Основная религия на Бали – индуизм. Вера Святой Воды – другое, более поэтичное ее название. Религия Индонезии и Бали вобрала в себя многие элементы буддизма и анимистических культов местного населения. По сравнению с индуизмом индийским, у нее есть некоторые различия. С одной стороны, относительно не явное восприятие некоторых идей (например, перевоплощения), с другой – расцвет определенных элементов, которые в Индии оказались на грани исчезновения, например, культа Девы Баруны (богини воды), система четырех варн и так далее.
История
Первыми, кто поселился на Бали, стали китайские иммигранты, которые попали сюда примерно в 2500 году до нашей эры. Спустя тысячу лет балийский принц Аирланга захватил соседний остров Ява. А с распространением на Яву ислама в 16 веке на Бали бежала большая часть аристократии. Тогда и установился здесь окончательно индуизм.
Индонезия является самым большим мусульманским материком в мире с более чем 80% последователей ислама. Культура Бали отличается от общепринятых здесь догм радикально. Завоевания, колониальная политика, война, ислам – все это история острова. Но как в поговорке: “Что нас не убивает, то сделает нас сильнее”, культура Бали выстояла перед натиском. Можно только представить себе, как много ей пришлось пройти, чтобы выжить и как теперь она сильна.
Пантеон
В уникальной религии острова Бали богом является Синг Хьянг Тунггал, что означает "понимаемый". Появляются боги и богини традиционно индуистские, из которых наибольшей популярностью пользуются Шива, затем Дева Шри (богиня урожая), Дева Баруна (божество моря). Кроме того, почитают последователи религии Бали все множество местных божеств: духов гор, рек, деревьев и т. д.
Касты
Общество там разделено на четыре отдельные касты (варны), известные с древних времен Индии.
Во-первых, это варна брахманов: они делятся на пользующихся огромным уважением лиц, ответственных за ритуальное очищение воды, необходимой для обрядов, и на лиц более низкого уровня - предоставляющих жертв во время религиозных церемоний.
Варна кшатриев – это каста воинов. Вайшьи – это слой торговцев. Варна шудров – это каста фермеров.
На Бали основная религия и традиции правят жизнью. Также ее ритм определяется еще и фазами луны. Здесь располагаются традиционные храмы, существуют церемонии, проходящие почти каждый день – не зря это место называют Островом Богов.
День начинается рано. Несет пожертвования на шероховатых листьях пальм каждая балийская семья, подносящая ежедневно дары богам. Трудно не заметить этого, потому что таких людей видно практически везде: перед домами, в транспортных средствах, на улицах, перекрестках дорог. Нетрудно себе представить, что подготовка к этому требует много работы и времени, так что более богатые местные домохозяйки покупают просто готовые подношения в больших количествах и хранят в холодильниках.
1700 ступеней
Чтобы добраться до одного из главных индуистских храмов на острове, необходимо преодолеть более 1700 ступеней лестницы. Как говорят местные люди, в этом случае нельзя жаловаться, потому что никогда не увидишь вершины. Тяжелый двухчасовой поход награждается великолепными видами на окрестности, а в хорошую погоду даже на соседний остров Ломбок.
Самая интересная в архитектурном отношении часть храма находится на одном из нижних его уровней. Приводят к ней характерные балийский ворота, за которыми виден вулкан Агунг. Доминирующий в ландшафте с высотой 3142 м, он является наиболее священной горой острова. Балийские люди верят, что это обиталище богов и духовный центр Бали. Агунг также имеет свою темную сторону – в 1963 году в результате извержения погибло 2000 людей. Некоторые говорят, что это связано с большой церемонией Эка Даса Рудра, которую проводят раз в 100 лет, чтобы спасти мир от разрушения. Последняя должна была состояться именно в 1963 году. Но уже в начале года Агунг начал дрожать.
Местные священники восприняли это как гнев богов и предположили, что, скорее всего, установили не ту дату празднования. К сожалению, ничего с этим нельзя было сделать, ведь участие в Эка Даса Рудра подтвердил президент Индонезии и высшие сановники. А потом произошло извержение.
Неудивительно, что Агунг вызывает уважение и страх у местных жителей. Именно по этой причине в его сторону направлен каждый традиционный балийский дом и изголовья кроватей жителей острова. Храм, построенный у его подножия, очень часто посещают многочисленные местные жители.
Нгабен – радостная траурная церемония прощания
История религии на Бали такова, что многие вещи ее последователи воспринимают совершенно иначе, нежели европейцы. В живописной долине, окруженной сетью рисовых полей, лежит небольшая деревня Бугбуг. Там приходили в этот мир поколениями прародители местного населения. И там с ними прощались в последний раз во время нгабен. Тела выкладывают на временные могилы, ожидая, пока финансовое положение семьи позволит организацию важной церемонии в жизни каждого последователя религии Бали. Это достаточно дорогая церемония. На нгабен для двух человек нужно выделить более 40 миллионов рупий (около 180 000 рублей).
Трудности
Это невероятно высокая для среднестатистической семьи цена. Сумма покрывает расходы на длящуюся несколько дней церемонию со служением священников, проживанием и пропитанием для семьи и друзей. Но на нгабен последователи религии Бали не скупятся, ведь это один из самых важных ритуалов перехода. Экономить на покойниках нельзя. Потому что потом он навещает семью ночью и просит больше. А этого местное население не хочет и боится.
Атмосфера этого ритуала скорее радостная, потому что люди верят, что умершего ждет очередное воплощение. Он может воплотиться в кого-нибудь из еще не рожденных членов семьи.
Религия, полная ритуалов
Нгабен - это только один из многих балийских ритуалов перехода. Первую церемонию проводят, когда еще ребенок лежит в утробе матери; еще одна проводится сразу после его рождения. На двенадцатый день жизни священник ритуально очищает ребенка от дурных влияний. На сорок второй - ему дают имя, и тогда, наконец, после трех месяцев жизни он может коснуться земли.
Подростков ждет ритуальное распиливание зубов. Острые зубы считаются характеристикой животных и демонов. Это действительно не больно, по утверждениям местных. Большое значение в религии Бали играет еще и свадьба. Проводятся множество собраний в семейных храмах: церемонии, сопровождающие возникновение новых зданий, обряды для автомобилей, для животных, для рисовых полей. Их все невозможно посчитать и кажется, что нет на Бали дня без праздника.
Так, здесь проводится День Тишины, во время которого пустеют улицы, на сутки замирает жизнь на острове. Галунган - это время, когда Бали выглядит наиболее красиво. Перед домами стоит декоративный бамбук, местные играют на музыкальных инструментах и готовят лавар, традиционное блюдо на основе свинины и овощей. Поедая его вместе с семьей, балийцы одаривают друг друга сладостями и подарками. Галунган, символизирующий победу добра над злом, можно сравнить с нашим Рождеством. Именно с самыми близкими людьми проводят этот день.
Современность
Однако в наши дни многое меняется на Бали. На месте рисовых полей растут отели и рестораны, по дорогам ездит все больше и больше скутеров и автомобилей, а очаровательный когда-то городок Убуд превращается в Мекку для туристов. К счастью, все еще легко сойти с избитых троп, заблудиться в джунглях узких улочек и найти почти никому неизвестный храм.