Совокупный спрос и факторы, на него влияющие

Совокупный спрос представляет собой сумму всех расходов потребителей на продукцию и услуги, произведенные в экономике.

Данный показатель включает в себя следующие составляющие:

- спрос на потребительские услуги и товары;

- спрос на услуги и товары, которые поставляются государством;

- спрос на инвестиционную продукцию;

- спрос на экспортные товары – это разница между тем количеством товара, которое купили иностранцы и тем, которое приобрели отечественные потребители.

Рассмотрим подробнее, что такое совокупный спрос и факторы, его определяющие. В первую очередь на количество потребляемой продукции влияют ценовые факторы.

  1. Эффект процентной ставки – цены оказывают влияние на объем производства через процентную ставку. Повышение стоимости на товары приводит к тому, что люди пытаются увеличить свои денежные поступления. То есть повышается спрос на деньги. Но если доходы населения не растут в соответствии с ожиданиями, то уменьшается количество потребительских расходов и инвестиций.
  2. Эффект кассовых остатков или богатства – оказывает воздействие прежде всего на расходы потребителей. Например, с повышением цен происходит снижение покупательской способности, деньги постепенно обесцениваются. Накопленные финансовые активы у населения, в частности, облигации, срочные счета и т.п., стоят значительно ниже, чем изначально. Люди в итоге становятся беднее, даже храня деньги дома.
  3. Эффект закупок импорта – влияет за величину экспорта. С увеличением цен растет спрос на заграничные товары и снижается на отечественные.

Но не только от стоимости на изделия и услуги зависят расходы потребителей. Неценовые факторы совокупного спроса многообразны. Их подразделяют на группы в соответствии с тем, на какие именно элементы они оказывают воздействие.

  1. Факторы, влияющие на объем потребления продукции домашними хозяйствами.

- Благосостояние потребителей – люди расходуют свои средства в зависимости от стоимости активов, которыми они обладают (недвижимость, облигации, акции). Так резкое снижение цены на них приводит к тому, что люди начинают меньше тратить и больше экономить.

- Ожидания потребителей – зависят от прогнозов людей. Если они считают, что в ближайшее время произойдет увеличение реального дохода, то совокупный спрос на все товары растет. И, соответственно, наоборот, ожидание кризиса в экономике приводит к тому, что люди начинают накапливать сбережения.

- Задолженность покупателей – если у людей большое количество кредитов, рассрочек по предыдущим приобретениям, то совокупный спрос резко снижается.

- Налогообложение – снижение ставки подоходного налога приводит к тому, что у людей остается больше денежных средств для покупки товаров.

2. Неценовые факторы, которые вызывают изменения в расходах на инвестиции.

- Процентные ставки – при их повышении происходит снижение расходов на инвестиции. Например, рассмотрим уменьшение объема денежной массы. При воздействии этого фактора увеличивается процентная ставка, сокращаются вклады.

- Ожидаемые прибыли от инвестиций – совокупный спрос растет при оптимистичных прогнозах.

- Налоги, взимаемые с предприятий – при их росте сокращаются суммы, которые готовы потратить фирмы и их работники.

- Технологии в производстве – любые нововведения способствуют тому, что компания готова вкладывать больше средств.

3. Факторы, связанные с изменениями государственных расходов. Если правительство распорядится закупать национальную продукцию, то это увеличит совокупный спрос в стране.

4. Неценовые факторы, которые приводят к изменениям закупок чистого экспорта.

- Национальный доход в иностранных странах – с его повышением существует возможность того, что спрос в этой стране будет расти на экспортную продукцию.

- Валютные курсы – влияют на выбор потребителей. Люди решают, какие товары покупать: импортные или отечественные.

Таким образом, на совокупный спрос постоянно влияет большое количество факторов.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.