Творческое начало в судьбе Александра Басова, биографии которого посвящена эта статья, было заложено задолго до рождения нашего героя его прославленными на всю страну родителями - актрисой Валентиной Титовой и знаменитым артистом и режиссером Владимиром Басовым.
Каким же получился сын щепетильной матери и легкого в общении отца? Какие их черты ему удалось унаследовать, и как сложилась его жизнь?
Истоки
Родиной отца Александра, Владимира Басова была Белгородская область, в одном из поселков которой, носящим название Уразово, он появился на свет 28 июля 1923 года.
Бабушка по отцовской линии Александра Ивановна, дочь православного священника, была обычной сельской учительницей.
Дедушка Павел Басултайнен, финн по национальности, после получения высшего образования стал военным, воевал в коннице В. И. Чапаева и погиб в 1931 году, после чего Александре Ивановне вместе с маленьким Владимиром пришлось объездить чуть ли не всю страну, практически ежегодно меняя место жительства, школы и друзей. Уже тогда Владимир Басов начал мечтать о карьере артиста, твердо решив после школы поступить во ВГИК. Однако в планы будущего всеобщего любимца зрителей вмешалась Великая Отечественная война. Владимир подделал в документах свой возраст и ушел на фронт добровольцем, где воевал в минометной бригаде, был награжден орденами и медалями.
Свою мечту он не забыл и во ВГИК он все же поступил, когда окончилась война. Страна узнала и полюбила Владимира Басова после его участия в легендарной картине «Я шагаю по Москве», благодаря которой он стал востребованным актером, пожалуй, с самой оригинальной внешностью в отечественном кинематографе, уверенно игравшим как комические, так и драматические образы. Кроме того, из Владимира Басова получился замечательный режиссер, на счету которого были такие шедевры советского кино, как «Битва в пути», «Дни Турбиных», «Щит и меч».
Мать Александра Басова Валентина Титова, третья жена Басова, была одной из самых красивых актрис театра и кино страны, прославившейся после своего участия в таких картинах, как «Метель», «Щит и меч», «Опасный поворот» и «Дни Турбиных», снятых ее мужем.
Впервые Басов ее увидел на площадке киностудии "Мосфильм", куда Валентина, в то время еще совсем молодая и начинающая актриса, приехала пробоваться на роль. В коридоре на нее наткнулся ассистент Басова, подбирающий актерский состав для его нового фильма "Метель". Он потащил Валентину к Басову. Девушку сразу же утвердили, а когда она вышла из кабинета режиссера, Владимир Басов громко, чтобы все вокруг услышали, заявил: "Я женюсь!"
И женился...
Детство
Будущий советский и российский актер, кинорежиссер, сценарист и продюсер Басов Александр, сын Басова Владимира, родился в Москве 16 сентября 1965 года.
По собственному признанию Александра, уже с ранних лет его жизнь превратилась в своеобразный протест против общей родительской страсти к порядку и щепетильности матери. Поскольку мальчик имел обыкновение заниматься одновременно сразу несколькими вещами, например, собирать конструктор, рисовать и сочинять стихи, в его комнате всегда царил беспорядок. Если вдруг посередине всех этих занятий его звали друзья играть во дворе, он немедленно все бросал и убегал. К моменту же его возвращения все стихотворения, рисунки и даже конструктор строгая мама уже успевала выбросить в мусоропровод.
Его отец Владимир Басов не был сторонником педагогических опытов жены Валентины. Он также был строг с Александром и его младшей сестрой Елизаветой, никогда их не баловал, но в то же время считал себя другом собственных детей, как и их самих своими друзьями, в качестве воздействия предпочитая слово и убеждение.
Однажды Александр Басов поделился характерными воспоминаниями из своего детства:
Мама питала надежду сделать из меня отличника. Поэтому, когда со второго класса начался английский язык, стала строго проверять домашние задания. Проблема была в том, что английского она не знала и брала меня на испуг. Но я не из пугливых.
Помню, как однажды, будучи в игривом настроении, начал вместо английского что-то убедительно произносить на тарабарском. Мать слушает внимательно, кивает… И вдруг — о боже! — из кабинета выходит отец. А он-то английский знает! Но меня уже несет… Отец улыбается и задает мне вопрос — тоже по-тарабарски. Я по-тарабарски отвечаю. Он опять улыбается и уходит в кабинет. Мать пребывает в полной уверенности, что урок вызубрен…
Так или иначе, но впоследствии Александр считал, что в своем детстве все же получил абсолютно все, что было необходимо, и жаловаться ему в общем-то не на что.
Юность
Александр Басов, несмотря на множество талантов, рос не самым реализованным молодым человеком. Может быть виной этому был отпечаток громкого и скандального развода его родителей, в результате которого его и его младшую сестру Елизавету Владимир Басов через суд оставил у себя. Может быть просто невезение и стечение обстоятельств.
Младшая сестра Елизавета всегда мечтала стать танцовщицей. Провалившись на вступительном экзамене в балетное училище Большого театра, она уехала в Ленинград, где поступила в Вагановское училище, впоследствии вышла замуж за гражданина Греции и навсегда уехала из страны.
Когда же Владимира Басова сразил инсульт, сопровождаемый тяжелой депрессией, единственным человеком, кто его не бросил, был всегда рядом и выхаживал, стал Александр.
В 1982 году Александр Басов поступил на режиссерский факультета ВГИК. Однако и этот путь оказался чрезвычайно тернист и долог - через два года он был отчислен за пропуски занятий. В 1985 году сумел восстановиться, но еще через год его снова отчислили, на этот раз по ходатайству комсомольского собрания.
Творчество
В 1986 году Александра призвали в армию. После возвращения домой в 1988 году он снова восстановился во ВГИКе, в 1991 году сняв курсовую работу «Псих и Мелочевка». Став дипломированным режиссером, несколько лет работал на телевидении.
В кино Александр впервые снялся в шестилетнем возрасте. Его дебютом стала картина "Возвращение к жизни" 1971 года. Поскольку Александру всегда больше нравилось созидать и смотреть на все процессы со стороны, что ближе к профессии именно режиссера, а не актера, фильмография Александра совсем небольшая - всего 6 кинофильмов.
Своим же призванием он всегда считал режиссуру. В качестве режиссера и сценариста Александр Владимирович выступил в таких кинолентах, как "Псих и Мелочевка", "ДМБ-002", "ДМБ-003", "ДМБ-004", "ДМБ: Снова в бою", "Сдвинутый", "Криминальные игры", "Дом, милый дом" и другие.
Личная жизнь
О личности своей первой жены Александр не распространяется по ее же просьбе. Известно, что они вместе учились во ВГИКе. Поженились очень рано, когда обоим супругам было всего по 19 лет. От этого брака у Александра есть сын Мстислав. Он получил высшее техническое образование и от мира кино и искусства очень далек.
Второй женой в биографии Александра стала российская актриса театра и кино Екатерина Лапина.
На ее счету было более 30 ролей в кино и сериалах. Их брак продлился 13 лет. В 2008 году девушка погибла в автомобильной катастрофе. Ей было всего 37 лет...
Ниже на фото - Александр Басов с Екатериной Лапиной и ребенком друзей семьи, 2004 год.
Несколько лет назад Александр снова женился. Его третьей женой стала актриса Юлия Яновская, знакомая зрителям по таким фильмам и сериалам, как «Соблазн», «Напрасная жертва», «Глухарь», «Ванечка», «Штрафбат», «Лесная царевна», «Благословите женщину» и другие.
Когда Александр познакомился с Юлией, то сказал ей:
Яновская, вы не женщина и не актриса, вы - природное явление...
Все, что Юлия Яновская делает в кино или на сцене театра, Александр считает уникальным.
Сегодня
В настоящее время Александру Басову уже пятьдесят три года.
К этому возрасту он пришел к выводу, что чем старше становится, тем все больше становится похожим на отца.
Эта похожесть характера, мимики, жестов и образа мыслей приходит к нему сама, несмотря на то, что Александр старался никогда не подражать отцу.
Теперь же, когда он начал видеть его в себе, то обстоятельство, что Владимира Басова больше нет на свете, стало трагедией всей жизни Александра. По его собственному признанию, он постоянно думает об отце, мысленно с ним разговаривает и чувствует себя бесконечно виноватым перед ним, считая, что мог бы и должен был сделать для него гораздо больше, чем сделал на самом деле...