Управление образовательной организацией: основы, структура, цели и взаимодействие

В целом о наличии процесса управления можно говорить в тех случаях, когда речь идет об общей деятельности людей, осуществляемой ради достижения поставленных целей. Он представляет собой систематическое воздействие субъекта (одного человека, специально созданного для этих целей органа или группы лиц) на социальный объект. В качестве последнего рассматривается общество или какая-либо из его сфер, отдельная фирма, предприятие и т. д.

Осуществление процесса управления необходимо для обеспечения целостности организации, а также ее нормального функционирования и динамического равновесия с окружающей средой ради достижения намеченной цели. Среди объектов управления - и образовательные учреждения. Ведь они являются социальными организациями, в которых осуществляется совместная деятельность педагогов, учащихся, а также их родителей.

стопка документов

Управление образовательной организацией осуществляется согласно законодательным документам РФ, а также принятому Уставу учреждения. Оно имеет место при оказании воздействия на мотивацию людей, а также на ценностные ориентиры.

Инструменты управления

Основными объектами процесса руководства учебным учреждением являются составляющие учебно-воспитательного процесса. При этом к каждому из них применяется свой инструмент управления. Среди них:

  1. Иерархия организации. Она подразумевает воздействие на человека «сверху». При этом основными целями управления условиями в образовательной организации являются мотивация и планирование, организация и контроль деятельности, распределение материальных благ и т.д.
  2. Внутренняя культура. Она имеет место в том случае, когда вырабатываемые обществом и признаваемые им, а также организацией или группой социальные нормы, ценности, особенности поведения и установки заставляют людей вести себя только так, а не как-то иначе.
  3. Рынок. Он предполагает собой равноправные отношения между продавцом и покупателем («по горизонтали»), которые основаны на купле-продаже услуг или продукции, а также на отношениях собственности.

В современных социально-экономических системах имеют место все три типа управления. При этом они сосуществуют в организации. Самое приоритетное направление при этом определяет облик всего учреждения.

учительница и родители

На сегодняшний день основной тенденцией в стиле управления становится демократизация. Ее проявление просматривается в неформальных и гибких способах и методах, которые основаны на сотрудничестве руководителей и подчиненных. Именно поэтому в современных условиях все меньше используется система власти, выраженная вертикальной иерархической пирамидой, и все более развиваются равноправные «горизонтальные» отношения.

Демократизация имеет место и в государственном управлении образовательной организацией. Она позволяет расширить права таких учреждений. При этом администрация и педагогические коллективы учебных заведений получают возможность самостоятельно определять политику проводимой ими деятельности.

Органы руководства

Государство через образовательное законодательство устанавливает к системе управления образовательной организацией либеральные требования. При этом руководство такими учреждениями осуществляется на основе принципов коллегиальности и единоначалия.

заседание педагогического совета

В целом законодательные требования к управлению образовательной организацией обладают комплементарным характером при рассмотрении их по отношению к Гражданскому кодексу. При этом нормативные документы устанавливают следующие обязательные органы руководства подобными учреждениями. Среди них:

  1. Руководитель. Он представляет собой единоличный исполнительный орган. В зависимости от типа учреждения это может быть ректор или директор, начальник, заведующий и другой руководитель.
  2. Коллегиальные органы.
  3. Общее собрание или конференция, на которой присутствуют работники организации. В вузах и профессиональных учреждениях они проводятся совместно с обучающимися.
  4. Педагогический совет. В учреждении высшего образования – ученый совет.

Исходя из вышесказанного, среди органов управления образовательной организацией в обязательном порядке должны присутствовать три из них. Один – единоличный, и два коллегиальных.

Механизм осуществления деятельности

Управление образовательной организацией представлено совокупностью принципов и закономерностей. На их основе применяются различные методы и формы взаимодействия субъекта и объекта руководства в тех или иных конкретных условиях.

руководитель на переднем плане

При этом закономерности управления образовательной организацией выражают собой те связи, которые существуют между объектом и субъектом учреждения. В свою очередь, принципы утверждают основные правила подобного взаимодействия. Что касается форм и методов, то они в управлении деятельностью образовательной организации являются конкретными средствами, позволяющими осуществлять взаимные отношения объекта и субъекта.

Закономерности

В их перечне находятся:

  • зависимость работы системы управления образовательной организацией, исходя из уровня ее организационной и функциональной структур;
  • связи, имеющие место между методами и содержанием руководства учебно-воспитательной работы и педагогического процесса;
  • готовность единоличного исполнительного органа к управленческой деятельности и его компетентность;
  • демократическая и гуманистическая направленность руководства.

Принципы

Под этим понятием в организации управления образовательным процессом подразумеваются те руководящие положения, которых придерживается в своей работе менеджер, руководитель или педагог. Исходя из таких принципов определяются требования к организации, структуре и содержанию данного процесса. Они являются идейной основой практики и теории управления и применяются в качестве фундаментальных аксиом.

В сфере образования выделяют следующие группы принципов управления:

  • организации труда педагогического состава;
  • социального управления;
  • специфические (исходя из типа учреждения).

Рассмотрим их подробнее.

Принципы управления педагогической деятельностью

Среди положений, которые лежат в основе организации труда работников учреждения образования, выделяют следующие:

  1. Научность. Реализация данного принципа происходит при опоре на результаты исследований специалистов, которые предоставляются в форме концепций, теорий, рекомендаций и т.д. Современное управление образовательной организацией должно полностью соответствовать уровню последних разработок ученых и быть основано на раскрытии важнейших принципов и закономерностей, используемых при руководстве таким учреждением.
  2. Целостность и системность. Согласно данному принципу, руководитель учебного заведения, возглавляющий педагогический коллектив, не должен отдавать предпочтение какой-либо определенной управленческой функции. Выбирая направление своей деятельности в зависимости от конкретной ситуации, ему необходимо принимать во внимание требования логичности, последовательности и равнозначности.
  3. Рациональное сочетание ответственности, обязанностей и прав. Реализовать данный принцип возможно благодаря тщательному составлению должностных инструкций, в которых будут четко определены сферы деятельности каждого из членов коллектива. Помимо этого, в таком документе важно проработать четкий круг обязанностей и прав каждого из работников учреждения образования, а также границы его ответственности в случае некачественного или несвоевременного выполнения поставленных перед ним задач.
  4. Полнота информации и ее объективность. Под управленческими сведениями понимают сообщения, рассказывающие о том, что происходит за пределами организации и внутри нее. Подобную информацию различают по времени (годичная, четвертная, ежемесячная, ежедневная), по управленческим функциям (аналитическая и оценочная, организационная и конструктивная), по источникам (вневедомственная, ведомственная, внутриорганизационная), а также по целевому назначению (рекомендательная, директивная и др.). Объективность полученных сведений означает независимость их содержания от чьих-либо интересов. При этом информация считается полной, если она позволяет руководителю принять верное решение, без рассмотрения дополнительных данных. От сбора объективных данных зависит качество управления образовательными организациями. Немаловажен этот процесс и для эффективности деятельности руководства.

Принципы социального управления

К данной группе основных положений, применяемых в процессе руководства учреждением образования, относятся:

  1. Гуманизация и демократизация управления. Данный принцип предполагает собой развитие инициативы и самостоятельности всех участников процесса образования. Среди них - руководители и педагоги, учащиеся и их родители. Его осуществление возможно при соблюдении условий гласности (открытости) в обсуждении и принятии управленческих решений. Руководство учебным заведением невозможно осуществлять при одном лишь воздействии администрации на коллектив учреждения. Подобной меры в этом случае будет явно недостаточно. Управление учебным заведением возможно только при взаимодействии, сотрудничестве и соуправлении, что непременно должно сочетаться с самоуправлением. Конкретным проявлением гуманизации и демократизации является переход от монолога к диалогу.
  2. Единство коллегиальности и единоначалия. Данный принцип предполагает создание единой системы управления при взаимодействии этих двух направлений. Реализовать его можно при преодолении авторитаризма и субъективности руководителя. Единоначалие в этом случае осуществляется директором, его заместителями и начальниками структурных подразделений, которые представляют собой администрацию учебного заведения. Это орган призван обеспечить порядок и дисциплину, а также разграничение и выполнение обязанностей всех участников образовательного процесса. Коллегиальность же может быть осуществлена в двух формах. Первая из них выражается в непосредственной демократии. Она имеет место при проведении общих собраний, конференций и педагогического совета, в которых принимают участие все члены коллектива учреждения. Вторая форма коллегиальности выражена в представительной демократии. Это различные комиссии и комитеты, членами которых становятся представители определенной части коллектива.

Специфические принципы управления

К этим положениям относят:

  1. Педагогическую направленность управления. Свое выражение данный принцип получает в стремлении руководителя всегда оставаться профессионалом. При этом ему важно проявлять терпение к имеющимся недостаткам своих подчиненных и заинтересовывать их в успехе, поддерживая коллектив и создавая условия взаимопомощи и позитивной соревновательности между его членами.
  2. Нормативность. Данный принцип управления предполагает собой опору в деятельности руководителя на законодательные акты. Ему также необходимо выполнять нормативные требования, которые содержатся в государственных стандартах образования, в учебных программах, а также в ведомственных документах, поступающих от вышестоящих организаций, осуществляющих управление образованием.
  3. Единство существующих педагогических позиций. Реализовать данный принцип в управлении образовательным учреждением возможно только в том случае, если все субъекты такого процесса будут объединены содружеством, общим осознанием поставленной цели, общей ответственностью и примут способы организации деятельности.
  4. Сочетание интересов педагогов и учащихся. Такой принцип управления реализуется посредством обеспечения приоритетности интересов учеников, а также соблюдения и защиты прав каждого из участников процесса образования.

Специфика управления ДОУ

Дошкольные учреждения призваны первыми создавать те психолого-педагогические условия, которые способствовали бы развитию личности ребенка и удовлетворяли бы запросам обществам. При этом им важно учитывать и потребности своих воспитанников.

девочка стоит у доски

Управление дошкольной образовательной организацией должно проводиться на основе принципов целеполагания, кооперации и разделения, комплексности и систематического самосовершенствования.

Для достижения конечной цели руководства ДОУ, которая состоит в создании условий, дающих возможность развиваться личности ребенка, понадобится решить целый комплекс задач. Среди них:

  • изучение уровня проводимой воспитательно-образвательной работы с последующим анализом полученных данных;
  • рациональное планирование;
  • выявление передового педагогического опыта и его распространение в своем коллективе;
  • использование современных научных методик работы с детьми;
  • осуществление обучения и воспитания дошкольников на занятиях, а также в повседневной жизни;
  • контроль проводимого образовательного процесса.

Специфика управление профессиональным обучением

Основным ведущим фактором, который определяет деятельность училищ, лицеев, техникумов и колледжей, является учебно-воспитательная работа. Она представляет собой педагогический процесс, в котором задействовано теоретическое, а также производственное обучение, практика и воспитательная работа. Такой процесс и является главным объектом управления профессиональной образовательной организацией.

большая аудитория

Результатом работы руководителя таких учреждений должно стать формирование готовности будущих специалистов к трудовой деятельности.

При осуществлении внутриорганизационного управления решаются задачи активизации и ориентации педагогов на выполнение поставленных задач. Для этого руководитель обеспечивает разработку программы, которой придерживаются сотрудники учреждения. Помимо этого, решается задача по созданию стимулирующих условий, которые призваны удовлетворить эмоционально-потребностную сферу личности. Это моральное и материальное вознаграждение, комфортный психологическо-социальный климат в коллективе, нормальная организация труда и т.д.

Технологии управления

Современный мир меняется постоянно и динамично. Происходит усложнение, а также совершенствование технологий информатизации сферы образования. Причем данное направление приобретает фундаментальное значение.

мужчина и женщина в деловых костюмах

Современные технологии управления образовательной организацией используются в системе не только школьного образования, но и в ДОУ, а также в лицеях, техникумах, вузах и других подобных учреждениях. Они стали возможны благодаря информатизации общества, представляющем собой глобальный социальный процесс. Состоит он в сборе, накоплении, а также в последующей обработке, хранении и передаче данных с помощью современных средств вычислительной и микропроцессорной техники.

Современные технологии в управлении образовательной организацией позволяют:

  • совершенствовать механизмы руководства;
  • создавать методологические системы образования, способствующие гармоничному развитию личности;
  • совершенствовать стратегии, позволяющие отобрать самые эффективные организационные формы обучения и воспитания;
  • вести различные виды деятельности по самостоятельной обработке информации;
  • создавать и использовать компьютерные тестирующие и диагностирующие методики контроля над деятельностью учреждения, работающего в сфере образования.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Следят за новыми комментариями — 6
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.