В данной статье рассмотрим основы муниципального управления и местного самоуправления. Разберем термины, ключевые особенности, принципы и законы.
Целесообразно обратить внимание на то, что понятия местного самоуправления и муниципального управления в настоящее время зачастую смешивают. Однако такой подход является неправомерным. Именно поэтому для начала коснемся вопроса разницы между муниципальным управлением и местным самоуправлением.
В чем разница?
Следует отметить, что вопрос касательно различий между названными категориями весьма сложный. Причиной тому служат разные мнения по этому поводу. Рассмотрим наиболее распространенное из них. Ключ к понимаю можно отыскать в субъектах муниципального управления и местного самоуправления. Так, в субъекты последнего целесообразно включить:
- Население муниципального формирования.
- Муниципальные структуры.
- Муниципальных должностных лиц.
Что касается субъектов муниципального управления, то картина вырисовывается следующая:
- Муниципальные структуры.
- Муниципальные должностные лица.
Сделаем вывод
Объекты категорий муниципального управления и местного самоуправления одинаковы. Это не что иное, как муниципальные образования. Так, по причине большего количества субъектов управления целесообразно сделать умозаключение: местное руководство является более широким понятием, чем муниципальное.
Кроме того, следует заметить, что ключевым действующим лицом, которое осуществляет местное самоуправление опосредованно (посредством муниципальных структур, выборных и других должностных лиц) и непосредственно (иными словами, выборы, референдум, сходы граждан и прочее) считается население муниципального формирования.
Муниципальное управление осуществляется органами конкретного места, а также отдельными должностными лицами.
Что происходит в отдельно взятом субъекте
Итак, мы рассмотрели соотношение муниципального управления и местного самоуправления. Далее целесообразно разобрать категории по отдельности. Под местным самоуправлением следует понимать одну из разновидностей законодательно установленного руководства общественными делами относительно локального сообщества граждан. В соответствии с ФЗ «О местном самоуправлении» оно является самостоятельной деятельностью населения, которая связана с решением вопросов локального уровня. Организуется такое действие, исходя из интересов общества, его исторических и других традиций местного значения. Кроме того, оно считается автономным.
Вопрос автономии
Стоит заметить, что согласно ФЗ «О местном самоуправлении» его автономия отличается относительным характером. Почему именно так. Дело в том, что самоуправление местного плана существует и функционирует в системе связей общего типа и отношений, связанных с руководством населением в рамках определенного государства. Будучи частью целого, оно по принципам теории систем при любых обстоятельствах будет подчиняться общесистемным качественным характеристиками.
Еще одним фактором служит то, что юридические принципы в плане организации и последующей деятельности локального плана устанавливаются именно государственной властью, в частности, законами, принятыми ее органами (основным является ФЗ 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления»).
Кроме того, материальные основы рассматриваемой категории во многом зависят от государства. Существенная доля финансовых средств, которые необходимы структурам местного самоуправления, исходит именно от него.
И наконец, избранные руководители локального уровня (то есть бургомистры, мэры и так далее) в зарубежных странах, как правило, утверждаются как представители власти на местах. Здесь они исполняют целый ряд общегосударственных функций, а также являются ответственными за это непосредственно перед государственными структурами. На территории РФ данный вопрос решен иным образом: некоторые функции передаются местным органам исключительно с их согласия, причем за реализацию они также несут ответственность именно перед государством.
Так, местное самоуправление — это власть, которая наделена не только территориальной ограниченностью, но ограниченностью в плане круга полномочий. Ее структуры имеют право принимать решения касательно вопросов местного уровня согласно закону. В унитарном государстве данный закон принимается его парламентом.
Категория принципов
Под принципами местного самоуправления следует рассматривать условия (требования), которые предусмотрены федеральными законами. Именно они определяют корни локального метода, его роль и место в общественной системе, порядок и основания формирования, дальнейшей деятельности описываемых структур, а также юридические гарантии и механизмы осуществления гражданского права на местах. Рассмотрим наиболее значимые принципы.
Принципы местного самоуправления
На сегодняшний день принято выделять следующие категории:
- Принцип самостоятельности в границах его полномочий. Он текстуальным образом закреплен в Конституции РФ. Данный принцип распространяется на всю базу локального самоуправления. Он проявляется в качестве правовой, экономической, организационной и финансовой самостоятельности в плане решения вопросов местного уровня.
- Сочетание демократии представительного типа с формами прямой реализации волеизъявления людей. Правило выражается во взаимообусловленности и органической связи реализации локального самоуправления людьми посредством выборов, референдума, иных форм волеизъявления.
- Исключение подчиненности одного муниципального образования иному в границах своей компетенции.
- Обязательный характер наличия представительной структуры местного самоуправления в образовании муниципального типа или реализация его полномочий путем собрания (схода) граждан.
Дополнительные принципы
В соответствии с ФЗ 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» среди дополнительных принципов следует отметить следующие:
- Приоритетное значение представительных структур местного самоуправления в общей системе органов. Стоит отметить, что их ключевая роль обусловлена в первую очередь тем, что структуры представительного типа выражают волю общества муниципального образования в общем, придают ей общеобязательные черты и реализуют власть от его имени.
- Гласность деятельности, связанной с осуществлением локального руководства.
- Максимальное обеспечение структурами государственного управления муниципальным образованиям бюджетов местного уровня.
- Гарантированность со стороны государства минимальных социальных стандартов, связанных с удовлетворением ключевых жизненных потребностей общества, обеспечение которых относится к ведению муниципальных формирований.
- Гарантии со стороны государства и поддержка локального управления.
Принцип субсидиарности
И наконец, рассмотрим принцип субсидиарности, то есть сотрудничества и взаимодействия местного самоуправления со структурами государственной власти в плане обеспечения жизнедеятельности общества. Он основывается в первую очередь на единстве источника управления, функций, задачи и целей, на взаимной ответственности, связанной с соблюдением и защитой свобод и прав гражданина и человека, на формировании условий, которые обеспечивают свободное развитие и достойную жизнь человека.
Стоит отметить, что в зарубежных странах законы и правила локального руководства не являются застывшей догмой. Они весьма мобильно изменяются согласно развитию государства и общества. Тенденциями развития в других странах необходимо считать взаимопроникновение принципов и идей из разных моделей и теорий локального управления, а также универсализацию правил на основе международно-правовых актов.
Категория муниципального управления
В процессе рассмотрения системы муниципального управления и местного самоуправления перейдем к следующей категории. Первое понятие в различных публикациях можно трактовать неодинаково. В научном ключе первый вид трактуется как составная часть науки, изучающей понятие в сложных системах социально-экономического типа, и в то же время как составляющая муниципальной науки, касающейся локального самоуправления. Речь идет о комплексном рассмотрении, включающем компоненты ряда экономических, юридических, социологических, демографических дисциплин, маркетинга, эффективного менеджмента и ряда других. Подобный характер науки касательно управления отражает многогранные особенности непосредственно муниципальной деятельности.
Особенности руководства
Направлениям деятельности органов местного самоуправления и муниципального управления свойственны свои черты. Во втором случае важны следующие:
- Наличие определенных критериев эффективности. Основная черта муниципального управления заключается в том, что если муниципалитет — это не что иное, как организация, которая преследует некоммерческие (социальные) цели, то критерием эффективности его работы не может считаться максимум прибыли или доходов бюджета. В хозяйственном обществе уровень заработной платы отражается на расходах: чем ее уровень выше, тем при других равных факторах будет ниже эффективность деятельности и прибыль предприятия. В муниципальном формировании под ростом доходов населения следует понимать одну из самых важных управленческих задач.
- Роль индивида, который является участником процесса. Общество в муниципальном управлении играет одновременно три роли: цель, субъект и объект управления. Подобного подхода нет ни в одной другой разновидности руководящей деятельности.
- Под местным сообществом следует понимать основную ресурсную составляющую муниципального управления, которое базируется на желаниях, энергии, потребностях, воле, трудовой деятельности, интеллекте, а зачастую и денежных средствах отдельных индивидов. Поэтому на муниципальном уровне принятие и дальнейшее осуществление управленческих решений реализуется иначе, чем на уровне государства.
Принципы муниципального управления
ФЗ «О муниципальной службе», Конституция РФ, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» закрепляют правила локального самоуправления, носящие общий характер и присущие как муниципальному управлению, так и системе местного руководства субъектом в целом. Исходя из специфики категории, ее законы можно сформулировать таким образом:
- Самостоятельность в решении вопросов на местном уровне.
- Обособление локальных структур в организационном плане в системе государственного управления и взаимодействие с государственной властью в реализации функций и задач.
- Соответствие финансовых и материальных средств полномочиям структур местного самоуправления.
- Многообразие форм организации в плане реализации муниципального управления.
- Ответственность должностных лиц и структур локального самоуправления непосредственно перед населением.
Дополнительные правила
В процессе рассмотрения законов муниципального управления и местного самоуправления целесообразно отметить дополнительные принципы первой категории:
- Соблюдение свобод и прав гражданина и человека.
- Законность в плане организации и дальнейшей деятельности структур локального самоуправления.
- Гласность деятельности локальных органов.
- Единоначалие и коллегиальность в работе структур местного самоуправления.
- Гарантия муниципального управления со стороны государства.
Заключительная часть
Итак, мы в полной мере рассмотрели категории муниципального управления и местного самоуправления, их принципы и законы функционирования, а также основные особенности. Стоит отметить, что только руководствуясь всем комплексом ключевых принципов, которые обозначены в статье можно в полной мере обеспечить рациональный подход к управлению. Стоит отметить, что именно в единстве исполнения всех правил и законов можно обеспечить достижение высоких итоговых результатов в развитии местных структур и муниципальных образований.