В гражданском и промышленном строительстве при обустройстве подземных коммуникаций, инженерных сетей, трубопроводов, теплотрасс очень часто используют непроходные каналы. Так называются железобетонные изделия, предназначенные для защиты мелко заложенных инженерных сетей. В чем особенность непроходных каналов, какие изделия имеют характеристики и что дает их использование? Об этом - далее.
Зачем нужны непроходные каналы и что это такое?
Все коммуникационные сети, которые прокладывают на небольшой глубине, нуждаются в защите от влияния внешней среды: очень часто трубопроводы прокладывают под дорогами, строящимися объектами и т. д. Благодаря использованию непроходных каналов трубопроводы защищены от механического повреждения. Что значит «непроходной»? Это значит, что по каналу не будут ходить рабочие, поэтому используют данные конструкции только в том случае, когда проложенные коммуникации не нуждаются в частых ремонтах или постоянном обслуживании.
Изготавливают изделия из железобетона. Состоят они из 2 частей:
- Рамного элемента П-образного типа. Его устанавливают и фиксируют на дне.
- Днища. Это плоский элемент, имеющий с двух сторон невысокие борта. Невзирая на название, днище укладывается не на низ котлована, а сверху рамного элемента. Благодаря этому образуется закрытый канал, в котором находятся проложенные сети.
И днище, и рамный элемент обычно имеют одинаковые размеры. Различаются изделия по высоте бортов и тому, где расположены закладные элементы и монтажные петли.
Характеристики конструкций
Для изготовления изделий непроходных типов производители используют только бетон тяжелых марок. Армирование изделий осуществляется гибкой, но прочной сталью.
При изготовлении каналов непроходных строго соблюдаются все рекомендации, упомянутые в нормативных документах. Благодаря этому железобетонные элементы обладают необходимыми для их эксплуатации свойствами:
- Устойчивостью к органическому гниению.
- Прочностью.
- Морозостойкостью – от F75 и выше.
- Водонепроницаемостью выше W4.
Преимущества железобетонных конструкций
К достоинствам непроходных каналов относятся такие характеристики, как:
- Исключительные параметры износоустойчивости – каждое изделие рассчитано на срок эксплуатации 40 и более лет.
- Простой монтаж, который возможен в любое время года, независимо от погодных условий.
- Прочность. Благодаря армированию конструкции отлично противостоят продвижкам грунта, защищая находящиеся внутри трубы.
- Устойчивость к множеству агрессивных сред.
- Отличная переносимость длительных и значительных перепадов температур.
- Приемлемая цена.
- Легкость изготовления. Конструкции имеют простую форму, что не усложняет их выпуск, поэтому производители всегда могут предложить необходимое количество изделий, нужных для конкретного объекта.
Классификация изделий
Непроходные каналы, согласно их габаритным размерам, разделяют на несколько типов (см. таблицу).
Марка изделия | Высота (см) | Ширина (см) | Длина (см) | Масса (кг) |
КН-1 | 28 | 89 | 199 | 500 |
КН-2 | 34 | 114 | 199 | 730 |
КН-3 | 41 | 139 | 199 | 870 |
КН-4 | 49 | 164 | 199 | 1050 |
КН-5 | 54 | 174 | 199 | 1150 |
КН-6 | 66 | 226 | 199 | 1720 |
КН-7 | 78 | 308 | 149 | 2400 |
На заметку: в некоторых случаях при необходимости производители выпускают непроходные каналы весом более 2,4 тонны. Такие изделия считаются негабаритными и требуют применения спецтранспорта как для перевозки, так и для монтажа.
Вид используемых на производстве материалов зависит от типа изделий. Так, на конструкции типа от КН-1 до КН-4 используется бетон класса В15. На изготовление каналов непроходных КН от 5 до 7 марки может использоваться только бетон класса В20. Армирование выполняется при помощи стали Bp-I, A-III, A-I.
Особенности использования
В нормативных требованиях говорится, что непроходные каналы можно применять только в следующих случаях, когда:
- Сети проходят по непросадочных грунтах.
- Почвы слабоагрессивны к бетону.
- Грунтовые воды при максимальном подъеме не достигают глубины, где заложен коллектор.
Выбор размера непроходных каналов, подходящих для монтажа на конкретном объекте, зависит от нескольких параметров:
- Высоты опор.
- Толщины теплоизоляции трубопровода.
- Расстояния, на котором проложены соседние коммуникации.
- Наличия автодороги, тротуара, которые в дальнейшем будут проходить через проложенную систему.
Монтаж и обустройство
Устройство непроходных каналов под водопроводы, теплотрассы и другие напорные сети начинают с подготовки котлована. Его глубина зависит от размеров устанавливаемых элементов. На дне котлована обустраивают подушку из бетона или песка. После этого устанавливаются П-образные элементы с небольшим наклоном, чтобы в случае появления конденсата или просачивания из грунта влаги она стекала к месту, где ее будут откачивать или она самотеком далее будет стекать в грунт.
После того как внутрь нижнего элемента будет уложена напорная сеть, сверху укладывают днище и стыки заделывают бетонным раствором. Сверху конструкции обустраивают оклеечную или обмазочную гидроизоляцию и затем насыпают слой грунта. Если возникнет необходимость отремонтировать или заменить проходящую внутри непроходного канала сеть, понадобится только вскрыть грунт до той отметки, где находится верх защитного элемента и поднять его, подцепив конструкцию за монтажные петли.
Потому что добраться до напорной трассы достаточно сложно – для этого необходимо вынуть значительный объем грунта, конструкции используют только на тех сетях, где не нужен частый ремонт или постоянное обслуживание.
Защита конструкции от попадания грунтовых вод
Влага – главный враг проходящих внутри непроходных каналов трубопроводов: она разрушает и теплозащитный слой, и сами трубы. Чтобы весной или в период затяжных дождей осадочные воды не попадали внутрь канала, понадобится обустройство дренажа. Он должен располагаться с обеих сторон трассы.
В качестве дренажа обычно используются перфорированные трубы из асбестоцемента. Под их монтаж роют котлован глубиной ниже, чем расположено днище коллектора. К глубине котлована добавляют 20-30 см для дренирующего материала. После этого обустраивается дренаж из песка, гравия, на который укладывают перфорированную трубу. Ее сначала засыпают гравием, чтобы вода имела доступ к отверстиям в трубе. Только после этого дренажная конструкция засыпается грунтом.