Темой нашей статьи станет жизнь и творчество одного из самых ярких мыслителей России. Человека, который стал родоначальником своеобразной революции в сознании общества, в духовных исканиях русской интеллигенции, в понимании того, что есть такое Россия в мире и каково ее место. Человека, который в свое время застанет совершенно уникальные события. Сегодня мы будем говорить о П. Я. Чаадаеве и его философских письмах.
Фигура Чаадаева по-настоящему уникальна. Он является первым из философов, который серьезно задумывается о том, что есть такое Россия и национальное самосознание. Говоря о философских письмах Чаадаева, нельзя не вспомнить основные факты его биографии.
Биография П. Я. Чаадаева
Родился Петр Яковлевич в дворянской семье. Он получил блестящее образование. По окончании Московского университета он поступает в лейб-гвардию Семеновского полка. В 1817 году Чаадаев – адъютант командира гвардейского корпуса. Другими словами, в 23 года перед ним раскрываются невероятные возможности. Важную роль в судьбе будущего известного философа сыграло восстание декабристов. Ровно за 5 лет до этого события Чаадаев, находясь на пике своей карьеры, неожиданно для всех подает в отставку. В 1821 году он присоединится к декабристам, а спустя 2 года уедет из России.
Возвращение на родину
На момент восстания Чаадаева нет в стране, и позже он выразит непонимание по поводу событий, произошедших 14 декабря 1825 года. Он уверен, что действия декабристов были абсолютно не оправданы. В конце концов, он вернется в Россию и попадет под надзор полиции. Дружба с декабристами не останется незамеченной и заставит Николая I пристально следить за фигурой Чаадаева. А потом случится взрыв. В сентябре 1836 года будет опубликовано «Философическое письмо» в журнале "Телескоп".
Автор себя не назовет, но вся образованная публика будет знать, что это работа Чаадаева, потому что философские письма, которые он напишет в период с 29-го по 31-й годы, будут «ходить по рукам» среди оставшейся русской интеллигенции. Это письмо произведет эффект разорвавшейся бомбы, потому что его содержание было совершенно немыслимо для николаевской России. Итогом такого поступка станет то, что журнал будет моментально закрыт, а автора письма объявят сумасшедшим по высочайшему указу Николая I.
Содержание писем Чаадаева
Что же такого страшного было в первом философском письме? Чаадаев начинает свои рассуждения с вопроса, который он задает сам себе: «В чем заключается главный вопрос жизни, в чем ее смысл и в чем ее суть?». Здесь стоит отметить, что Чаадаев – истинный христианин, глубоко религиозный мыслитель, который считает, что вне Бога, вне христианства невозможно дальнейшее развитие ни человека, ни России. Эта идея будет проходить красной нитью через все творчество Чаадаева. В философских письмах он, отвечая на свои же вопросы, рассуждает о том, чему должен подчиняться человеческий разум. Эта, на первый взгляд, парадоксальная мысль при более детальном рассмотрении кажется вполне логичной и естественной.
«Чем более разум способен себе подчинять, тем более свободным он становится», - пишет мыслитель. Именно об идее подчинения и рассуждает философ. Люди подчиняются законам, высшей силе. При этом Чаадаев ни в коем случае не отрицает свободу, но делает акцент на другом. Он говорит, что чем раньше мы для себя поймем и признаем зависимость как некое условие дальнейшего развития, тем лучше. Высшая ступенька совершенства по Чаадаеву – это именно доведение подчиненности себя, своего разума до состояния абсолютного лишения себя свободы.
Идея подчинения разума
Чаадаев полагает, что такая ситуация выражается в следующем: каждое действие человека, каждый его поступок и его мысль продиктованы или вызваны тем же самым началом, которое осуществляет все мировое движение. По мысли автора философских писем, чем больше человек себя контролирует и подчиняет, тем более совершенным он становится. Это контроль, доведенный до естественного состояния. В этом заключается основная мысль автора писем.
Подкрепляет он ее таким примером: если бы человеку когда-нибудь удалось бы дойти до этого состояния полной подчиненности своего разума самому же себе, тогда люди совершенно спокойно могли бы вести ту самую жизнь, которую в свое время вел Адам. Когда все действия Адама были проникнуты чувством единения духа человеческого и духа Божьего. «Возвращение к такой жизни – это высшая цель», - полагает Чаадаев. В этом и заключается суть философских писем Чаадаева.