Одним из самых почитаемых католических и православных святых является преподобный Антоний Великий. Этот подвижник основал отшельническое монашество. В статье мы подробно рассмотрим его житие, образ святого Антония в искусстве и литературе. А также вспомним основные монастыри и храмы, посвященные этому великому подвижнику.
Детство святого
Вначале обратимся к житию Антония Великого. Будущий святой родился в земле Египетской в Коме близ Гелиополя в 251 г. н. э. Его семья была богатой, родители – благородного происхождения. Они воспитали мальчика в строгой христианской вере. Все свое детство он провел в доме родителей. И когда пришло время отправиться в школу, чтобы обучиться грамоте и находиться в окружении сверстников, будущий святой предпочел не расставаться с домом.
С детства его приучили к посещению Божьего храма, куда он ходил с радостью вместе со своими отцом, матерью и сестрой. Несмотря на то что семья обладала завидным богатством, преподобный Антоний Великий был неприхотлив и довольствовался малым.
Но когда юноше исполнилось 18 лет, его родители скончались, оставив младшую сестру на его попечение.
Зов Божий
С тех пор Антоний заботился о сестре и хозяйстве, продолжая регулярно посещать церковь и предаваться богоугодным размышлениям. В один из таких дней он, как обычно, направлялся в храм. Думал о святых апостолах, которые оставили все свое имущество, всю прежнюю жизнь и пошли следом за Христом, а также о других верующих, поступивших, подобно им.
Когда юноша переступил порог храма, то услышал голос, который произнес фразу из Евангелия от Матфея: «Если хочешь быть совершенным, иди, продай имение твое и раздай нищим. И будешь иметь сокровище на Небе. И иди вслед за Мной». Эти слова будто прозвучали из уст самого Господа Бога и были адресованы будущему святому лично. Они поразили юношу в самое сердце и радикально изменили его последующую жизнь.
Вернувшись домой, святой Антоний незамедлительно последовал словам, услышанным в храме. Он продал многочисленное имущество, унаследованное от родителей, плодородную землю своих угодий. Часть от вырученного раздал жителям селения. Часть оставил сестре, которая также имела право на наследство. Часть отдал беднякам и нищим. Однако он недоумевал, что же делать с маленькой сестричкой, которую он не мог оставить просто так. И отправился в храм Господень ждать совета от Бога.
Когда он вновь вошел в церковь, то услышал другие слова из того же Евангелия, повелевающие ему надеяться лишь на Промысел Божий и не заботиться о завтрашнем дне, который «сам о себе позаботится». Антоний также решил, что эти слова предназначены ему. Он пожертвовал бедным соседям то немногое имущество, что у него осталось. Отдал сестру на попечение добрым христианкам из местной обители. И, наконец, оставил родной дом и город, чтобы жить уединенно и предаваться неустанной молитве во славу Господа.
Основатель отшельничества
Вначале преподобный Антоний Великий жил неподалеку от города у одного старца-христианина, который был отшельником. Будущий святой старался во всем подражать своему учителю. Кроме того, он навещал других старцев, живущих уединенно, и спрашивал их совета, как лучше проводить отшельническую жизнь. Уже тогда Антоний был известен своими духовными подвигами, и многие называли его «другом Божьим».
Однако затем он решил уходить все дальше и дальше от людей. Он позвал за собой старца, вместе с которым жил, но тот отказался. Тогда Антоний, будущий основатель христианского монашества, нашел отдаленную небольшую пещеру, в которой и поселился. Один его друг периодически приносил ему еду. Затем святой пошел еще дальше: он пересек Нил и поселился в развалившейся воинской крепости. В запасе у него был хлеб на полгода. Два раза в год к нему приходили его друзья, приносившие немного еды и передававшие ее преподобному через дыру в кровле укрепления.
Сложно вообразить, как много испытал подвижник за эти годы отшельничества. Он изнемогал от жажды, от голода, от пустынного ночного холода и дневной жары. Однако самым страшным были не физические лишения – самым страшным, по словам святого, стали духовные искушения, тоска по людям, по миру. К этой тоске добавлялись и искушения от многочисленных демонов, не дававших святому покоя. Антоний наблюдал, как бесы являлись к нему в облике то черных и страшных отроков, то в виде гигантских великанов. Видел, как дьявол пытает и мучит других людей. Демоны били его до полусмерти и всячески издевались над ним. Иногда преподобный Антоний Великий склонялся к тому, чтобы вернуться к людям, так тяжело ему было. Но тогда к нему являлся посланник Божий – Ангел или даже сам Спаситель. Однажды Антоний вопросил Господа, где же был тот, когда он так страдал и взывал к нему. Господь ответил, что все время находился рядом с ним, но ждал его подвига.
Более всего мешали Антонию его помыслы. Однажды во время ожесточенной битвы с ними святой воззвал к Господу и указал на то, что помыслы не дают ему спастись. Внезапно он увидел, что кто-то, как две капли воды схожий с ним, неустанно трудится, затем молится и снова принимается за работу. После перед Антонием предстал Ангел Господний, который велел ему поступать именно так, как его двойник – только тогда возможно спасение.
Так прошли двадцать лет. Старые друзья Антония наконец узнали его место обитания и нашли его, чтобы поселиться рядом. Долгое время они стучали в дверь его скромной обители, прося выйти к ним. И наконец святой появился в дверях. Друзья очень удивились. Они ожидали увидеть постаревшего, изнуренного человека. Но напротив - ни следа лишений не было видно на лице преподобного, несмотря на то что тот жил в нечеловеческих условиях. В его душе обитали спокойствие и тишина, и небеса отражались на его лице. Вскоре старец стал для многих духовным наставником. В горах, расположенных вокруг пустыни, появилось много иноческих обителей. Пустыня оживились: многие стали обитать в ней, молиться, петь, трудиться и служить людям. Преподобный не ставил для своих учеников каких-то определенных условий для иноческой жизни. Его беспокоила лишь необходимость укрепить в душе своих духовных детей благочестие, Божью молитву, отрешимость от земной жизни, необходимость научить их постоянному труду во славу Господа.
Отшельнический подвиг
Однако, несмотря на успехи своих учеников и духовное процветание монастырей, основатель христианского отшельничества не находил себе покоя в этом неизбежном шуме. Он искал спокойствия и одиночества. Голос с неба спросил его, куда святой хочет бежать. И Антоний ответил: "В верхнюю Фиваиду". Однако голос возразил, что преподобный не найдет покоя ни там, ни в других местах. И идти ему нужно во внутреннюю пустыню (так называлась территория, расположенная неподалеку от Красного моря). Туда-то и отправился св. Антоний Великий.
Спустя трое суток он обнаружил на своем пути высокую гору с чистыми ключами и поселился там. Святой соорудил небольшое поле, чтобы самому выращивать себе зерно и печь хлеб. Время от времени он навещал своих учеников. Однако многочисленные почитатели нашли и это место его уединения и стали часто приходить к нему за молитвами, наставлениями, исцелениями.
В один день к преподобному Антонию явились с визитом греческие философы, находящиеся в вечном поиске мудрости. Святой спросил, зачем столь мудрые люди пришли к нему, неразумному старику. На что философы возразили, что, напротив, считают его мудрым и знающим человеком. На это св. Антоний смело ответил им: "Если вы пришли к глупцу, то путь ваш был напрасен, и шли вы зря. Если, как вы утверждаете, я мудрец, то следует подражать тому, кого вы называется мудрым человеком. Ведь если бы я пришел к вам в поисках мудрости, то стал бы подражать вам. Однако вы пришли ко мне как к знающему человеку - так станьте же христианами, как и я". И философы отправились обратно, удивляясь проницательности святого.
Встреча с Павлом-отшельником
Так Антоний обитал в пустыне более семидесяти лет. Постепенно к нему в голову начал закрадываться помысел о том, что он старше всех иных христианских отшельников. Преподобный обратился к Господу с молитвой, чтобы тот отдалил от него эту горделивую мысль, и узнал от Спасителя, что на самом деле один монах стал жить отшельником гораздо раньше его самого. Антоний ушел на поиски этого отшельника. Потратив целый день, он не нашел никого, кроме зверей, обитавших в пустыне. На следующий же день увидел волчицу, что бежала к ручью на водопой. Святой Антоний последовал за ней и обнаружил пещеру, находившуюся возле этого ручья. Когда он подошел к ней, дверь закрыли изнутри. И отшельник полдня просил отворить ее, пока наконец навстречу ему не вышел седой, как лунь, старец. Его звали Павлом Фивейским, и этот святой жил в пустыне уже девяносто лет.
Они поприветствовали друг друга. И Павел спросил, в каком состоянии сейчас находится род людской. Его порадовало, что в Риме восторжествовало наконец христианство, но огорчило появление арианской ереси. Во время беседы отшельников с неба к ним подлетел ворон и положил перед ними хлеб. Павел радостно возгласил: «Как же милостив Господь! Все эти годы я получал от него половину хлеба, а для тебя Он отправил нам целый хлеб!».
Назавтра Павел рассказал Антонию, что скоро уйдет к Господу, и попросил принести епископскую мантию, чтобы накрыть останки его после смерти. Святой Антоний поспешил в свою обитель в глубочайшем волнении и сказал своим братьям только то, что видел пророка Илию и Павла в раю.
Когда святой возвращался к Павлу, то заметил, как тот возносится на небо в окружении ангелов и апостолов. Антоний огорчился, что старец не дождался его возвращения. Но, вернувшись в его пещеру, обнаружил, как тот безмятежно молится на коленях. Антоний присоединился к его молитве и только через несколько часов понял, что Павел действительно мертв. И похоронил старца, обмыв его тело. Могилу вырыли своими острыми когтями львы, пришедшие из пустыни.
Сам Антоний умер в возрасте ста шести лет.
Мощи святого
Мощи преподобного были найдены лишь при Юстиниане в 544 г. Сразу после обнаружения их перенесли в Александрию. Когда в VII в. сарацины завоевали Египет, мощи доставили в Константинополь, а оттуда, уже в 980 г., – в Мот-Сен-Дидье (ныне Сент-Антуан-л'Аббеи) во Франции, где они хранятся и по сию пору.
Житие св. Антония
Жизнь и деяния великого святого были подробнейшим образом описаны в его житии отцом Афанасием Александрийским. Стоит сказать, что это первый известный памятник православной житийной литературы - агиографии. Также это творение считается одним из самых лучших произведений Афанасия. Иоанн Златоуст утверждал, что данное житие обязательно для чтения всем благоверным христианам.
В произведении святитель Афанасий рассказывает и о внешнем облике св. Антония, и о том, что на протяжении всей жизни он не прельщался дорогой пищей, обходился малым в одежде, и что его зрение оставалось острым до самой старости, и до смерти все его зубы были на месте, лишь расшатались в деснах - в конце концов святому было уже более ста лет. Кроме того, он сохранял здоровые руки и ноги до самого своего конца. Все люди, знавшие старца, любили св. Антония, удивлялись его деяниям и вдохновлялись духовным подвигом. А также поражались здоровью преподобного, которое Бог сохранил ему, несмотря на все лишения и невзгоды. Все это, заключает святой Афанасий, служит свидетельством многочисленных добродетелей Антония Великого и благости Божией.
Данное житие руссский святитель Дмитрий Ростовский включил в список Четьих Миней как назидательное и душеполезное чтение.
Монастырь святого Антония в Египте
На том самом месте, где когда-то вокруг святого сформировалась монашеская община, – в пустыне близ Красного моря - ныне стоит самый древний христианский монастырь в мире. Сейчас это место принадлежит коптской церкви (кстати, родители святого Антония и он сам родом как раз из этого народа). Там живут и молятся около сорока монахов и двадцати юных послушников.
В монастыре расположены семь церквей, и только одна из них построена на месте древней часовни, которую в свое время заложил сам преподобный. Часть его праха хранится здесь, по правую руку от алтаря.
Неподалеку от монастыря находится место паломничества христиан - пещера, где обитал св. Антоний. Сейчас здесь стоит небольшая часовенка. К ней ведет крутая высокая лесенка, и один раз в год, в день памяти святого, в ней проводится традиционное богослужение. В остальное же время в определенные часы можно встретить монаха, читающего молитвы.
Храм в России
В России сравнительно немного мест почитания святого - в католичестве ему уделяют значительно больше внимания. Самым известным является храм Антония Великого в Дзержинске. Небольшой по размерам, он построен в 2007-2009 гг. При храме открыта воскресная школа.
За что почитают святого
Как мы видим из жития Антония Великого, этот святой совершил множество духовных подвигов при жизни. За что он и почитается в христианской традиции. Днем памяти святого считается 17 января.
Его главной заслугой для христианского образа жизни, безусловно, стало основание традиции отшельнического монашества. Несколько иноков-отшельников и сегодня находятся под присмотром единого наставника. Живут неподалеку друг от друга, чаще всего в небольших хижинах или пещерах (которые по-другому называются скитами). Там они постятся, предаются неустанной молитве и труду. Для таких отшельников день памяти святого Антония считается особенно важным церковным праздником.
Однако стоит сказать, что еще во время жизни старца появился другой вид христианского отшельничества - монастыри. Основателем его считается преподобный Пахомий Великий.
Святой Антоний не был писателем в традиционном церковном смысле. Однако среди его духовного наследия до нас дошли высказывания и поучения, объединенные в сборники. Умирая, он призывал своих последователей: «Всегда веруйте в Христа и им дышите». Это изречение святого Антония можно считать девизом всей его жизни: ведь он ни разу не отступил от веры в Господа.
До нашего времени сохранились 20 речей преподобного старца, посвященных христианским добродетелям, семь посланий к монастырским монахам, а также правила жизни для них. Их часто вспоминают в день памяти Антония Великого.
В 5-м веке впервые появилось собрание его изречений. Он советовал предаваться тишине в пустыне - ведь тогда человек становится неуязвим для всех искушений, кроме чувственности. Также святой отмечал, что если человек не смог ужиться с людьми в миру, то не сможет справиться и со своим одиночеством. По его мнению, человек не обретет спасения, если его не искушали. Святой в принципе уделяет много внимание искушениям: он считает это очень важным фактором для спасения, а в одном из своих изречений даже советует радоваться тому, что тебя искушают бесы. Преподобный советовал избегать ненависти и ссор, придерживаться смирения, которое может покрыть все грехи, не роптать и не считать себя мудрым. Ведь гордость низвела дьявола в преисподнюю. Кроме того, следует быть воздержанным в пище и сне. Таким образом, святой описывал идеальный образ монаха, которым фактически и являлся.
Образ святого в искусстве
Среди многочисленных сюжетов, коими изобилует биография Антония Великого, излюбленным в среде художников является мотив искушений святого. Наиболее ярко он выделяется в европейской духовной живописи с 15-го в. Работы, посвященные этому сюжету, мы можем увидеть у таких известных (преимущественно немецких и голландских) мастеров, как М. Шонгауэр, И. Босх, А. Дюрер и др. Так, например, картина «Мучения святого Антония» Микеланджело считается одной из первых работ художника. Среди других распространенных сюжетов – встреча Антония и св. Павла, св. Антоний на фоне природы. Разнообразны и иконы, изображающие преподобного.
Г. Флобер использовал сюжет искушения святого Антония в одноименной философской драме.
Что касается основных атрибутов иконографии, то среди них есть крест в виде буквы Т, колокольчики-ордена госпитальеров, свинья и лев, а также языки пламени.
Чьим покровителем является
Святой Антоний считается покровителем многочисленных профессий: всадников, землепашцев, гробовщиков, мясников и многих других. С этим связывают и многочисленные изображения святого. Если Восточная церковь почитает его как основателя отшельнического монашества, то Западная большее внимание уделяет его дару исцеления.
Средние века были пиком популярности св. Антония, именно тогда был образован орден его имени. Это место стало фактически медицинским центром, который специализировался на лечение заболевания под названием «антониев огонь» (предполагается, что это была либо гангрена, либо отравление спорыньей). Напомним, что день почитания святого – 17 января.