Дефицит государственного бюджета представляет собой сумму, на которую его ежегодные затраты превосходят доходы. Указанное понятие тесно связано с определением "государственный долг" – суммой задолженности государства иностранным либо своим юридическим или физическим представителям. В соответствии с этим долг может быть внешним либо внутренним.
Дефицит государственного бюджета может ежегодно покрываться за счет увеличения госдолга. Кроме этого, существует и денежная эмиссия. Необходимо отметить, что даже бездефицитный бюджет в государстве не указывает на здоровую экономику. Это относится, в частности, к случаю, когда страна имеет значительный долг.
Существуют различные виды дефицита госбюджета. Основными следует назвать следующие:
- Циклический.
- Структурный.
- Операционный.
- Первичный.
- Квазифискальный.
Циклический дефицит государственного бюджета представляет собой результат действий встроенных экономических стабилизаторов. "Встроенным" (автоматическим) стабилизатором называют особый механизм экономики, при помощи которого становится возможным снижение амплитуды в циклических колебаниях уровней выпуска и занятости. При этом не осуществляются частые изменения в экономическом направлении. Такими стабилизаторами в индустриально развитых странах выступают системы налогообложения, правительственных трансфертов (страхование по безработице в том числе), а также система участия в прибыли. Автоматические механизмы в некоторой степени смягчают проблему затяжных временных лагов в дискреционной фискальной политике. Это обеспечивается, главным образом, за счет того, что стабилизаторы начинают функционировать самостоятельно, без правительственного вмешательства.
В рамках дискреционной фискальной политики для стимулирования общего (совокупного) спроса во время снижения экономической активности правительством принимаются особые решения. Эти решения ориентированы на повышение уровня выпуска и занятости. В процессе их реализации, ввиду того, что некоторые виды расходов бюджета увеличиваются (например, осуществляется финансирование программ, связанных с формированием новых рабочих мест) или снижаются некоторые налоги, создается целенаправленный недостаток финансов в стране. Вместе с этим во время подъема для сдерживания инфляционных предпосылок создается целенаправленный излишек средств.
Дискреционная правительственная политика связана с существенными внутренними лагами во времени, поскольку изменения в структуре затрат или ставок по налогообложению предполагает продолжительное их обсуждение на парламентском уровне.
В рамках недискреционной фискальной политики дефицит государственного бюджета, как и его излишек, формируется автоматически. На это влияют встроенные экономические стабилизаторы.
Формирование эффективных структур страхования занятости и налогообложения прогрессивного характера считается первоочередной задачей, которую ставят перед собой страны с переходной формой экономики. В этих условиях объективные трудности стабилизационной политики существуют наряду с отсутствием оптимальных кредитно-денежных, налоговых и прочих механизмов регулирования макроэкономического состояния.
Уровень "встроенной экономической стабильности" находится в непосредственной зависимости от показателей циклических дефицитов бюджета. Они представляют собой автоматические "амортизаторы" колебаний общего (совокупного) спроса. Он возникает в связи с тем, что некоторые виды доходов бюджета (налоговые поступления, в частности) увеличиваются (сокращаются) одновременно с сокращением (увеличением) трансфертов на фоне спада (подъема) предпринимательской активности.