Митрополит Александр Введенский - отечественный религиозный деятель, который считается одним из основных лидеров и идеологов обновленческого раскола. Он являлся членом обновленческого Священного синода до его непосредственного самороспуска в 1935 году. При этом занимал важные посты в церковной иерархии, например, возглавлял в качестве ректора столичную богословскую академию, основанную в 1923 году. Вскоре после начала войны против фашистов получил церковный титул "Первоиерарха Православных церквей в СССР". Известный христианский апологет и проповедник, заработавший в первые годы существования советской власти репутацию оратора, благодаря ярким выступлениям на общественных диспутах с противниками религии. В этой статье мы расскажем его биографию.
Детство и юность
Митрополит Александр Введенский родился в Витебске на территории современной Беларуси. Он появился на свет в 1889 году. Его отец, которого звали Иван Андреевич, преподавал в гимназии латинский язык. Позже стал директором этого учебного заведения, действительным статским советником, даже получил титул дворянина.
Мама героя нашей статьи Зинаида Соколова была родом из Петербурга. Известно, что она скончалась в 1939 году.
По некоторым сведениям, его дед был крещеным евреем, получив фамилию по храму Введения, в котором служил псаломщиком.
Образование
Александр Иванович Введенский получил разностороннее образование. После гимназии учился на историко-филологическом факультете в Петербургском университете.
Затем решил продолжать дальнейшее обучение в Санкт-Петербургской духовной академии. Сюда он уже пришел подготовленным студентом, впечатляя знаниями однокурсников и преподавателей.
За полтора месяца 1914 года Введенский сдал все экзамены экстерном, получив диплом Санкт-Петербургской духовной академии.
В начале духовной карьеры
В том же году герой нашей статьи был рукоположен, став пресвитером. Церемонию провел Гродненский епископ Михаил (Ермаков). В начале Первой Мировой войны его назначили полковым священником.
Рассказывают, что уже на самой первой своей службе начал произносить текст Херувимской песни. Все присутствовавшие буквально остолбенели, потом что он делал это с характерным подвыванием и болезненной экзальтацией. Так, будто это было декадентское стихотворение...
В 1917 году Александр Иванович Введенский оказался в числе организаторов "Союза демократического православного духовенства и мирян". Это было объединение религиозных деятелей, которые выступали за необходимость проведения радикальных реформ в отечественной церкви. Оно возникло в Петрограде, просуществовало до начала 1920-х годов. Большинство его участников стали деятелями обновленчества. Введенский в Союзе занимал должность секретаря.
Также он входил во Временный совет Российской республики, известный как Предпарламент, представляя так называемое демократическое духовенство.
В 1919 году получил назначение настоятелем церкви Елисаветы и Захария, расположенной в Петрограде. Очевидцы вспоминают, что священник в то время пользовался большой популярностью, люди буквально ходили за ним толпами. Его каждый приезд на службу становился событием. Он поражал своим блестящим образованием, к тому же был потрясающим оратором.
На встречи, которые он организовывал в частных учреждениях, собирались целые толпы, которые рвались его послушать. Когда власти запретили эти сборища, он продолжил их проводить на территории церкви. Его речи никогда не касались политики. Эти своеобразные проповеди поражали прихожан своей искренностью, глубокой верой священника, объемной эрудицией. Чувствовалась его духовная связь с паствой, которая впадала в экстаз.
В 1921 году Введенский стал протоиереем.
Раскол
В мае 1922 года Введенский вместе с еще несколькими представителями церкви приехал на Самотек, где в тот момент находился под домашним арестом патриарх Тихон. Он обвинил главу РПЦ в проведении безответственной политики, которая спровоцировала конфронтацию церкви и государства. Введенский настоял, чтобы на время домашнего ареста патриарх сложил с себя полномочия. Тихон так и поступил, передав управление митрополиту Ярославскому Агафангелу.
Через несколько дней Тихон поручил передавать канцелярские дела патриархата группе клириков, в которую входили священники Сергий Калиновский, Евгений Белков и протоиерей Александр Введенский.
Далее резолюция Тихона была выдана за его отречение. Проигнорировав передачу дел Агафангелу, который продолжал находиться в Ярославле, священники обратились к епископу Леониду (Скобееву), попросив возглавить деятельность своей группы Ее назвали Высшим церковным управлением. Уже через день Леонида на этом посту сменил Антонин (Грановский).
Вскоре от сторонников патриарха последовал симметричный ответ. Петроградский митрополит Вениамин (Казанский) объявил Введенского вместе с Белковым и Красницким отпавшими от общения с церковью за их самовольство. По сути, это было отлучение от церкви, которое Вениамин снял, только оказавшись под угрозой расстрела.
В июле Введенский подписал ходатайство о помиловании лидеров петроградского духовенства. Авторы этого документа преклонялись перед большевистским судом, признавая действующую власть. Исполком они просили смягчить наказание церковников, которые были приговорены к высшей мере наказания.
Во главе Союза
В октябре герой нашей статьи приступил к руководству Союзом общин древлеапостольской церкви. Это была одна из структур обновленчества. В ее задачи входило поднятие вопроса о реформе церкви, борьба с буржуазной церковностью, а также возвращение подлинных принципов христианства, которые якобы к тому времени были забыты большинством христиан.
Весной 1923 года Введенский становится активным участником Поместного Священного Собора, который стал первым обновленческим. На нем было подписано постановление о лишении монашества и сана патриарха Тихона.
В мае был возведен в сан епископа. Примечательно, что на тот момент Введенский был женат, однако у обновленцев это не считалось преградой для получения данного церковного сана. После он женился еще раз.
В 1924 году обновленческий епископат поручил Введенскому вести зарубежные дела, возведя в сан митрополита Лондонского. Таким способом обновленцы предприняли попытку заполучить приходы за пределами СССР. Однако план провалился. Сам Введенский вошел в состав обновленческого Священного Синода, состоял в президиуме вплоть до его самороспуска в 1935 году.
В октябре 1925 г. был избран "товарищем председателя" на Третьем Всероссийском поместном соборе. На заседании прочитал доклад о современном положении православной церкви, обвинив представителей Московского патриархата в связях со штабами монархистов за границей и получении от них директив.
Затем зачитал записку обновленческого "епископа" Николая Соловья, который был авантюристом. Само послание сейчас считается заведомо ложным. В нем патриарх Тихон обвинялся в том, что отправил в зарубежный монархический штаб документ, в котором благословил на российский престол Кирилла Владимировича. Это был политический шаг, который власти использовали в качестве предлога, чтобы арестовать митрополита Петра (Полянского), который был Патриаршим местоблюстителем.
Характеризуя митрополита Александра Введенского, люди, лично знавшие его в этот период, утверждали, что он был подвержен страстям и порывам. Любил деньги, но при этом его нельзя было назвать корыстным, так как он их постоянно раздавал. Его главной слабостью и страстью были женщины. Ими он увлекался буквально до потери рассудка.
При этом был увлечен музыкой, каждый день проводил за роялем по 4-5 часов. Часто каялся, публично называя себя грешником. Со временем в нем начали все более явно проявляться пошлые черты в характере. Это было какое-то детское тщеславие, любовь к сплетням, а также трусость. Это последнее качество в соединении с тщеславием превратили его в приспособленца, который присягнул советской власти. В душе Введенский продолжал ненавидеть большевиков, но при этом верно им служил.
Обновленчество
Митрополит Александр Введенский начинает играть ключевую роль в обновленчестве. Это направление в русском православии начала XX века, которое сформировалось после Февральской революции. Его целью было "обновление" Церкви. Предполагалась демократизация всех ее институтов, управления, а также самих богослужений.
Состоялся обновленческий раскол, в котором сторонники Введенского выступили против патриарха Тихона. При этом они декларировали безоговорочную поддержку режима большевиков, а также всех преобразований, которые они проводили.
В результате раскола в Русской православной церкви в 1920-е годы обновленчество стало играть большую роль, получая поддержку от властей. Это движение принято рассматривать в русле попыток коммунистов модернизировать русское православие, от которых позже они отказались.
С 1922 по 1926 годы это было единственная православная церковная организация в РСФСР, официально признанная властями. Некоторые приходы признавали другие поместные Церкви. Своего наибольшего влияния обновленческий митрополит Александр Введенский достиг в 1922-1923 годах, когда около половины российских приходов и епископата подчинились обновленческим структурам.
Примечательно, что в самом начале обновленчество не было четко структурировано. Отдельные представители движения даже оставались в конфронтации между собой.
С 1923 по 1935 годы в истории РПЦ действовал Священный Синод Православной Российской Церкви, которым руководил Председатель. Первым был Евдоким Мещерский, а затем его последовательно сменили Вениамин Муратовский и Виталий Введенский. После самороспуска Синода в 1935 г. им единолично руководил Виталий Введенский, а с 1941 г. видный церковный деятель Александр Введенский.
По обновленчеству был нанесен серьезный удар во время сталинских репрессий 1937-1938 годов. С осени 1943-го государством было решено ликвидировать обновленцев. Представителей данного движения начали массово убеждать возвращаться в лоно Московского патриархата.
В истории РПЦ смерть Введенского считают официальным концом обновленчества. Хотя формально еще оставались нераскаявшиеся обновленческие иерархи. Последним из них был Филарет Яценко, скончавшийся в 1951 году.
Дневник митрополита
С 1929 года Введенский ведет дневник, который озаглавливает "Мысли о политике". Считается, что эти записи были ему необходимы на случай ареста. Он рассчитывал, что их обнаружат в его бумагах, что поможет ему облегчить свою участь.
В этом дневнике он пишет о Сталине, как о "гениальном человеке", поддерживает разгром оппозиции внутри партии. При этом критикует интеллигенцию, обвиняя ее в двурушничестве. Именно в этом он видит причину недоверия к советской власти.
При этом сокрушается, что вокруг не хватает искренних сторонников коммунизма. Даже среди обновленцев, по его словам, их недостаточное количество.
Запрет проповедей
Важное место в биографии митрополита Александра Введенского занимает руководство храмом Христа Спасителя вплоть до его закрытия в 1931 году. После этого он становится настоятелем храма Петра и Павла, расположенного на Новой Басманной улице. Там же находилась и духовная академия обновленцев.
В 1935 году, оставаясь митрополитом, женится во второй раз. Вскоре после этого становится известно о закрытии Никольского храма. Тогда он переходит в церковь Спаса на Большой Спасской улице. С декабря 1936 года служит в церкви Пимена Великого в Новых Воротниках.
В то же время ему объявляют, что права религии в СССР существенно ограничиваются. Согласно новой сталинской конституции служителям культа запрещается проводить проповеди, при этом допускается отправление религиозного культа.
По свидетельству современников сразу после этого проповедческий дар будто бы покинул Введенского. Все его проповеди после 1936 года оставляли тягостное впечатление. Гениальные озарения исчезли, а огненный темперамент безвозвратно угас. Митрополит превратился в заурядного священника, который длинно и скучно излагал давно уже всем известные и знакомые истины. В то время Введенский сильно деградировал.
Считается, что в 1937 году несколько раз едва не был арестован, но все-таки остался на свободе. Возможно, благодаря покровительству неких высокопоставленных чиновников. В то время несколько месяцев его жизнь и свобода находились под угрозой.
Первоиерарх
Титул Первоиерарха герой нашей статьи получил в апреле 1940 года. Вскоре после начала войны самовольно объявил себя патриархом. Была даже инсценирована торжественная интронизация.
На это негативно отреагировали не только священники Русской православной церкви, но и обновленческое духовенство. Поэтому через месяц он отказался от титула.
С октября 1941-го по конец 1943-го оставался в эвакуации в Ульяновске. За это время ему удалось эффективно воссоздать на местах многие обновленческие церковные структуры. Например, он совершал архиерейские хиротонии, руководил кафедрами, оставленными без настоятелей. В этот период многие храмы открывались как обновленческие, особенно в Тамбовской области и Средней Азии.
Ликвидация обновленчества
В конце 1943 года советская власть решает избавиться от обновленцев, которые не оправдали возложенных на них надежд. Все представители этого движения массово начинают возвращаться в Московский патриархат. Введенский пытается удержать епископов, которых власть практически вынуждает переходить под начало Московского патриархата. Все эти попытки терпят неудачи.
В марте 1944 года он пишет письмо Сталину, в котором заявляет о готовности принять участие во всенародном подвиге. Он жертвует свой архиерейский крест, усыпанный изумрудами. В ответе генералиссимуса, который был опубликован в газете "Известия", Сталин поблагодарил его от лица Красной Армии. Но при этом именует его не Первоиерархом, на что, безусловно, рассчитывал Введенский, а Александром Ивановичем.
Через месяц после капитуляции фашистской Германии обращается о просьбе принять его в Московскую патриархию. В сентября ему отвечают, что готовы видеть его исключительно в качестве мирянина. Ему было предложено место рядового сотрудника в Журнале Московской патриархии. Из-за этого Введенский решил не возвращаться в РПЦ.
Летом 1946 г. герой нашей статьи умирает в возрасте 56 лет в Москве от паралича. Отпеванием руководит обновленческий митрополит Филарет Яценко. Очевидцы вспоминают, что оно состоялось в храме святого Пимена, который был переполнен. При этом многие пожилые прихожане высказывались крайне негативно о покойном из-за того, что у гроба собрались все жены Введенского. Практически никто в толпе не крестился.
Служба при этом долго не начиналась. Еще большим удивлением стало то, что дожидались устроители церемонии российской революционерки, первой женщины-министра в истории Александры Михайловны Коллонтай, которая незадолго до этого вернулась из Швеции. Там она с 1930 года была сначала полномочным представителем СССР в королевстве, а затем полномочным и чрезвычайным послом. Она встала рядом с женами Введенского.
Александра Ивановича похоронили на Калитниковском кладбище вместе с матерью.
После его смерти обновленчество окончательно кануло в Лету. В 1950 году был сожжен архив Введенского по приказу руководителя Совета по делам РПЦ, генерал-майора Георгия Карпова.