гениальную гамму (тогда она еще называлась просто ладом), что впоследствии стала нерушимой основой для написания всех произведений, которыми ныне мы можем довольствоваться. Но в самой Древней Греции ныне всем известная гамма до мажор носила название лидийского лада. В наше время этим термином мы называем иную нотную последовательность - это также натуральный мажор, но его IV ступень повышена (то есть просто поочередное нажатие белых клавиш от "фа" до "фа", без бемолей или диезов). Но в силу того, что ранее лады воспринимались скорее не как целостная структура, а как тетрахорды, то есть частично (по четыре ступени), люди часто меняли местами "верх" и "низ" гаммы. Так перенос верхних четырех нот современного лидийского лада в нижнюю его часть поспособствовал образованию нового - ионийского лада.
О древних греках и их музыкальной культуре
Всем, кто хотя бы кратко знаком с курсом сольфеджио, известно, что каждый древнегреческий лад - ионийский, дорийский, миксолидийский и пр. являются диатоническими. То есть каждый состоит из своей уникальной последовательности тонов и полутонов и имеет семь ступеней. Это стало основой современной музыкальной грамоты, которая практическим не изменилась, а даже упростилась к нашим дням. Греки, проживавшие задолго до начала новой эры, были очень чувствительны к ладам. Люди из каждого отдельного региона могли похвастаться своей уникальной гаммой, на основе которой писались античные произведения. А вот верхушка общества выделяла из множества ладов наиболее милозвучные, и такие, как дорийский, эолийский и ионийский вошли в их ряды. Музыка, основанная на такой диатонической последовательности, исполнялась на самых важных мероприятиях и считалась благородной и изысканной.
Неужели все было только в мажоре?
Вовсе нет. Ноты ионийского лада были основой для построения действительно веселого (как было отмечено самим древними греками) и задорного звукоряда. На основе этой гаммы сочинялись торжественные мотивы, веселые мелодии для званых ужинов и праздников. Но куда более загадочными и даже драматическими были два вторых по популярности лада - эолийский и дорийский. Первый является точной копией нынешнего натурального минора - то есть без диезов и бемолей от "ля" до "ля". Второй же представлялся в виде минора с повышенной VI ступенью. Проще всего его можно себе представить, убрав из натурального ре минора "си бемоль" и заменив ее на обычную "си". Нередко два минорных лада использовались в качестве основы для написания музыки к спектаклям, к вечерам скорби и просто для создания таинственных и мелодичных мотивов.
Средневековая путаница
Такое имя, как Боэций, является центровым не только для музыкантов, но и для философов, теологов и прочих представителей так называемого метафизического сегмента. Он глубоко изучал как науку, так и философию с искусством, при этом объединяя все эти отрасли. Впервые именно Боэций задокументировал все существующие на момент его жизни лады, придуманные античным народом. Таким образом он оставил после себя величайшее культурное наследие, которое стало основой для развития средневекового эпоса и церковных песнопений. Но музыканты этой мрачной эпохи, обнаружив наработки Боэция, немного неверно интерпретировали древнегреческую октаву, и в результате назвали все звукоряды не своими именами. Пресловутый ионийский получил новое имя - гиполидийский, и он довольно часто использовался в церковной культуре. "Отредактировали" лад и вернули ему истинное название лишь в эпоху просвещения, когда тонические гаммы уже практически полностью вытеснили из сольфеджио такое понятие, как лад.
В наше время
Так как модальные лады древних греков не имели опоры на тонику, они не нуждались в четком обозначении каждого звука. Точечками помечались тона и полутона, которые шли вверх или вниз. Получается, что высоту звучания мелодии каждый певец или музыкант выбирал для себя сам - в зависимости от тембра голоса или устройства инструмента. Говоря языком, более понятным современному музыканту, это то же самое, что вы могли бы свободно играть произведение, написанное в ре мажоре, в си мажоре, ля мажоре, соль диез мажоре и любом другом мажоре. Появление тоники больше всего связано с клавишными инструментами - сначала клавесин и орган, затем фортепиано. Тут уже имеется четкая октава, поэтому есть необходимость опираться на первый звук.
Но по-прежнему все эти лады актуальны для народных инструментов. Очень часто исполняется ионийский лад на гитаре - там сыграть модальную мажорную гамму от любой, выбранной вами ноты совершенно несложно, также на арфе, изредка на струнно-смычковых инструментах.
Заключение
Лады - основа, на которой была построена наша современная музыка. Древние греки добились огромнейшего успеха в этой области искусства, они создали уникальную систему, которая позволила не просто наигрывать мотивы и забывать их, а структурировать музыку, делать ее узнаваемой и стилизованной. А ионийский лад в музыке - это прототип нашего мажора, имеющий идентичное звучание, но немного иные свойства.