«Возможно ль, чтобы святой, которому Бог уготовил стать избранным сосудом Господним, родился от неправедных родителей?» Таким вопросом задается Епифаний Премудрый, автор биографии Сергия Радонежского. И сам себе отвечает: «Конечно же, нет. Еще до рождения младенца появлению его на свет сопутствовали великие чудеса». Да и родители святого также были непростыми людьми.
В этой статье вы прочтете о матери Сергия, Марии Радонежской. Кем была эта женщина, причисленная православной церковью к лику преподобных? Многие знают житие святого Сергия Радонежского. А вот кем были его родители – Кирилл и Мария? Были ли у них дети еще, кроме Сергия? За что родители святого из Радонежа почитаются? Когда почитается их память? Какие молитвы тогда следует произносить? Обо всем этом читайте ниже.
Биография супружеской четы
Увы, мы ничего не можем сказать о том, когда родились Кирилл и Мария Радонежские. Можно лишь допустить, поскольку умерли они в почтенном возрасте, что на свет они появились во второй половине XIII столетия. Скорее всего, Кирилл унаследовал боярский титул от отца. Он владел поместьем в селении Варницы, которое располагалось в четырех верстах от Ростова Великого. Но достоверно известно, что Кирилл состоял на службе сначала у князя Константина Борисовича, а потом у Константина Васильевича.
Очевидно, его жена Мария также была боярского рода. Но кто были ее родители, как и где протекало ее детство и отрочество, и даже когда она вступила в брак, историкам неизвестно. Жили супруги богато, но без шика. Кирилл отлучался ко двору князей Ростовских лишь по долгу службы. Основное время супруги проводили в своем поместье, не гнушаясь, как пишет Епифаний Премудрый, и физического труда. Были они людьми набожными, но более ничем от православного народа не отличались. У них родилось двое сыновей – Стефан и Петр.
Чудеса, совершенные Сергием в лоне матери
Но тут Мария Радонежская забеременела в третий раз. Поначалу ничто не предвещало чудес. Но как-то раз Мария пошла к святой литургии и стала в церкви. Вот как описывает этот удивительный случай биограф Сергия Радонежского Епифаний: когда священник раскрыл книгу Евангелий и приготовился читать из нее, младенец воскликнул громким голосом из чрева матери.
Изумление окружающих было велико, но что должна была почувствовать сама Мария? Так же громко еще не родившийся младенец вскрикнул во время богослужения дважды: перед пением славы херувимской и когда священник провозгласил: «Внимаем, слава святым!» С тех пор родители Сергия поняли, что у них в семье должен появиться неординарный ребенок. И они, как некогда мать пророка Самуила, святая Анна, решили посвятить его церкви.
Религиозные подвиги самой Марии
Кажется, выносить в лоне будущего святого, который к тому же так рано возвестил о себе, уже большая заслуга перед Богом. Но святая Мария Радонежская, как пишет автор жития основателя Свято-Троицкой Сергиевской лавры, держалась вдали от всякой нечистоты и скверны. Она относилась к носимому ею ребенку как к «некому бесценному сокровищу». В то время, как другие беременные женщины доставали мужей своими капризами, Мария была очень сдержана в еде.
Она строго держала посты и вообще отказалась от всякой скоромной пищи. Когда же она была на сносях, исключила из рациона и рыбу. Ела она только вареные овощи и крупы, а пила лишь родниковую воду, да и то в малых количествах. Она очень часто молилась наедине Богу, прося Его соблюсти ее и младенца. Она также часто упоминала, что буде он родится мужеского пола, она посвятит его Церкви, то есть отдаст в монахи, как только тот достигнет возраста разумения добра и зла.
Мать маленького святого
В мае 1314 года Мария Радонежская счастливо разродилась третьим сыном. Через 40 дней родители понесли его в церковь крестить. И священник нарек младенца Варфоломеем. И не только потому, что в тот день (11 июня) Церковь чтила память святого с таким именем. «Варфоломей» означает «Сын Утешения» (Радости). Священник тоже почувствовал, что данный младенец послужит утешителем не только для своих родителей, но и для многих других христиан. Он предрек родителям: «Веселитесь, радуйтесь, ибо это есть избранный Богом сосуд, обитель Святого Духа и служитель Троицы».
Маленький Варфоломей, привыкший к постам еще в утробе матери, не желал от них отказываться. Богатая боярыня хотела отдать ребенка, как и двух своих первых сыновей, кормилице. Но младенец не желал брать грудь. Тогда Мария взялась сама вскармливать сына. И как она заметила, по средам и пятницам, младенец отказывался сосать молоко, а в другие дни пил его. Желая сделать пищу сына более питательной, Мария принялась есть мясо. Но маленький Варфоломей тут же отказывался брать грудь. Из-за него мать полностью отказалась от мяса.
Отрочество Варфоломея и политические перипетии княжества Ростовского
Когда третий сын Кирилла и Марии Радонежских немного подрос, он самостоятельно продолжил воздержание. По средам и пятницам он держал суровый пост. Да и в другие дни не вкушал мясной пищи. При этом он всегда был поддержкой и радостью для своих родителей, полностью оправдывая свое имя. Годы шли, и два старших сына, Стефан и Петр, женились, обзавелись своими семьями. С родителями остался лишь младший, Варфоломей. Когда ему исполнилось 15 лет, произошли изменения, которые затронули не только его семью, но и судьбы многих ростовчан.
Княжество попало в зависимость от Московского правителя Ивана Калиты, который прислал в город своего наместника. Тот не отличался добрым нравом. А поскольку княжество Московское платило дань Золотой Орде, наместник обирал жителей Ростова Великого. От притеснений воеводы Кирилл совсем разорился. И семья решила переселиться в маленький Радонеж, что в княжестве Московском. Поэтому супружескую чету, Марию и Кирилла, и называют по имени этого городка.
Окончание земной жизни
Варфоломей с отрочества хотел принять постриг и часто напоминал родителям о данном ими обещании посвятить его Богу. Кирилл и Мария не отказывались от своих слов, но просили сына поддержать их в их старческой немощи и бедности, ведь младший сын был их единственной опорой. Но поскольку смерть все не приходила за ними, родители решили сами принять постриг. Для этого схимонах Кирилл и преподобная Мария Радонежская удалились в обитель Хотьково. Там они и провели остаток своих дней в молитвах и воздержании.
Тем временем изменилась судьба их старшего сына, Стефана. Его жена умерла. Стефан, пребывая в горе, решил уйти из мира. Он отдал двух сыновей на воспитание своему младшему брату Петру и тоже вступил в Хотьковский монастырь. В 1337 году родители предстали перед Господом, и сыновья похоронили их в обители, под полом Покровского собора. Сорок дней Варфоломей пребывал у гроба Кирилла и Марии, а потом раздал свое имение нищим и удалился вместе с братом Стефаном в Маковецкий лес, где они возвели Троицкую церковь, а вокруг нее монастырь. Через три года святой принял постриг, взяв иноческое имя Сергий.
Храм Кирилла и Марии Радонежских
Усыпальница рода еще в XIV веке заявила о себе разнообразными чудесами. Во-первых, сам Сергий Радонежский указывал, что перед тем, как прийти к нему, верующие должны сначала посетить Хотьковскую обитель. Там, под сенью Покровской церкви, покоились не только мощи его родителей, но и прах жен старших братьев святого, Анны и Екатерины. Сергий настаивал, что родственные узы, связывающие его с членами семьи, настолько сильны, что чтение молитв влияет на здоровье верующих.
О чудесах, происходящих на месте усыпальницы, свидетельствует хроника Покровского монастыря в Хотькове. Особенно явно заступничество преподобных Кирилла и Марии проявлялось во времена ужасных эпидемий: моровой язвы 1771 года, холеры в 1848 и 1871 годах. Святость схимонахов была признана в XIX столетии. Об этом свидетельствуют церковные календари того времени. Так, преподобных схимонахов поминают 31 января и 11 октября. В эти дни читают акафист Кириллу и Марии Радонежским и Псалтырь.
Народные заступники
Церковь признала схимонахов преподобными лишь в XIX столетии. Но уже на иконах XV века Кирилла и Марию, родителей Сергия Радонежского, изображали с нимбами вокруг головы. К могиле заступников постоянно стекался народ, прося о выздоровлении от недугов. Покровский собор неоднократно перестраивался, но мощи до страшных лет «воинствующего атеизма» оставались в крипте.
Над могилой была старинная икона Марии Радонежской и других членов ее семьи. Этот образ воплощал идею о небесном заступничестве. В центре иконы была изображена Богоматерь с молитвенно воздетыми руками. Ее ноги упирались в могилу схимонахов. По одну сторону от нее были изображены мужчины рода: Кирилл, Сергий, Стефан и Петр, а по другую – женщины: Мария, Анна и Екатерина. По преданию, основатель Троицкой лавры частенько наведывался в Хотьково, чтобы помолиться на могиле родителей. Одна из икон Сергия Радонежского изображает его с кадилом над гробом в Хотькове.
Молитвы к преподобным схимонахам
Есть несколько вариантов обращения к Кириллу и Марии. Супружеская чета никогда не ссорилась. Поэтому для обретения согласия в семье следует читать тропарь. Он звучит так:
«Причастники блаженства Христового, пример супружества и заботы о детях, праведные Кирилл и Мария, явившие нам плод благочестия, преподобного Сергия, молите Бога, чтобы Он ниспослал нам дух смиренномудрия и любви, чтобы в единомыслии и мире прославлять Святую Троицу».
Есть еще кондак, восхваляющий не только чету, но и их сына Варфоломея, известного как Сергий Радонежский. Его читают для избавления от соблазнов и напастей, чтобы сохранить семью, укрепить старость и для спасения души. В молитве к схимонахам Марии и Кириллу нужно просить их заступничества перед Господом, чтобы Бог защитил верующего и всю его семью от бесов и злых людей. Также следует уповать, чтобы была дарована свыше сила следовать неукоснительно всем заповедям Христовым.
Акафист Марии Радонежской и Кириллу, ее супругу
Этот канон провозглашает священник в день поминовения преподобных схимонахов. Акафист состоит из 13 кондаков и 12 икосов. В нем кратко говорится о житии преподобных Кирилла и Марии, о небесной славе, которую они обрели после ухода из земной жизни и о том, что их мощи даруют исцеление от немощей всякому, кто с верою приходит им поклониться.