Относительно генезиса корпоративного государства в обществе сформировался довольно устойчивый стереотип. И, как правило, образование данной модели социального устройства прочно связывают со временем фашистско-диктаторских режимов. Такие страны, как Испания, Италия и гитлеровская Германия, принято считать исторической колыбелью этого феномена, хотя это не совсем верно. Корпоративное государство имеет непростую историю как в общественно-политическом воззрении, так и в знаменательной практике человечества.
Определение термина
Еще от начала времен по причине разного вида деятельности и уровня жизни люди постоянно делились на профессиональные и сословные группы. Разбирая это явление, Платон выдвинул гипотезу, что если правление страной вверить этим группам, то принятые решения будут обусловлены уже не интересами отдельных личностей, но потребностями всех сословий, вследствие чего исчерпаются всякие разногласия между частным и общим. В своем известном труде "Государство" философ воплотил замысел корпоративности, спроектировав на ее принципе модель общественного уклада.
Согласно большинству словарей, термин "Корпоративное государство" используется для определения одной из форм государственного авторитарного режима, при которой исполнительные органы власти формируются из главных представителей профессиональных корпораций, выделенных правительством. Перечень таких корпораций охватывает профсоюзы, различные правозащитные организации, союзы предпринимателей, религиозные сообщества и прочие крупные объединения. При этом государство ставит довольно жесткие требования на отпуск лицензий таким организациям, тем самым контролируя их количество и деятельность. Интересно отметить, что в "корпоративных" государствах, отметившихся в истории, во всех без исключения учреждался режим "вождя".
Истоки корпоративизма
Одними из первых, кто заговорил о корпорациях, были немецкие мыслители XVIII века. В своих убеждениях они старательно аргументировали, что порядок в обществе должен созидаться не иначе как на корпоративных основах. Для И.Г. Фихте (1762-1814 гг.) верхом такого социального устройства виделось государство, берущее ответственность за разумное распределение между гражданами обязательств, прав и доходов.
Корпоративные идеи обрели широкое развитие в работах Г. Гегеля (1770-1831 гг.), где он впервые начал применять термин "Корпорация". По мнению философа, только с помощью этого учреждения возможно претворить в жизнь групповые и частные интересы. Немного ранее корпоративистские взгляды освещали в своих публикациях Т. Гоббс, Дж. Локк и Ж.Ж. Руссо. Им удалось обосновать наличие политических институтов и доказать необходимость слаженной координации государственных и общественных интересов.
Христианская концепция
Огромное влияние на формирование корпоративной модели государства оказала Римско-католическая церковь, предложив ее как решение индивидуализма и классовой борьбы. В своем выступлении от 1891 года Папа Римский Лев XIII подчеркивал обоюдную зависимость между всеми подразделениями общества и побуждал к классовому пособничеству для регулирования конфликтов.
Чуть ранее своим вкладом в формирование новой концепции отличился немецкий политик, богослов и епископ В. фон Кеттелер. Он уделил внимание изучению социального положения общественных групп, особенно рабочего класса. Кеттелер предложил сословную демократию взамен либеральной, которая станет основой социального благополучия и стабильности. В его доктрине ядро демократии представляет корпоративная система, способная предостеречь от классовых разногласий и проблем, при ней все группы будут задействованы в общественно-политической жизни, а каждый индивид, будучи подключенным к работе в корпорации, станет радеть о своих социальных и политических правах.
Корпоративное государство: доктрина Дюги
В конце XIX – начале XX столетия идеи солидаризма приобрели значительную популярность в Европе, при этом имели свои отличительные черты в каждом государстве. Французский юрист Леон Дюги (1859-1928 гг.) разработал теорию социальной солидарности, где базовым посылом стала мысль о делении общества на классы, каждый из которых несет свое предназначение и функцию для обеспечения общественной гармонии. Дюги полагал, что корпоративное государство станет достойной сменой публичной власти государства, где сотрудничество классов будет содействовать преодолению негативных социальных проявлений. Согласно теории вводилось понятие корпораций (синдикатов), с помощью которых реализовывалась бы взаимосвязь труда и капитала.
В России взгляды Дюги получили положительный отклик среди таких видных правоведов, как М.М. Ковалевский и П.И. Новгородцев. На идеи о "классовых функциях" благожелательно ссылались и некоторые советские юристы 1918-1920 годов, в числе которых магистр права А.Г. Гойхбарг.
Республика Фиуме: первая попытка
В 1919 году портовый город Фиуме под предводительством поэта Габриэле Д`Аннунцио провозгласил всему миру о своей суверенности и сделал первую попытку установления корпоративного государства. В действительности это было устроение фашистского правления со всеми его специфическими проявлениями: воинственными лозунгами и песнями, массовыми шествиями в черных рубашках, своеобразными древнеримскими приветствиями, ежедневными выступлениями вождя. Итальянский авантюрист и кутила серьезно взялся проводить эксперимент по построению тоталитаризма в отдельно взятой местности.
Основой нового государства выступала итальянская система гильдий, успешно существовавшая в средние века. Все население Фиуме было разделено по профессиональному признаку на десять корпораций, которые представляли определенные классы общества и имели правовой статус. Для гражданина Республики членство в одной из них, в зависимости от рода занятия, было обязательным. Любопытно, что ведущую корпорацию, в соответствии с конституцией, представляли "сверхлюди", к которым относили себя Д’Аннунцио и его окружение. В дальнейшем опыт Фиуме был использован Бенито Муссолини в ходе формирования нацисткой доктрины.
Фашистская модель
В классическом понимании сутью корпоративного государства является концепция, согласно которой все отношения между трудом и капиталом координируются государством через профессионально-отраслевые корпорации, а парламент представляется корпоративным советом. Эту идею с особенной тщательностью пытались воплотить в жизнь страны с фашистским режимом.
В 1920-х годах в Италии при диктаторском правлении Муссолини независимые профсоюзные организации были смещены синдикатами, находящимися под правительственным контролем. Синдикаты собирались в корпорации и, получив определенные полномочия от государственных органов, вырабатывали постановления для регуляции производства и трудовых отношений. В 1939 году место итальянского парламента заняла "палата фасций и корпораций", состоявшая из руководства фашистской партии, министров и членов корпоративного совета.
Еще одним ярким примером корпоративного государства в фашистском формате является Португалия при режиме Антониу ди Салазара (1932–1968 гг.). Установив запрет на работу профсоюзных организаций, Салазар пытался уменьшить социальную напряженность путем объединения рабочих и работодателей в контексте корпоративного механизма. В каждом виде хозяйственной и культурной деятельности допускалась лишь одна профессиональная ассоциация, низовое звено учрежденного правления.
Концепция корпоративного государственного устройства наиболее полно была реализована в Испании при правлении Франсиско Франко (1939-1975 гг.).
Корпоративное социальное государство
В последующие годы синдикализм Л. Дюги, а точнее его плоды, начали рассматривать как форму демократии. Ключевая роль в обеспечении интересов всех социальных групп общества при ней отводилась объединенным профессиональным организациям, общественным союзам и государству.
Корпоративная модель социального государства подразумевает систему обязательств и ответственности корпораций (компаний) за материальное благополучие своих сотрудников, где в основе лежит социальное страхование. Финансируемые преимущественно за счет взносов, услуги страхования могут отличаться в зависимости от профессиональной группы. Всем сотрудникам предоставляются обязательные социальные гарантии, в числе которых пенсионное обеспечение, оплачиваемый отпуск, врачебный контроль и частичная оплата медицинских услуг, дополнительные льготы и прочее.
В данной модели государства предполагается наличие трех самых главных корпоративных групп: государство, профсоюзы и бизнес-сообщество. Именно между этими группами распределяются основные властные блоки, определяющие структуру и форму политического устройства социального государства. Законы и экономические гарантии дает государство, но оно не их исполнитель. Эта модель характерна для таких стран, как Германия, Франция, Италия, Бельгия и Австрия.
Заключение
На протяжении долгого времени корректное понимание корпоративного государства благодаря словесной эквилибристике всех его сторонников и противников было затруднительным. Общество демонстрировало неоднозначное отношение к этому феномену, и подчас оно являлось негативным. Однако если обратиться к истокам самой концепции, в ней не предполагалось никакого гнета и несправедливости, преодоление классовой вражды должно было достигаться путем правильного распределения прав и обязанностей. Государство должно обеспечивать своим гражданам равенство перед буквой закона и одинаковые возможности, при этом дальнейшее неравенство будет основываться уже не на привилегиях, связанных с происхождением, но на индивидуальных качествах личности и труде.